Оригинал здесь -
http://www.7ya.ru/article/Ne-uchite-rebenka-schitat-Logicheskie-igry-dlya-malyshej/ Не учите ребенка считать! Логические игры для малышей
Математика для дошкольников - весело и увлекательно.
Автор -
Шевякова АннаКак сделать математику интересной для ребенка? Как поиграть в нее? Как развить у малыша логическое мышление?
У многих взрослых математика ассоциируется с числами и операциями над ними, и поэтому зачастую детей в первую очередь обучают цифрам и счету. Но лучше начинать формировать математическое мышление не с этого.
Мы, взрослые привыкли оперировать буквами, цифрами, схемами - у нас развито абстрактное мышление. Мышление ребенка устроено иначе - психологи называют его образным. Действительно, дети исследуют мир, используя все пять органов чувств: на ощупь, на вкус, по запаху, по звуку и разглядывая его. Вот и математику им прежде всего надо дать "потрогать". А сделать это проще всего в бытовых делах и в игре.
Математика - творческая наука, в нее интересно играть. Математические игры помогают ребенку по-новому взглянуть на мир, обратить внимание на те процессы и закономерности, которых он раньше не замечал. Математическое мышление обогащает личность, делает жизнь более интересной и насыщенной. Основные задачи начального обучения математике - научить ребенка делать самостоятельные умозаключения, находить закономерности и решать логические задачи.
Чему учить в первую очередь?
- В первую очередь стоит научить малыша взаимному расположению предметов: "правее", "левее", "выше", "ниже", "за", "перед". Мы живем в трехмерном мире, и хорошо бы помочь ребенку построить модель этого мира. На эту тему есть множество игр: в робота, на прохождение лабиринта, простейшее программирование.
- Второе важное умение - классифицировать предметы по признакам: сначала по одному, затем по двум и так далее. Например: красные кубики сложить в одну кучку, синие - в другую. Это будет классификация по цвету. Добавляем классификацию по размеру: большие красные фигурки в одно ведерко, маленькие красные - в другое, большие синие - в третье. Тут же можно ввести и классификацию по форме предмета и как следствие познакомить ребенка с геометрическими фигурами.
- Также полезно научить ребенка измерять длины предметов. Можно измерять в метрах и сантиметрах, но лучше сначала использовать различные предметы-мерки: машинки, куклы, затем - ладошки, шаги. И сравнивать, что длиннее и в чем. Например, длину питона можно измерить в яблоках, попугаях или в одинаковых шагах. А можно обвести контур тела ребенка на листе ватмана, а затем измерить его разными игрушками-мерками. Через этот прием ребенок легко усвоит относительность мерок, и ему будет наглядно видно, что сравнивать можно, только если длины измерены одинаковыми мерками.
- Вводить числа лучше всего через подсчет количеств и измерение длин. Важно также показать ребенку разницу между номером предмета (например, шестое яблоко) и количеством (шесть яблок).
- И только после того, как ребенок хорошенько усвоил понятие количеств, можно обучить его математическим операциям: сложению, вычитанию, делению и умножению.
Как мы играем в математику
С нашими детьми мы играем в математические игры с самого раннего детства, лет с 3. Первой была игра "Путешествие котенка". Сын брал в руки игрушечного котенка, мы с ним садились перед глобусом, и путешествие начиналось. Мы представляли себе, что скорый поезд мчит котенка из нашего города через весь континент, и пытались представить себе картины, которые видит котенок. По пути котенку нужно было нарисовать дорогу через лабиринт, или собрать драгоценные камни в пещере, или помочь бобренку построить дом. Конечно, наш сын помогал котенку выполнять предложенные задания. Порой мы "садились" в ракету и летели к звездам, исследуя их, планеты и сам космос. Иногда мы уменьшались до микроскопического размера и путешествовали по кровеносным сосудам человеческого организма, изучая состав крови, а также расположение и свойства органов тела.
Сын рос, задания усложнялись. Следующей его любимой игрой стало "Программирование на языке Лего". Мы рисовали лабиринты, через которые, выкладывая команды "вперед", "назад", "вправо", "влево" четырьмя цветами блоков Лего, нужно было провести робота или машинку. В это же время было много игр на классификацию и на сортировку предметов.
