Оригинал здесь -
http://no-idiot-toys.livejournal.com/79035.html Теория детских игр
Про-мы
С рождения и где-то до года ведущим видом деятельности является общение. Причём, весьма специфичное общение "про-мы". Это то, что интуитивно делает каждый родитель: "Вот мы идём купаться, а сейчас мы ручку вытрем...". Так ребёнок познаёт мир, названия предметов и действий в безопасной для него обстановке - рядом со значимым взрослым. Во все эти кубики-матрёшки он не играет, а лишь изучает. Они скорее для помощи взрослому во взаимодействии с ребёнком, чем для самого ребёнка.
Предметно-манипулятивная деятельность
Неожиданно, но до трёх лет дети вообще не играют. Ведущий вид деятельности - предметно-манипулятивная.
В определённой последовательности:
1. Погружение. Ребёнок узнаёт предмет, знакомится с ним.
2. Овладение функцией предмета (фломастер - рисует, из тарелки едят).
3. Перенос функции с одного предмета на другой. Например, фломастер - это волшебная палочка, тарелка - это руль и т.д.
Зарождается поисковый интерес. Всё, что ребёнку показывают, на что обращают внимание - ляжет в основу его жизненных интересов.
В это время ребёнок идентифицирует себя как личность, отделяет себя от матери. Так что не стоит без особой нужды настаивать на своём, лучше запастись альтернативными решениями (не хочу компот - на воду).
Режиссёрская игра
И вот она - первая игра. Режиссёрская игра - это школа управления. Ребёнок не просто режиссёр - он Творец, царь и Бог своим игрушкам.
Что необходимо для РИ:
мелкие игрушки. Чем абстрактнее - тем лучше, чем конкретнее - тем хуже. Примеры слишком конкретных игрушек - игрушки из Макдоналдса и Киндер-сюрприза. Подавляющее большинство из них не предназначены для игры - фигурки имеют очень характерную мимику или даже заняты каким-то делом. Плачущий мышонок уже не сможет рассмеяться, а крот, который моется вынужден мыться вечно. Они придуманы лишь на коллекционирования, а это совсем лишнее в столь нежном возрасте.
Гипо: если ребёнок не "доиграл" в режиссёрскую игру, то в будущем скорее всего столкнётся с проблемами в сочинениях, проблемой в планировании как долгосрочном так и краткосрочном.
Гипер: если ребёнок зациклился лишь на ней, тогда как давно пора шагать дальше, то в будущем ему будет очень трудно чувствовать людей, т.к. люди для него будут лишь пешками, солдатиками на поле боя, винтиками в системе, но не живыми людьми.
Образная игра
Это всем известное: "Я не дочка, я зайка (принцесса, лягушка, луноход)". Эта игра позволяет почувствовать себя не просто в другой роли, а в чужой шкуре. Учит понимать и чувствовать другого человека.
Что необходимо для ОИ:
1. Возможность для переодевания, во что переодеваться. Это не значит что нужна целая костюмерная - достаточно иметь доступ в родительский гардероб.
2. Зеркало большое и маленькое.
3. Зритель.
4. Доброжелательность и поддержка (не "прекрати уже шаркать!", а "какой у тебя шумный луноход, может смазать?"). Это, конечно, самый важный пункт.
Гипо: будет трудно понимать людей, трудно найти с ними контакт, трудно найти себя в подростковом возрасте.
Гипер: опасность застрять в образе, а не быть собой.
Если ребёнок никак не хочет начинать образные игры, а уже пора, то попробуйте почитать с ним стихи от лица разных героев (мышки, волка, старика и т.д.). Сравните у кого получился волк страшнее, старик старше, но ни в коем случае не "у кого лучше".
Сюжетно-ролевая игра
Это школа взаимодействия с другими людьми. Ребёнок учится развивать сюжет, решать конфликты.
Что необходимо для С-РИ:
1. С кем играть. В одиночку в такие игры не поиграешь.
2. Место и время для игры.
Гипо: будет тяжело договариваться с людьми, а также есть опасность играть во взрослую жизнь (играть в маму, например), а не жить.
Гипер: проблем не обнаружено, если, конечно, игра не вместо учёбы и всего остального.
Роль взрослого в такой игре небольшая - подкидывать идеи и темы (на работу ходит? где спит? а если заболел?), создавать сюжеты.
Игры с правилами
Игры с правилами учат уметь подчинять себя правилам, это прекрасная школа управления собой. Сформировывается такое умение годам к семи, когда ребёнок уже в состоянии оценить себя адекватно. С подходом "я проиграл, значит я плохой" в игры с правилами не особо поиграешь. По крайней мере нужно всегда помнить о такой установке у детей до семи лет.
Гипо: трудно в школе, заниженная самооценка, не получается управлять собой.
Гипер: зацикленность на победе, неумение наслаждаться процессом.
Не дёргайте детей "кто быстрее, кто лучше". Азарта у них и так с избытком. