Мозг мальчиков. Как помочь мальчикам преуспеть в школе и в жизни. Часть 2.

Apr 11, 2013 14:26

Часть 1 здесь - http://baby-secret-net.livejournal.com/258836.html

islandena пишет здесь - http://islandena.livejournal.com/96895.html

Как мальчики учатся -2

Вторая часть книги Гуриана и Стивенс "Мозг мальчиков" посвящена тому, как создать благоприятные для развития мозга условия и как поддерживать его здоровье. Авторы дают ряд практических рекомендаций, которыми следует руководствоваться при создании развивающей среды как дома, так и в детском саду. Везде, где написано "мальчик", можно с таким же успехом поставить "ребенок", т.к. все рекомендации универсальны.

Часть 2. Благоприятное начало

Глава 3. Помогаем мальчикам учиться до того, как они пойдут в школу

Думать о том, какие навыки помогут мальчикам хорошо учиться, надо задолго до того, как они пойдут в школу. Лучший способ бороться с трудностями - это предупредить их.


Исследования мозга показали, что дети учатся лучше в атмосфере привязанности, которая стимулирует учебу (within an attachment system that emphasizes learning). Человеческий мозг создан для обучения, он может учиться даже в самых неблагоприятных условиях.

Многие люди осознают важность бондинга и привязанности для физического и эмоционального развития, но не представляют, насколько она важна для обучающегося мозга (learning brain).

«Бондинг (bonding) - это мощная эмоциональная связь, которая устанавливается между родителем и ребенком с первого момента, когда они видят друг друга, касаются друг друга, ощущают свою близость. Привязанность (attachment) - это длящаяся, постоянная нежная забота (affectionate caregiving), которая подпитывает инстинктивную связь на протяжении жизни».

«В последние 30 лет исследования привязанности, проводимые в Университете Миннесоты, в Гарварде, Оксфорде и где бы то ни было, показывают, что дети с крепкой привязанностью (well-attached chidren), растущие в атмосфере надежной привязанности (secure attachment system), чаще формируют позитивную самооценку, находят радость в общении с другими людьми, они совестливы (develop a conscience), любознательны и уверены в себе и, главный момент в контексте задач данной книги, - они успешнее в учебе. Учебные преимущества детей с надежной привязанностью обусловлены, вероятно, и биологической причиной: природные механизмы, благодаря которым мозг обучается, требуют надежной привязанности для того, чтобы развиваться в полную силу.

Бондинг и привязанность влияют на саму организацию нервной системы ребенка, стимулируя или подавляя здоровое эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие. При неполноценном бондинге и привязанности наблюдается повреждение в мозолистом теле. В результате у детей могут возникать проблемы с регулированием эмоций, с развитием причинно-следственного мышления, с формированием позитивной самооценки в старших классах школы».

Авторы предлагают создать «план по привязанности» (attachment plan). Подумать, кого из родственников, знакомых и т.п. вы можете подключить для создания атмосферы надежной привязанности в условиях вашей жизни.

Второй важный момент - избегать «провала привязанности» (attachment drop). Если оба родителя работают, убедиться, что все участники ухода за малышом понимают важность бондинга и привязанности и делают все, что нужно (например, воспитатели в яслях знают о важности прикосновений и много носят детей на руках, обеспечивают тактильный контакт).

Мальчики опять оказываются в менее выгодных условиях.  Барри Бразелтон (T.Barry Brazelton) установил, что продолжительность контакта глаза в глаза между ребенком и взрослым у мальчиков меньше, чем у девочек, они больше вертятся, постоянно норовят куда-то сбежать. В результате их не так долго, как девочек, держат на руках, с ними меньше взаимодействуют.

10 способов укрепить привязанность

1. Периоды безраздельного внимания в течение дня.

2. Много одобрения.

3. «Словесное зеркало» (verbal mirroring). Описывайте словами действия сына, слушайте, что он говорит и в ответе повторяйте его слова («ты прав, это большая машина»).

4. Подвижные игры каждый день.

5. Лидерство. Позволяйте вашему сыну руководить вами, как и вы руководите им. В игре имитируйте его действия. Позвольте иму имитировать вас.

6. Энтузиазм. Показывайте, что совместное времяпрепровождение доставляет вам удовольствие.

7. Предсказуемость. Создайте постоянные, предсказуемые ритуалы и ясные границы.

8. Самоконтроль. В своих ожиданиях исходите из реальных возможностей ребенка.

9. Выбор. Научите своего сына принимать решения, это развивает учебные центры в лобной зоне.

10. Адекватная дисциплина. Не допускайте запугиваний, обзывательств, физических наказаний. Все эти методы пагубно сказываются на развитии мозга.

Философия выбора

Выбор - это важный элемент человеческой жизни. Умение делать выбор - навык, необходимый для учебы. Особенно важно тренировать это умение у мальчиков, т.к. оно связано с лобной долей мозга, которая у мальчиков развивается медленнее, чем у девочек. Поэтому предлагать мальчикам выбирать что-то - это отличное упражнение для развития лобной доли. Разумеется, это должен быть выбор, сообразный возрасту ребенка. Например, вопрос «что ты хочешь сегодня поесть?» не подходит для четырехлетнего ребенка. Золотое правило здесь: не давайте ребенку выбор, который вы не готовы принять.

Осмысленный, по возрасту выбор - это пример «хорошего», развивающего стресса для мозга.

Еще одна полезная вещь, которая должна стать частью ежедневной жизни - это проговаривание. Таким образом мы связываем слова с личным опытом, умение, очень важное для мальчиков, которые обычно пользуются меньшим количеством слов, чем девочки.

