Оригинал здесь -
http://www.semiaplus.ru/klin/index.php?option=com_content&task=view&id=84&Itemid=85 ПЛОХИЕ ПРИВЫЧКИ ХОРОШИХ ДЕТЕЙ
Автор - Ирина Вшивкова, перинатальный психолог и семейный психотерапевт
У каждого человека самой первой привычкой было сосание. Нет ничего более естественного и приятного для младенца, чем сосание материнской груди. Это удовлетворение почти всех его жизненных потребностей - в пище, тепле, безопасности и любви.
По сути, СОСАНИЕ - это то, что в первую очередь связывает ребенка с большим миром вокруг. Так почему же мы искренне удивляемся, когда в ответ на недружелюбность этого самого большого мира, ребенок или даже взрослый инстинктивно ищет «сосок»?! Когда человеку не хватает уверенности в себе, самостоятельности, или он волнуется, или предстоит какое-то важное дело, он почти машинально берет что-нибудь в рот (будь то палец, одежда, игрушка или карандаш). Таким образом, ребенок или взрослый помогает себе обрести спокойствие и взять себя в руки. Кстати, благодаря достижениям техники ученым удалось установить, что при неблагоприятном течении беременности беспокойство ребенка в утробе выражается именно сосанием пальца.
Итак, успокоение сосанием вполне естественно для ребенка. Но интересный вопрос: почему одни дети делают это эпизодически, а другие постоянно сосут палец, грызут ногти, облизывают губы и т. д.?
В норме сосательный инстинкт постепенно ослабевает к двум-трем годам. Если же трех -четырехлетний ребенок не хочет отказываться от пустышки, постоянно обсасывает уши у плюшевого зайца или до крови обкусывает свои ноготки, значит, что-то не так… Скорее всего малыш чувствует себя неуютно в этом мире.
Самостоятельный - не всегда счастливый
- Ваньке уже скоро четыре, а он засунет палец в рот и сидит, - жалуется мама, - я его ругаю, он все понимает, и все равно назло сосет. С Юлечкой такого не было - ей раз скажешь, как отрезало. А мальчишки все такие…
Если ты нежеланный или нелюбимый ребенок, ты об этом знаешь. Ну, может быть, не знаешь, но интуитивно чувствуешь. И тебе до боли в горле хочется кричать! Только не знаешь, какие слова нужны, чтобы тебя поняли и полюбили… И ты от бессилия просто берешь палец в рот, как бы отгораживаясь и защищаясь от мира, который не любит…
Конечно, далеко не всегда причина так остра. Возможно, ребенку просто не хватает ласки и тепла, потому что мама пропадает на работе; или родители часто ссорятся, собираются разводиться; а может быть, в семье родился младший ребенок, и старшему кажется, что его теперь любят меньше.
Вредные привычки могут провоцировать и определенные стратегии воспитания. Есть родители, которые сознательно придерживаются установки: даже новорожденного ребенка нельзя баловать, иначе «сядет на голову». Детские психологи считают, что плохие привычки часто появляются у детей, которые с рождения испытали явный дефицит внимания со стороны родителей. Эти малыши подолгу оставались одни в кроватке, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. Как правило, таких детей еще и рано отлучили от груди или резко забрали у них «пустышку», оставив сосательный инстинкт неудовлетворенным.
В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок испытывает скуку или страх и ищет успокоения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что нет рядом мамы. Когда же обеспокоенная мать появляется и стремится отвлечь малыша от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: ребенок занят сам собой. Малыш сам себя утешает и источник впечатлений также ищет в самом себе. Получается, что сосание пальцев, губ и т.п. компенсирует ребенку нехватку любящих рук, глаз. Эта самостимуляция может перерасти в привычку и растянуться на долгие годы.
В других случаях ребенок замечает обратившую на него внимание мать и тогда включается обратный механизм. Малыш чувствует, что нашел способ привлечь внимание мамы. Он активно продолжает делать то, от чего отучают. А продолжает, потому что, пока отучают, он получает долгожданное внимание. Такой замкнутый круг.
Не много ли мы требуем?
Дашенька пошла в первый класс… Она знала, что там ее ждет много интересного, добрая учительница, веселые одноклассники и «пятерки». Так говорили мама с папой. Но однажды Даша совсем неожиданно получила «тройку» по физкультуре. Она плакала и не знала, как сказать об этом несчастье родителям. Они так радовались ее отличным оценкам, называли «умницей», и вдруг такое… После той злополучной «тройки» у девочки и появилась привычка грызть ногти. Родители убеждали дочь в том, что это вредно, на что Даша отвечала: «Я не хочу - они сами грызутся!»
Несоответствие завышенным требованиям родителей является большим стрессом для ребенка. Если что-то получается не так, как ожидают мама с папой, у ребенка возникает чувство вины и он неосознанно хочет наказать себя. Именно по этой причине психологи считают, что большинство «саморазрушительных» привычек (ребенок грызет ногти, вырывает волосы, кусает себя) появляются от желания сделать себе больно - наказать за какую-то провинность или даже «дурные» мысли и желания. Кстати, заметьте: в мудром русском языке слова «грызение» и «угрызение» (совести) имеют один корень. Иногда разобраться в проблеме родителям помогает элементарный анализ собственной воспитательной стратегии. Необходимо задать себе ряд вопросов: «Уверен ли ребенок, что я буду его по-прежнему любить, даже если он не научиться играть на гитаре?», «Дочь ходит на гимнастику, потому что ей это нравится, или потому что не хочет расстраивать меня?», «Не боится ли меня мой сын?» и т. д.
Душевный разговор «на равных», вполне возможно, поможет вам понять причины беспокойства ребенка. Может оказаться, что сын стащил брелок у приятеля в детском саду, или дочь очень переживает, что недавно обманула бабушку. В этой ситуации ребенок, который очень боится разочаровать родителей и быть наказанным, будет молчать и неосознанно сам себя «бичевать», причиняя какую-нибудь физическую боль. Например, одна маленькая девочка постоянно ковыряла спичкой в зубах (пока десны не начинали кровоточить), потому что вопреки строгому запрету папы дружила с «плохой» девчонкой из их подъезда.
Подобные истории случаются в семьях, где степень доверия между родителями и детьми не так высока, как это необходимо ребенку для душевного благополучия и спокойствия; где «маленький человек» знает, что «большие люди», если им что-нибудь рассказать, будут тебя оценивать и наказывать, а не пытаться понять. А только твердая убежденность в том, что тебя будут любить всегда, помогает ребенку найти силы, чтобы признаться в проступке, а значит пережить и забыть неприятный эпизод.
Закрепляем привычку сами
Итак, в причинах и механизмах появления таких действий, как сосание, грызение, щипание, кусание мы попытались разобраться. В большинстве случаев эти действия вызваны тревогой и неуверенностью в себе. Однако каждый ребенок испытывает различные стрессы и нуждается в успокоении, но не каждый имеет навязчивую вредную привычку. В чем же дело?
Оказывается: для того чтобы эпизодическое сосание пальца или грызение ногтей превратилось в привычку, кто-то должен обратить на это внимание. Но не просто заметить, а еще и отругать, рассказать, как это плохо, и в дальнейшем навязчиво следить за тем, чтобы ребенок ничего не брал в рот. К сожалению, именно такую тактику «борьбы» применяют многие родители. Но ведь ребенок тянет палец в рот почти неосознанно, поэтому замечания родителей не заставят его прекратить, а, скорее всего, сделают привычку еще более навязчивой («запретный плод сладок» - девиз, который так любит наше подсознание). Кроме того, борьба с самим действием не имеет смысла, потому что корень зла кроется в психологическом состоянии ребенка. То есть, если даже мальчик или девочка под давлением родителей перестанет грызть ногти, вполне вероятно, что спустя время появится какое-нибудь другое навязчивое действие - облизывание губ, например. Тревога-то и неуверенность не исчезли…
Как же отучить ребенка от вредной привычки?
- Постараться установить с ребенком нежные и доверительные отношения, выяснить, что беспокоит или заботит его, чего он боится. Эти знания помогут вам разобраться в ситуации и вернуть ребенку уверенность в себе, своих силах и любви близких. А эта уверенность - главный враг тревоги, а значит и всех вредных привычек!
- Не лишайте ребенка необходимого физического контакта с мамой ни в младенчестве, ни в старшем возрасте.
- Старайтесь сократить количество требований и запретов.
- Сделайте жизнь ребенка радостной! Следите за тем, чтобы малыш получал много разнообразных впечатлений, чаще играл. А вот интеллектуальные нагрузки в большинстве случаев лучше сократить.
- Не берите с ребенка обещаний прекратить, например, грызть ногти. Его воля еще недостаточно развита. Нарушив данное обещание, он почувствует себя еще хуже, потому что к чувству тревоги добавится чувство вины.
- Если у вас не получается разобраться в проблеме самостоятельно, обратитесь за помощью к детскому психологу.
И последнее. Бывает, что ребенок «подсматривает» какую-нибудь вредную привычку у другого ребенка или у взрослого. Может начать ковырять в носу, как Сережка из детского сада, или постоянно теребить ухо, как старший брат. Если вы не станете заострять на этом внимание, скорее всего, «чужая» привычка спустя какое-то время исчезнет.
Мария Воронцова
«Семь нянек» благодарит за помощь в подготовке материала и ответы на вопросы наших читателей перинатального психолога и семейного психотерапевта Ирину Вшивкову (г. Москва):
Тяга к одеялу, простыням, привычка жевать волосы, края кофточки и кусать губы, обкусывание ногтей, дергание за ушко, носик, брови, реснички - все это одного поля ягодки, попытки ослабить накопившееся напряжение или беспокойство. В любом случае это - симптомы, свидетельствующие лишь об одном: малыш нервничает. Это не недостаток воспитания, это сигнал, на который родители должны адекватно отреагировать. Иными словами, как при решении любой проблемы, нужно сначала понять ее причину, а после выбрать оптимальное решение.
Беспокоить маленького может и невнимание к нему родителей, и слишком сильная опека. Недостаток ласки компенсировать довольно легко. Постарайтесь чаще обнимать свое сокровище, целуйте его, гладьте по спинке, плечикам, ручкам, по голове. Многим мамам и особенно папам трудно бывает сказать: «Мишенька я так тебя люблю, я так рад(а), что ты мой ребенок!» Взрослые, не бойтесь избаловать ребенка и не стесняйтесь: это довольно просто, только постарайтесь. Попробуйте сделать это один, два, три раза специально. Поверьте, очень скоро ласка и нежность станут для вас абсолютно естественным выражением чувств. Чаще разговаривайте с ребенком, играйте в его игры. В то же время слишком опекать карапуза тоже не стоит. Как и перегружать его день умственными занятиями (языки, музыка, математика, спортивные секции и т.д.), до которых малыш просто не дорос. Они вызывают слишком сильное нервное напряжение, ослабить которое ребенок может лишь вышеупомянутым нетрадиционным способом, который взрослые окрестили «вредной привычкой».
Анастасия, 25 лет, г. Ростов: Сколько себя помню, всегда обдирала ногтями кожу на губах. А недавно заметила: то же самое делает моя двухлетняя дочь. Теперь стараюсь не подавать ей плохой пример, замечаний не делаю: или отвлекаю чем-нибудь, или незаметно убираю ее руки ото рта. Меня родители постоянно ругали за «губы», и я знаю, что это не выход. Подскажите, чем я могу помочь дочери?
Мнение психолога: Вы сами понимаете, что ругать бесполезно. Говорить, что рот будет болеть, тоже. Важно понять причину действий дочери. Стоит вспомнить, что губы - это рот, а рот - средство самовыражения. Возможно, здесь и кроется проблема. Не исключено, что дочь готова о чем-то говорить, спрашивать и т. д., но у нее нет такой возможности. Маме полезно не только следить за своим поведением (пример, вероятно, все же успели подать), но и понаблюдать за тем, имеет ли дочь возможность самовыражаться, насколько терпимо вы относитесь к ее еще не правильной речи. Может быть, вы слишком часто ее поправляете, или каждый раз, когда слово звучит неправильно, ваше лицо выражает неудовольствие (пусть и очень завуалированное).
Галина, 32 года, г. Ростов: Не могу отучить сына грызть ногти на руках. Началось это, когда ему было лет шесть (а сейчас уже двенадцать). На некоторое время нам удавалось решить проблему. Мы договорились, что если в пятницу вечером у него все ногти целые, то в субботу мы идем в магазин и что-нибудь ему покупаем (игрушки, книжки). Он терпел пару месяцев, «зарабатывал», а потом сорвался и опять начал грызть. Что теперь придумать, не знаю.
Мнение психолога: Похоже, вы попробовали все, что не стоило делать: упреки, наказание и даже подкуп. Бесполезно. В таком возрасте вы настолько закрепили эту привычку, что для ее исчезновения необходимо уже не ваше воздействие, а, например, понравившейся ему девочки. Если девочка косо посмотрит на ногти сына, то, скорее всего, у мальчика появится желание последить за ними. С другой стороны, уповать только на будущую девочку (кто знает, когда она появится?) не стоит. Подумайте о том, чтобы уже сейчас изменить свое отношение к проблемам сына.
