Конспект книги Г.Ньюфелда и Г.Матэ "Не упускайте своих детей". Часть 1

Oct 08, 2012 16:16

В сообществе alpha_parenting  по четвергам последовательно обсуждают главы из книги  Гордона Ньюфелда и Габора Матэ "Не упускайте своих детей". Читать обсуждения можно по тегу читаем книгу.

В комментариях  lara_barabu пишет краткие конспекты глав. С разрешения автора делаю их перепост.

Глава 1. Почему родители сегодня значат больше, чем когда-либо.


Ребенок открыт для воспитательного воздействия со стороны взрослого, только если он очень сильно привязан к этому взрослому, стремится к контакту с ним, к близости.
В начале жизни это стремление к привязанности проявляется в основном на физическом уровне: ребенок буквально льнет к родителю, нуждается в том, чтобы его держали на руках. Если все идет по плану, привязанность влечет за собой появление эмоциональной близости и в конце концов приводит к формированию тесной психологической связи. Детей, у которых отсутствует такая связь с родителями/опекунами, очень сложно воспитывать, а зачастую даже обучать. Только отношения привязанности могут создать подходящий контекст для воспитания.
Секрет родительского воспитания не в том, что делает родитель, а в том, кем он является для ребенка.

Глава 2. Смещенные привязанности, искаженные инстинкты.