Как помочь вербальному развитию мальчика

Статистика показывает, что по вербальному развитию (чтение, письмо, сложная речь) мальчики-первоклашки отстают от девочек-ровесник примерно на год-полтора. Да, есть мальчики-говоруны и мальчики-чтецы, но в целом дело обстоит именно так.

Авторы предлагают подумать об этом заранее и предпринять ряд шагов для того, чтобы чтение и письмо в школе не стало для детей «плохим» стрессом.

Что конкретно предлагается делать:

1. «Повторенье - мать ученья». Когда вы отвечаете на вопрос ребенка или задаете ему свой вопрос в ответ, слушайте, что именно говорит ребенок и отвечайте ему, используя его собственные слова и фразы. Такой пересказ развивает языковые навыки. Будет здорово, если хотя бы один человек из родительской команды освоит этот метод.

взрослый: Что случилось с булочкой в тостере?

ребенок: Она стала горячей.

взрослый: Да, она стала горячей. А еще?

ребенок: Кое-где она подгорела.

взрослый: Точно, подгорела. А почему что-то подгорает?

2. Задавайте мальчику вопросы о его повседневных делах.

- Сынок, ты хочешь горошек или морковку?

- Морковку.

- О, тебе больше нравится морковка, чем горошек?

- Да нет, я просто хочу морковку.

Чем старше становится ребенок, тем пространнее и сложнее будут становиться такие диалоги.

3. Смотрите в глаза, когда ваш сын говорит с вами, и поощряйте его поступать так же. Мальчики часто испытывают дискомфорт от контакта глаза-в-глаза, поэтому надо практиковать такой взгляд, чтобы они постепенно расширяли свою зону комфорта. Но: к контакту глаза-в-глаза нельзя принуждать, это вызовет в ответ только возмущение и бунт.

4. Играйте в словесные игры. Все любят играть, а многим мальчикам соревновательность дана от природы. Мальчики любят использовать материальные объекты для учебы, поэтому соедините два этих способа для развития языковых навыков. Главная фишка здесь - соединить слова и пространственно-кинестетический опыт (spatial-kinesthetic experience).

Можно играть с разнообразными карточками: рассматривать их, задавать вопросы; искать предметы, изображенные на карточке, в своей квартире/на улице/за окном. Играть с предметами, которые есть дома (например, стоим рядом с холодильником, открываем ненадолго, ребенок смотрит, что там есть, потом закрываем дверь и спрашиваем: «В холодильнике есть то-то и то, а что еще ты успел увидеть?»)

5. Баланс между развитием крупной и мелкой моторики. Если сомневаетесь, чего сколько есть, можно завести дневник и понаблюдать. Авторы рекомендуют, чтобы хотя бы 20% всех игр и занятий мальчика были связаны с мелкой моторикой.

Смягчайте стрессы в жизни мальчика. Авторы советуют создать в жизни ритуалы, которые бы играли роль неподвижной оси в круговороте жизни. Это может быть ежевечернее совместное чтение, семейные ужины, прогулки на природе, семейные походы, молитва. Что-то тихое, спокойное и регулярное.

Неважно, чем ваш сын будет заниматься в жизни, атмосфера вашего дома закладывает фундамент для успешной учебы.

Глава 4. Развивающая среда для мальчиков дошкольного возраста

Из чего состоит бой-френдли развивающая среда?

Во-первых, это пространство. Главное, что нужно запомнить - то, что для ребенка игра - это и есть «учеба». Большинству мальчиков требуется для их игр больше места, чем девочкам, мальчикам даже стол нужен большего размера из-за их привычки разбрасывать вещи. В замкнутом тесном пространстве они чувствуют себя подавленными и быстро начинают «ходить по потолку».

Так учится их «пространственный» (spatial) мозг: сначала все разбросать - а потом рассортировать и собрать каким-нибудь иным способом.

Много радости (и пользы) может принести мальчикам особая «доска достижений». Это может быть большой стенд, на котором мальчик сам размещает свои работы или «сокровища», по всякому их сортирует и группирует.

Во-вторых, это "книги, кубики, пинки (Books, Blocks and Karate Kicks)"

Всем детям нужны книги, а мальчикам особенно: хорошо иллюстрированные, с дополнительными возможностями (что-то выдвигается, отгибается, складывается, что-то можно разобрать или собрать), книги о том, как устроены вещи, книги о героях, книги, которые стимулируют креативность и любознательность.

Вторая совершенно необходимая вещь - это конструкторы всех размеров и мастей. Пространственный мозг мальчиков требует деятельности, в ходе которой можно манипулировать объектами в пространстве.

И третье, с чем часто бывают несогласны педагоги, - это возможность физического взаимодействия. Многие педагоги выступают против этого пункта, т.к. не хотят «поощрять жестокость и агрессию». Но: часто мы принимаем за агрессию то, что на самом деле ею не является. Разумеется, в условиях детского коллектива необходимо постоянно следить за детьми и поддерживать дисциплину, пресекать слишком опасные, болезненные и жестокие выходки. Однако часто за тем, что мы считаем агрессивной игрой, скрывается мальчишеская радость от физического контакта.

Для такого рода коммуникации между мальчиками Гуриан вводит термин «заботливая агрессия» (agression nurturance). Для установления контакта мальчики, которые часто не сильны в словесном выражении своих чувств и эмоций, используют действие, жест. Их взаимные пинки, толчки и подзатыльники - это форма близости. Для них настолько же эффективная, как объятия и добрые слова. Таким образом они учатся доверять и принимать свою и чужую слабость и силу в игровой, поддразнивающей манере.

В-третьих, это свет

Всем детям нужно много света, а мальчикам особенно.

Развитие, Что читать, sex&gender, Воспитание, Школа

Previous post Next post
Up