dinamur пишет здесь -
http://dinamur.livejournal.com/32997.html Выдержки из нескольких статей Марины Аромштам
Замечательный сайт
Папмамбук, хочу выписать сюда важные тезисы, которые нужно внедрить.
От смысла к букве.Как учить ребенка читатьЧтение - это сложный процесс, требующий интеллектуальных усилий. И человек, совершающий такие усилия, может делать это лишь по какой-то весомой причине. Полноценную мотивацию к чтению вряд ли удастся сформировать с помощью внешних поощрений.Внутренняя мотивация к чтению связана с открытием смысла этого занятия. Поэтому открытие смысла чтения должно предшествовать не только обучению технике, но и обучению буквам. Казалось бы, какое тут может быть открытие - ему же читают книжки! Да, это очень важно. Родительское чтение детям сегодня становится основой качественного образования. И это важнейший опыт знакомства с письменной речью. Но ребенок еще и должен понять, что его собственная речь может превратиться в письменную.
А как он это может понять?
Когда мы ему это продемонстрируем: начнем специально записывать за ним его желания, его впечатления, его истории. Записывать у него на глазах, показывая, как мы это делаем, перечитывая написанное, уточняя, то ли он хотел сказать. Иными словами, будем создавать «ситуацию письменной речи».
Ребенок должен прийти к чтению через «преображение» собственной речи в письменную:
• через подписи к рисункам (имя автора рисунка, объяснение содержания);
• через впечатления от событий, записываемые взрослыми в специальный дневник (можно посадить ребенка на колени и показать, как его речь превращается в запись, когда вы печатаете на компьютере; полезно также время от времени перечитывать ребенку написанное);
• через истории, превращенные в самодельные книги (это из области «я понимаю, как сделана книга»);
• через письма.
Письма - то, с чего мы начали разговор, наглядная демонстрация общения с помощью письменной речи. Можно писать письма знакомым, сказочным персонажам, животным. Можно вообще повесить дома почтовый ящик (вопреки торжеству электронной почты), склеив его из картона или сделав из фанеры. А можно никаких ящиков не вешать, а облюбовать себе какой-нибудь тайничок, «дупло». Так или иначе, но то место, откуда достаются письма, должно быть особенным. И должны быть разные конвертики, которые надо подписывать, наклеивать на них марки, запечатывать и распечатывать. Чтобы дети включились в игру, она должна быть насыщена предметными действиями.
Писать или читать?Детский рисунок - это прообраз письменной речи, развернутого письменного высказывания. В рисунке ребенок осваивает свойства знака: оказывается, все вокруг можно изобразить с помощью специальных значков. И это послание - в виде значков - будет понятно окружающим. Поэтому так важно расспрашивать детей о том, что они нарисовали. Конечно, ребенок не всегда рассказывает, что он нарисовал. Часто он по ходу рассказа начинает что-то придумывать или «усматривает» в своем рисунке то, чего там изначально не было. Это нормально. Даже хорошо. И это другая составляющая развития детского воображения. Для нас сейчас главное то, что самостоятельный детский рисунок - это прообраз письменной речи, в котором очень сильно задействовано воображение и который эмоционально нагружен.
Кроме прописного, существует так называемое «рисуночное письмо» - когда ребенок изображает буквы, как «умеет». Когда он их рисует.
Рисуночное письмо отличается от письма по прописям в первую очередь тем, что возникает спонтанно: ребенок вдруг начинает рисовать буквы по своему почину. И чаще всего эти буквы появляются в детских рисунках. Они и есть элементы детских рисунков - свидетельства того, что письмо рождается из рисования.
Такие попытки ребенка рисовать буквы надо ценить и поддерживать. Они сигналят о том, что ребенок уже дорос до восприятия буквы как знака. Это первый признак того, что скоро его можно будет учить читать. Более того - он уже приступил к самообучению. Только обучение происходит не с той скоростью, с которой нам хочется (а нам хочется со скоростью, близкой к космической), и совсем не по той системе, на которую мы себя настроили. Письмо как таковое, как зафиксированное на бумаге сообщение, ему еще предстоит открыть. А сначала он открывает для себя письмо как рисунок.
Многие родители наверняка сталкивались с таким явлением, как имитация письма: волнистые линии, крючки - так ребенок изображает, будто что-то написал. И ему очень хочется, чтобы вы это причитали. Ну и прочитайте, что вам стоит? Четырехлетнему - прочитайте. И наберитесь терпения дождаться, когда же он сам поймет, что писать - это нечто другое.
Как ребенок перейдет от рисования букв к чтению, сказать невозможно. Точнее, можно предположить какие-то сценарии с более или менее активным участием родителей. Но главное - не торопиться. Первая буква в рисунке - всего лишь первая ласточка весны в обучении чтению....
...А Монтессори, много знавшая про мускульную память, в качестве одного из приемов обучения письму ввела в обиход кальку.
Игра и чтение, что общего?Подражание лежит в основе социализации. Но подражает ребенок не только элементарным вещам (к примеру, очевидным, «наглядным» действиям). Он усваивает то, что психологи называют «моделями поведения». Мы напрасно полагаем, что учим ребенка исключительно тому, чему учим. Мы напрасно полагаем, что ребенок воспринимает нас глазами, ушами и руками и что мы всё знаем про восприятие. Нет. Ребенок еще усваивает и то, как мы его учим: способы давления на него, которые мы используем, способы мышления, способы расслабления. Не на сознательном уровне, конечно. Но то, что мы демонстрируем ребенку (по собственной воле или помимо нее), то, что он «считывает» не очень понятным нам образом, складывается в тайные чуланчики психики (можно называть их «бессознательным», «подсознательным», «неосознанным»). Этот «материал» затем используется для формирования его собственного поведения. Бессознательным усвоением моделей поведения, объясняется, к примеру, неизживаемость некоторых «семейных традиций» - когда из поколения в поколение воспроизводятся одни и те же формы взаимодействия с близкими, одни и те же способы давления, одни и те же способы обучения младших. Как сказала мне одна мама, «помню, как меня заставляли читать и как мне это не нравилось. Но теперь ничего не могу с собой поделать: рука так и тянется к букварю».
То есть усваивается не только то, что «лежит на поверхности». Но и то, что спрятано в глубине. В данном случае - в глубине художественного текста.