Оригинал здесь -
http://alt.kp.ru/daily/24600/772018/ и здесь -
http://alt.kp.ru/daily/24604/775131/ Записки детского психолога: «Мамам девочек мам мальчиков не понять»
Автор - детский психолог Ирина Семенихина
Все мамы на свете когда-то были девочками. И поэтому когда у женщины рождается дочка, все очень просто: загляни в свой «сундучок с сокровищами», собери в кучку воспоминания о том, как тебе самой жилось в детстве, что радовало и огорчало, чего для счастья не хватало - и вперед! Воспитывай по образу и подобию своему.
А вот когда рождается существо, прямо тебе противоположное…
Попробуй-ка, достань свои девчачьи «бирюльки», чтобы сынишку воспитывать, - он их раскидает, поломает и по-своему применит.
Вздохнешь, сложишь весь свой опыт обратно в сундучок и не доставай, пока Бог дочку не даст.
Мальчишкам в детстве приходится непросто: весь мир под девчонок заточен.
Воспитанием-то занимаются почти исключительно тетеньки! И дома, и в школе, и в детском саду. На улице и то - попробуй только устроить пацанячью возню, обязательно какая-нибудь тетенька замечание сделает.
То ли дело девочки - чинно сидят, в песочке копаются, на качельке качаются…
А мальчишек все несет куда-то. Куда, интересно? И как их, этих неугомонных пацанят, воспитывать?
Ответы на эти вопросы частично дал один очень интересный дяденька по фамилии Геодекян в своей теории асинхронной эволюции.
Он заявил, что у природы разные планы насчет мужчин и женщин: на самцах, мол, природа проводит эксперименты, от них зависит прогресс человечества, а тетеньки созданы, чтобы сохранять и передавать гены, доказавшие свою эффективность для выживания. И все развитие мальчиков и девочек, функционирование их мозга и, конечно, поведение подчинено этой глобальной эволюционной задаче.
Мужчинам положено осваивать новые территории, и их мозг направлен на высокую поисковую активность (не зря в стабильной ситуации мужчина частенько чахнет и скучает или приключений ищет, чем порой сильно раздражает своих близких женщин).
Маленький пацанчик по этой же причине будет с первых месяцев жизни живей, подвижней и активней любой девчухи. Чем маму свою будет с ума сводить.
А уж в детском саду тем более такие свойства не поощряются: их там, в группе, как гороху! И если девчачьи игры с самого раннего детства направлены на освоение ближайшей территории, то мальчишки активно расширяют «ареал» - быстро бегают, далеко кидают и исследуют все, что их окружает. Опасно!
И начинают мальчиков за их «излишнюю» активность корить и ругать…
А они, вместо того чтобы раскаяться и исправиться, чаще всего ершатся и сопротивляются - так уж устроен их мозг. Послушание - удел девчонок, им по природе своей положено адаптироваться к любым условиям.
Ругать и наказывать мальчиков и девочек нужно тоже по-разному.
Мужской мозг дает эмоционально яркий ответ только в первые секунды, а потом ему необходимо переключиться на деятельность. В диких условиях ведь как было: мужчина увидел хищника - хватай, беги, дерись!
А женский мозг всегда готов к эмоционально долгому ответу, сопереживанию, «перевариванию» эмоциональной ситуации и, главное, готовности быть включенным в эту ситуацию. Женщине-то при виде хищника надо прятаться, детей уносить.
Задача ее - не победить, а выжить: и пока мужчина борется, она переживает в сторонке.
И если мама или воспитатель долго-долго мальчика ругают, к его совести призывают - он просто перестает слушать и начинает либо огрызаться (сил у него уже нет эти эмоции держать!), либо убегать или под стул прятаться. Чем, конечно, вызывает новую волну раздражения: «Ты меня даже не слушаешь!»
Мальчиков лучше наказывать, если уж он этого заслужил, без эмоций.
Как бы странно это ни звучало.
То, что мальчики и девочки отличаются друг от друга не только внешне, - оно, конечно, видно невооруженным взглядом.
Психофизиологи вон вообще утверждают, что могут слету определить - мальчик это или девочка, взглянув на записи биотоков мозга едва родившегося ребеночка. Безо всякого внешнего осмотра.
А в книжках с советами по воспитанию, между прочим, звучит слово «ребенок». Бесполое существо. Немудрено, что многие советы и «общепринятые нормы развития» на практике не работают. Или работают, но не так, как обещают авторы.
А тут еще, согласно последним научным данным и жизненным наблюдениям, выясняется, что мальчики легче «ломаются»: чуть что не так в окружающей среде - они болеют, неврозы выдают или в развитии отклоняются. И как из такого хрупкого существа растить настоящего мужчину, спрашивается?
Будем растить аккуратненько. Набравшись терпения и спокойствия.
Этого добра, конечно, любой маме хорошо бы иметь чем больше, тем лучше, но мамам мальчиков - особенно.
Во-первых, учимся не завидовать мамам девочек.
Если в детском саду при всем честном народе ваш пацанчик устроил вам бурю на тему «Я не хочу в детский сад!!!», а мама девочки гордо посматривает в вашу сторону, завязывая бантик вполне довольной жизнью дочурке, скажите себе: «Мужской мозг имеет более низкую способность адаптации к условиям окружающей среды» - и спокойно продолжайте уговаривать своего сынишку смириться с необходимостью остаться в группе.
Ключевое слово здесь - спокойно.
Потому что нервная система у мальчишек более реактивна - то есть когда вы выходите из себя, мальчишка тут же «добавит» себе ваших эмоций.
А все потому, что у мальчиков, по данным все тех же психофизиологов, значительно медленнее происходит процесс миелинизации нервной системы (механизм увеличения скорости проведения нервного волокна. - Прим. ред.).
Суть этого процесса заключается в том, что отростки нервных клеток постепенно «обматываются» шванновскими клетками (это такие специальные вспомогательные клетки нервной ткани), и возбуждение передается не с такой сумасшедшей скоростью, как у совсем маленького ребенка. И за счет этого постепенно появляется способность контролировать свои эмоции и действия.
Так вот: у мальчиков более-менее существенная миелинизация происходит только годам к шести, а у девочек - гораздо раньше. Поэтому девочки в четыре года уже вон какие чинно-благородные, а мальчики еще скачут и прыгают, как дикие обезьянки.
Кстати, если мальчик леворукий, то та самая миелинизация у него замедленна еще больше. И поэтому к семи годам он может быть к школе совсем не готов. Хотя интеллектуально часто даже опережает своих праворуких друзей (если его не переучивали).
Такого парня, если есть такая возможность, лучше отдавать в класс, где поменьше учеников.
Вообще, очень рекомендую запомнить слово «миелинизация». Скажете себе в случае, когда мальчик выдает вам очередные «фортеля»: «Ах, все дело в миелинизации!», - и успокоиться (вам) будет гораздо легче.
А чтобы миелинизация шла быстрее, мальчиков надо хорошо кормить, давать им мясо и молоко, больше с ними гулять и разрешать прыгать и скакать. А еще лучше - плавать.
Это «было» во-первых.
Теперь «во-вторых»: старайтесь отслеживать у себя желание запугать ребенка.
Это только кажется, что взрослые редко делают это в процессе воспитания… Страшно не справиться, недосуг, некогда, не знаем как. А напугать ведь гораздо проще, чем найти общий язык, и призывы к послушанию очень часто соседствуют с угрозами.
Попросите как-нибудь сына показать, какое лицо бывает у мамы, когда она его воспитывает. И как?
И банальное - будьте счастливы, дорогие мамы мальчиков и девочек.
Это очень полезно для процесса воспитания.