Часть 1 здесь -
http://baby-secret-net.livejournal.com/271658.html tukka_ пишет здесь -
http://users.livejournal.com/tukka_/214137.html (про возраст первоклассников)2
Пора - когда ребенок ребенок вступит в возраст, когда из дошкольника он превращается уже в человека следующего, младшего школьного возраста.
Это превращение не только формальное: ходит в школу/не ходит в школу. Да, я знаю, что у нас все происходит в деятельности, а стало быть, и эта готовность получается только в результате соотвествующей деятельности - но это не должен быть 1 класс, это д.б. подготовишка к школе, подгтовительная группа детского сада, где мягко и привычно помогают войти в новые условия и научиться новому, а не бросают резко в воду.
А теперь по пунктам, ненаучно и несистемно
1. отношение к себе и к людям.
а)Ребенок должен уметь признавать правила и выполнять условия. Помните Буратину, который никак не мог понять Мальвину с ее яблоками? У Буратины классическая неготовность к школьному обучению. Он не может играть по условным правилам задачи. Дошкольнику хочется красить бабочек разцноцветью, а не 5 в красный, 5 в желтый, а 4 вообще не покрасить. Мы сейчас с Татой это наблюдаем. Занимаемся по игралочке. Ей нравится. В задании покрасьте правый гриб от елки, левый гриб от березки. Сделали. Но на картинке еще 5 непокрашенных грибов, не считая елки и березы. Это ребенка мучает до слез, поэтому после решения собственно задачи - красим остальные грибы и все счастливы.
А знаете, что учит играть по правилам?Те самые незаслуженно лишенные статуса развивающих жмурки-пряталки.
б) критичное отношение к себе и к своей деятельности. умение принимать критику.
дошкольник может нарисовать некрасиво? да вы что. никогда. моя мазюка самая-самая.
представляете, как тяжко с таким отношением в школе?
а если я старался и получил 2-ку?
ха, в первом классе нет оценок? есть-есть. могу школы по номерам перечислить.
так вот, получил 2-ку. всем обидно, но одно дело, когда я понимаю, что надо ровно, а у меня криво, хоть и старался.
другое - когда я, в принципе, не понимаю, внешние условия и необходимость оценки моей работы по ним.
критику принимать не умеют даже взрослые.
но понимать, что если учитель не хвалит/ставит не ту оценку - это не ты плохой и не учитель тебя не любит и вообще я не пойду в школу - это надо.
иначе потом много-много трагедей.
учитель строго сделал замечание за болтовню - она плохая, я ее не люблю. и рыдаю остаток урока.
так в саду бывает.
в школе это уже слишком сложно.снова привет тем самым пряткам-жмуркам, которые учат смотреть на себя со стороны в ситуации конкуренции.
в) умение играть даже не в коллективе - когда все играют. а в группе. по очереди. когда выбирают не тебя.
одно дело - когда я самый лучший. и все мы на 1 месте. другое дело, когда мне предложено посидеть и помолчать, хотя я тоже знаю ответ на вопрос, но надо спросить петю.
снова привет жмуркам, прыгалкам через скакалку и даже детскому саду с его утренниками.
2. РАзвитие мышления-памяти-внимания-воли и т.п.
мышление. должны быть освоены все пространственные отношения. умеет поворачить фигуры в пространстве мысленно.
хороший пример с окошком. на окошке сидит кошка справа от горшка с горошком, солнышко глядит в окошко видит кошку слева от горшка или справа?
т.е. тот самый пример Пиаже с пирамидками должен уйти в прошлое.
должно быть определенное понимание времени.
внимание становится произвольным. т.е. ребенок может слушать не потому что интересно, а потому что НАДО. без этого в школе нельзя.
способен удерживать внимание произвольно определенное время.
должно быть достаточное развитие речи.
и эгоцентрическая речь дошкольника должна уже смениться внутренней речью в большинстве ситуаций.
иначе, ребенок обречен на "маша, я кому сказала, хватит бубнить себе под нос, ты всем мешаешь".
определнный уровень развития памяти, особенно произвольной.
что еще. еще, имхо, стоит помнить про ведущую деятельность. конечно, собственно учебная как ведущая сформируется уже в школе.
но посылки к ее формированию будут заметны еще ДО.
ребенок сядет и будет заниматься, а не играть.
еще должны быть достаточно развиты тормозные реакции. возможность усидеть на месте, помолчать. если за 15 минут автобуса ребенок весь извертится на попе. то что будет в школе.
+я писала про игру "море волнуется раз". помните?
еще...
еще к семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушария. Мозг ребенка "левеет", что находит свое отражение в познавательной деятельности: она становится последовательной, осмысленной и целенаправленной. В речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.