У человека может быть много привязанностей: к работе, с семье, к друзьям, к спортивной команде, к кумирам, к вере - но мы не выносим их конкуренции. В браке, когда какая-либо привязанность угрожает близости супругов, эмоционально она воспринимается как роман на стороне. Если муж игнорирует свою жену, погружаясь с головой в интернет, жена чувствует себя брошенной и испытывает ревность.
Привязанность - это стремление к поддержанию контакта, близости, интимности: физическое, поведенческое, эмоциональное и психологическое. 
Первая задача привязанности - выбрать компасную стрелку (ориентир): ею становится человек, к которому ребенок привязан.
Ориентационная пустота, состояние, когда у нас нет ничего или никого, кто помог бы нам сориентироваться, абсолютно невыносима для человеческого мозга. 
ШЕСТЬ СПОСОБОВ ЧУВСТВОВАТЬ ПРИВЯЗАННОСТЬ:
1. Ощущения. Начинает проявляться еще в младенчестве и не покидает человека никогда.
Ребенку необходимо физически чувствовать человека, к которому он привязан, вдыхая его запах, глядя ему в глаза, слыша его голос или ощущая прикосновения. Когда близость находится под угрозой или прерывается, он испытывает тревогу и протестует. 
Чем менее зрелой является личность, тем в большей зависимости от этого базового вида привязанности она находится.
2. Похожесть. Как правило, проявляется к тому моменту, как ребенок начинает ходить. Ребенок старается походить на тех, кого считает самыми близкими. Он старается принять ту же форму существования или выражения путем подражания и копирования. 
Другим средством формирования привязанности через сходство является идентификация. Чем более зависимым является ребенок или взрослый человек, тем более интенсивной будет эта идентификация. 
3. Принадлежность и преданность. Также появляется в раннем детстве, если все идет правильно. Близость с кем-то подразумевает отношение к этому человеку как к своей собственности. Для маленького ребенка быть привязанным к кому-то или чему-то - означает предъявлять права на объект привязанности - будь то мамочка, папочка, плюшевый мишка или младшая сестренка.
Ориентированные на ровесников дети ревностно стремятся к обладанию друг другом и стараются защитить себя от потери. Для многих подростков вопрос, кто чей лучший друг, может стать вопросом жизни и смерти. 
За принадлежностью следует преданность - потребность сохранять верность и послушание по отношению к выбранным фигурам. Преданность может быть очень сильной, но она просто является следствием привязанности.
4. Значимость. Это необходимость ощущать, что ты нужен кому-то.В человеческой природе заложено держаться за то, что мы ценим. Если мы дороги человеку, это обеспечивает близость и связь между нами. 
Проблема этого вида привязанности в том, что она делает ребенка крайне уязвимым. Стремление получить одобрение какого-то человека заставляет нас страдать, если мы не чувствуем, что важны именно для него. Если мы стремимся к одобрению, проявления неодобрения ранят нас. 
5. Чувства. Чувства тепла, любви и нежности. Ребенок, находящийся в эмоциональной близости с родителями, может спокойно пережить физическое расставание, сохраняя при этом близость к родителю. Если привязанность через ощущения - первый и наиболее примитивный ее вид - можно назвать самой короткой из привязанностей, любовь будет самой длинной. 
Но когда отдаешь кому-то свое сердце, есть риск, что его разобьют. Некоторые люди неспособны быть эмоционально открытыми и чувствительными, если в раннем возрасте почувствовали себя отвергнутыми или брошенными. Человек, который любил и был ранен любимым, может впоследствии предпочитать другие, менее эмоциональные виды привязанности. Когда более глубокие формы привязанности кажутся слишком опасными, начинают доминировать ее менее связанные с эмоциями модели.
6. Быть познанным. Этот вид привязанности формируется через знание. Первые признаки этого вида привязанности, как правило, становятся заметны к моменту, когда ребенок идет в школу. Чувствовать близость с кем-либо значит чувствовать, что этот человек тебя знает. В некотором смысле, этот вид привязанности повторяет привязанность через ощущения, но здесь человек уже не физически, а психологически испытывает потребность быть увиденным и услышанным. Знаком такой близости часто являются общие секреты. Дети, ориентированные на родителей, не любят хранить от них секреты, поскольку для них это означает потерю близости. Этот вид близости является самым редким, поскольку отсутствие секретов (психологическая нагота) делает людней очень уязвимыми. Тем не менее, никакой другой вид близости не может превзойти по своей силе ощущение того, что тебя знают и все равно любят, принимают, одобряют и радуются тому, что ты есть.
Эти 6 способов чувствовать привязанность только в одном случае ведут к настоящей близости. В процессе здорового развития отношений 6 нитей сплетаются в 1 толстый канат, помогающий сохранить контакт даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. Чем менее зрелый ребенок, тем более примитивным будет стиль его привязанностей. Ориентированные на ровесников дети часто остаются незрелыми, а их эмоциональная сфера развивается таким образом, чтобы избегать любой сознательно проявляющейся уязвимости.Такие дети выбирают сходство как наименее уязвимый вид привязанности. Дети, ограниченные в выборе видов привязанности, попадают в серьезную зависимость от них. Если есть только 1 способ удержаться, хватка будет напряженной и отчаянной.
Когда первичные привязанности вступают в противоречие, одна из них выходит из игры. Ребенок может ориентироваться либо на ценности мира взрослых, либо на ценности ровесников, но не на те и другие одновременно. Мозг привязанности незрелой личности не может выдержать 2 ориентирующих влияния одинаковой силы, 2 набора сообщений, диссонирующих друг с другом. Ему необходимо выбрать одно из двух. В противном случае, эмоции будут спутаны, мотивация парализована, а действия несогласованны. Ребенок перестанет понимать, куда двигаться.
Привязанность имеет биполярную природу (близость и отталкивание могут сменяться с большой скоростью в зависимости от того, куда повернута стрелка компаса привязанности).
Отталкивание:
- отрицание сходства
- высмеивание (насмешка)
- передразнивание
- игнорирование, отрицание

Глава 3. Как мы дошли до жизни такой.

Привязанности обычно появляются на свет одним из двух способов.
Способ 1. Естественным образом вытекают из уже существующих привязанностей (например, мама знакомит ребенка с няней или другом семьи, дает возможность присмотреться, понаблюдать за общением родителей с этим человеком и привыкнуть, принять его).
Способ 2. Вызываются к жизни в ситуациях, когда пробелы в привязанностях становятся невыносимыми.

Глава 4. Мы утрачиваем силу быть родителями.