Затем был организован математический кружок для детей 4-6 лет - мы провели вместе два года, играя и изучая новое. Потом у нас родились дочки, вслед за ними появились новые игры и обогатились старые. Наконец, то, что накопилось за десять лет занятий, мы собрали в книжку. Каждая глава начинается с рассказа о том, как папа или мама играют со своими детьми - Колей и Катей. Можно обсудить с ребенком игры из рассказа, можно поиграть в них, а можно - выполнить задания, предложенные в конце главы.
Вот несколько игр из этой книги.
Четыре машинки
Пример наглядной игры на сортировку предметов по цвету.
- Папа, мне скучно! Поиграй со мной! - позвал отца Коля.
- Хорошо. Во что будем играть?
- В Лего.
- Замечательно. Хочешь, я покажу тебе кое-что интересное? - папа сел напротив Коли и высыпал все Лего между ними. Потом папа взял с полки четыре грузовичка и предложил:
- Детальки Лего у нас четырех цветов. Давай разложим их по машинам: первая повезет детальки красного цвета, вторая - синего, и следующие две - желтого и зеленого. Мы отвезем детальки на другой конец комнаты и там из них построим четыре гаража: красный, синий, желтый и зеленый.
Робот в лабиринте
Эта игра направлена на развитие алгоритмического мышления. Так мы учимся решать сложные задачи с помощью последовательности простых действий.
- Коля, представь себе, что ты - робот. Встань сюда, на стрелочку, показывающую вход в лабиринт. Ты должен ходить только тогда, когда услышишь команду, и делать по одному шагу в указанном тебе направлении. Катя будет тобой управлять.
Ребята обрадовались и согласились. Тогда папа поставил Колю перед входом в лабиринт, а Катю - рядом с Колей, и рассказал, что робот понимает только простые команды: вперед, назад, вправо и влево; и что при каждой команде он делает шаг в указанном направлении и замирает, ожидая следующей команды. И что он не может заходить на клеточки, на которых лежат препятствия.
Разноцветные конфеты (логическая задача)
Мама:
- Я купила вам три конфеты: зеленую, красную и желтую. Кате - не зеленую, Коле - не желтую, папе - не красную и не зеленую. Угадайте, какие конфеты кому я купила.
Игрушки на полках
Еще один рассказ - задачка, обучающая навыкам классификации и пространственного мышления.
В детской комнате - беспорядок. Полки, на которых обычно лежат игрушки - пустые, а все машинки, куклы, зверушки разбросаны по полу, и среди них сидят грустные Катя и Коля. Детям не очень-то нравится это занятие - раскладывать игрушки по местам, и поэтому работают они медленно. Тут на пороге комнаты появляется папа и, внимательно посмотрев на ребят, говорит, что убирать игрушки может быть интересно - нужно только придумать правила.
- Например, - продолжает он, - попробуйте догадаться, по какому правилу я сейчас начну заполнять полки.
Из всей кучи игрушек папа выбрал самые маленькие и поставил их на верхнюю полку. На вторую полку поставил игрушки покрупнее, и, наконец, на нижней полке собрались самые большие игрушки.
- Я поняла, - сказала Катя. - Ты увеличивал размер игрушек: сначала поставил самые маленькие, а на следующих полках ставил все более крупные игрушки.
- Молодец, - одобрил папа. - Но это было несложно. Теперь отгадайте следующее правило. И он переставил игрушки вот так:
- Я догадалась, - воскликнула Катя.
- Я тоже, - сказал Коля. - И это было действительно непросто: ты поставил игрушки так, чтобы на каждой полке стояло по одной машинке, по одной зверушке и по одной кукле. И чтобы в каждом ряду, если смотреть сверху вниз, стояло тоже только по одной машинке, кукле и зверушке.
- Какие вы молодцы! - порадовался за них папа.
Преподавать детям математику очень увлекательно. Радостно видеть, как они играют в нее, творят на основе новых знаний, как загораются их глазки. А так как в основе математики лежит логика, то полезна она будет всем детям, независимо от того, какую профессию они в будущем изберут.
Ко мне не раз приводили детей, которые с порога говорили, что ненавидят математику. А через несколько занятий, когда они оттаивали и видели в математике не скучную зубрежку, а новый интересный мир, дети начинали ее любить.
У всех малышей, с которыми занимаются математикой доброжелательно, терпеливо и используя игровые элементы, она становится одним из любимейших предметов, и дети достигают в ней больших успехов. Нужно только не упустить время и начать занятия, пока ребенок не потерял интерес к новому. Большинство детей способно достичь высот в математике, блестяще окончить школьный и университетский курсы - при условии, что их познакомили с этой великой наукой в раннем детстве.