т.е. соотвествующий уровень развития абстрактного мышления.
Ну и в качестве обобщения поцитирую Эльконина:
"Итак, к концу дошкольного возраста мы имеем три линии развития.
1 -- линия формирования произвольного поведения,
2 -- линия овладения средствами и эталонами познавательно деятельности,
3 -- линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Развитие по этим
линиям определяет готовность ребенка школьному обучению.
К этим трем линиям, которые были проанализирован Д Б Элькониным,
следует добавить мотивационную готовность ребенка к школьному обучению. Как
было показано Л. И. Божович, ребенок стремится к функции ученика Так,
например, во время "игры в школу" дети младших возрастов берут на себя
функцию учителя, старшие дошкольники предпочитают роли учеников, та" как эта
роль кажется им особенно значимой."
почитайте про кризис 7 лет.
Читать-писать-считать-твердая кисть - это тоже надо, но это вторично и на это натаскать гораздо проще, чем ускорить собственно психическое развитие ребенка.
Но даже если внешне ребенок вроде как достиг всего этого - то стоит 10 000 раз задуматься, а надо ли раньше.
Особенено в экстремальные 5 лет, когда ребенок еще 100% дошкольник, и только единицы, может бытЬ, уже не дошкольники, и то непонятно, хорошо это или плохо.
Будет ли ребенку скучно вне школы, развитому ребенку в его 5-6 лет?.Ну это зависит от вас. РАзвлекать школой - это сильное заблуждение. Что будет делать потом сильно развитый ребенок на уроках..НУ если родители поймут, что развитие - это не обучение школьным навыкам, и не шпигование знаниями из энциклопедий, то скучно не будет никогда. На свете слишком много всего для познания вне рамок читать-писать-считать, в том числе и для развития речевых или математических способностей.
А если дошкольные занятия= занятиями первого класса, тогда мои соболезнования всем участникам процесса.
Ребенку не может быть скучно играть, стало быть, если ему скучно в развивалке или на занятиях в саду или на ваших занятиях - то неча на зеркало пенять и надо менять методы обучения и развития для 5леток.
Ребенку сейчас хочется в школу, а потом интерес перегорит. - аргумент или нет?
Хочется в школу - это как? Как хочется быть взрослым? Или как хочется на луну? Или "Я буду, как Саша" - привет, дедушке-Ленину?
Или прямо-таки хочется в 5 лет, потому что в саду это не то и не так и ваще. Ну тут - родители, фильтруйте речь свою, мы сами внушаем нашим детям такие отношения к явлениями их жизни.
Интересно учиться писать-читать-считать? Это хорошо. Но как интересно? Когда все организованно через игру? Или занудно-интересно в том числе?
Если через игру - причем тут школа?
Если занудно - то почему вы думаете, что вне школы интерес перегорит,а в школе прям-таки на годы останется. При том, что вне школы можно много чего придумать для развития, скажем, кисти, а в школе будут уроки с палочками, черточками , в лучшем случае обведении цветочком.?..
ОТдавать в школу раньше 7 лет (я-таки держусь этой точки отсчета) - это решение мамы, под которое подтягиваются и на которое натягиваются все прочие показатели или реальная потребность ребенка? А на здоровье это как повлияет? Про здоровье помнить стоит в первую очередь, имхо.
ПРо 5 лет - даже писать не хочется.
Армия? Ну может бытЬ, гуманнее, экстернатом старшие классы, чем в школу ребенка, которому еще надо днем спатЬ и играть столько, сколько влезет, а не 1,5 часа вечером после уроков и репетиторов
, которых сейчас повально нанимают даже первоклассникам?
Да, при всем при этом, я сама пошла в школу в 6 лет. Закончила в 16. Ну..да, тогда я была готова. А вот брат мой, пошедший тоже с 6 - совершенно НЕ, со всеми вытекающими. Хотя...я была готова пойти в школу в 6, закончить в 16 была уже меньше готова. Думается, если бы в вуз я попала не в 16, а чуть позже, я бы только выиграла - не в плане знаний, в социальном плане.
Я не вижу смысла спешить вперед и снижать возрастную планку первоклассников. 6,5-7,5 лет - по ребенку. Но не раньше. Тем более не раньше - в массовом количестве. Тем более, что объем информации и нагрузки в нынешнем первом классе выше, чем были в наше время.
Тем более, что здоровье, в том числе и психологическое, - у ребенка одно.
Тем более что, в средних классах ранний поход на успехи в обучении не влияет.
за 10 лет работы в школе исключений я не видела. перегруженных ранним обучением детей - видела толпы
зы. да, опечатки. извините, уж