Во-первых, стоит объявить, что он уже достаточно большой, чтобы решать свои проблемы самостоятельно. А это значит, что грызть или не грызть ногти - это его дело, и вы в это больше не вмешиваетесь. Не вмешиваться - означает действительно никак не реагировать: никаких упреков, никаких косых взглядов (пусть даже ради этого придется, стиснув зубы, убегать по внезапно возникшим делам).
Во-вторых, подумайте над тем, какие требования вы предъявляете сыну, не завышены ли они, отвечают ли его возможностям. Если завышены, то планку необходимо снизить. Учитесь принимать сына таким, какой он есть, и он станет таким, каким вы хотите его видеть.
Ксения, 22 года, г. Ростов: Хочу рассказать, как я перестала грызть ногти. Эта привычка меня преследовала с детского сада. Родители ругали, били по рукам - бесполезно. А когда мне было 8 лет, старшей сестре подарили микроскоп. Она дала мне под микроскопом рассмотреть то, что у нас скапливается под ногтями. Ужасное впечатление! Всякое желание грызть ногти пропало.
Мнение психолога: Метод хороший, но годится только для подростков или слишком нервных дошкольников (впечатлительных, с высоким уровнем тревоги). Последние ногти грызть перестанут, но, вероятнее всего, появится новая привычка. Так что стоит поискать причину и устранить именно ее.
Оксана, г. Ростов: Наш трехлетний сын Денис последнее время приобрел привычку кусаться. Он может в игре укусить меня или папу, или когда я его одеваю или умываю. Бывает, подойдет незаметно сзади и укусит за ногу. Много раз говорили, что нам больно, а Денис или молчит, или говорит, что шутит. Откровенно говоря, я теперь испытываю напряжение, когда сын близко подходит. Но не кусать же его в ответ?
Мнение психолога: Да, кусать, в ответ не стоит. Проблема не только в том, что вам больно, но и в том, что ваша реакция (напряжение в ответ на приближение ребенка) может закрепиться у Дениса как реакция на него женщин вообще, а это не лучшим образом может сказаться на его взрослой жизни.
Для начала стоит вспомнить о том, что ребенок любое напряжение (злится, голоден, испытывает зависть, ревность и т.п.) инстинктивно выражает через оральную активность, именно инстинкты научили его кусать. Соответственно надо учить сына другим способам выражения всех чувств. У людей наиболее цивилизованным и социально приемлемым является выражение словом. Если целенаправленно обучать детей владению словом, то кусание пойдет на убыль. При систематическом обучении дети обычно неплохо осваивают умение называть свои чувства и причины недовольства, что постепенно переводит непосредственную оральную активность в вербальную (словесную).
Однако одно развитие речи вряд ли приведет к желаемому результату. Понаблюдайте: не кусает ли сын вас в тот момент, когда вы делаете что-то не так с его точки зрения. Тогда вместо вашей обычной реакции на укус стоит сказать: «Я понимаю: тебе не нравится, как я тебя умываю, но мне приходится делать именно так, чтобы отмыть тебя. Пробуй умываться сам. А в следующий раз лучше сразу скажи, что тебе так не нравится. У меня ведь есть уши, я смогу тебя услышать, и тогда мы быстрее поймем друг друга и сможем договориться».
Если же ребенок не умеет хорошо говорить и договариваться с родителем о своих нуждах, взрослым придется догадываться о возникновении дискомфорта и стараться не доводить ситуацию до кусания.
Елена, г. Ростов: Не знаю, можно ли это считать вредной привычкой: наша пятилетняя дочь Ирочка помешана на сладком. Не представляю, сколько бы она съела конфет, шоколадок, кусков торта, если бы мы ее не ограничивали. А запрещать приходится, потому что ее вес значительно выше нормы. Ира очень переживает каждое «нет», обижается и иногда плачет, хотя мы уже давно установили норму - три «порции» сладкого в день (порция - это конфета или пирожное, кусок торта).
Мнение психолога: Здесь можно говорить о целом комплексе проблем и приобретаемых вредных привычек. С одной стороны, лишний вес в пять лет обычно еще не является большой проблемой, но родительское муссирование этой темы может привести к действительной проблеме. Любые запреты в столь раннем возрасте могут быть обоснованы только стойким нарушением в эндокринной сфере. Все остальные лишь приведут к этим нарушениям и усиленному желанию есть запретное. Сладкое в детском возрасте является одним из обязательных компонентов. Есть даже формула, что «НАКАЗЫВАТЬ запретом сладкого, улицы и объятий НЕЛЬЗЯ». Регулировать вес можно и по-другому. А запреты будут вызывать почти патологическое желание есть сладкое и как результат - его накопление в организме.