Сила - это естественный родительский авторитет.
Этот естественный авторитет вытекает не из принуждения или насилия, но из правильно выстроенных отношений с ребенком.
Сила, которую мы потеряли - это сила управлять вниманием наших детей, способствовать развитию в них благонамеренности, пробуждать их защитные силы и поощрять их стремление к взаимодействию. Без этих четырех способностей все, что нам остается - это принуждение и подкуп.
Секрет родительской силы - в зависимости ребенка. Именно зависимое положение ребенка, в первую очередь, делает родительство необходимым. Если бы дети в нас не нуждались, мы бы не нуждались в родительской силе.
Каждый ребенок рождается с потребностью в воспитании, но по окончании периода младенчества и раннего детства не все дети обязательно будут искать его у родителей. 
Наша родительская сила заключается не в том, насколько зависим ребенок, а в том, насколько он зависим именно от нас.
Сила, позволяющая нам исполнять родительские обязанности, заключена не в беспомощности нашего ребенка, а в том, что он обращается за помощью именно к нам.
Мы не можем по-настоящему заботиться о ребенке, который не рассчитывает на нашу заботу о нем или который зависит от нас только в плане еды, одежды, крыши над головой и по другим материальным причинам. Мы не можем эмоционально поддерживать ребенка, который не обращается к нам за помощью в удовлетворении своих психологических потребностей. Очень тяжело направлять ребенка, который не нуждается в наших указаниях; попытки помочь тому, кто не ищет нашей помощи, утомительны и обречены на провал.
Родительская сила переходит к тем людям, от которых зависит ребенок, не важно, являются ли эти люди действительно достойными этого, подходящими, ответственными или способными к сопереживанию, не важно, взрослые это люди или нет.
Семена зависимости от ровесников, как правило, начинают прорастать к начальным классам, но именно в средней школе усиливающаяся несовместимость привязанностей к родителям и к ровесникам подрывает нашу родительскую силу.
То, что кажется нам независимостью - это всего лишь зависимость перешла к другим.
Мы так стремимся к тому, чтобы наши дети быстрее начали делать все самостоятельно, что просто не замечаем, насколько зависимыми они на самом деле являются.
Родители жалуются на то, что дети поступают им наперекор и отталкивают их, но они редко замечают, что дети перестали обращаться к ним за советом, поддержкой и помощью.
Их беспокоит то, что дети не подчиняются их спрведливым требованиям, но они, кажется, даже не задумываются о том, что дети больше не стремятся заслужить их нежность, одобрение и признательность.
Они не замечают, что дети теперь обращаются к ровесникам за поддержкой, пониманием, близостью и чувством принадлежности.
При перемещении привязанности зависимость перемещается тоже. Такая же участь постигает родительскую силу.
Чтобы воспитание было эффективным, необходимы три компонента: зависимое существо, которому нужна забота, взрослый, желающий взять на себя ответственность, и крепкая привязанность ребенка к этому взрослому. Наиболее важный компонент этой смеси - привязанность ребенка к взрослому - чаще всего игнорируют или упускают из виду.
Мы упускаем из виду главное: важны не навыки родителей, а отношение ребенка к ответственному за него взрослому.
Когда мы узко фокусируемся на том, что нам следует делать, мы становимся слепы к нашим взаимоотношениям с собственными детьми и к неполноценности этих отношений. Родительство - это прежде всего отношения, а не навыки, которые необходимо приобрести. Привязанность - это не поведение, которому следует учиться, а связь, которую нужно отыскать.
Импульсивные дети (или взрослые) не могут отделить эмоции от действий. Что бы ни пришло им в голову, они тут же воплощают это в жизнь. 
Плохо адаптироваться - значит не уметь адаптироваться к ситуациям, когда что-то идет не так, и не уметь извлекать пользу из неблагоприятных ситуаций, усваивать уроки негативных последствий собственных действий. 
Из-за такого неумения родителям приходится решать больше проблем, связанных с неадекватным поведением, и оно же лишает их важных инструментов управления поведением ребенка. Например, негативные техники, такие как предупреждения, попытки пристыдить, ограничения, дисциплинарные меры и наказания, бесполезны для тех детей, которые не извлекают из них уроков.
Воспитание должно быть естественным и интуитивным, но оно будет таким только если ребенок к нам привязан.
Чтобы вернуть себе силу быть родителями, мы должны снова сделать наших детей полностью зависимыми от нас - не только в физическом, но также в психологическом и эмоциональном плане, именно так, как это было задумано природой.

Продолжение следует.

возрастные кризисы, Развитие, power to parent, Что читать, Психология, Воспитание

Previous post Next post
Up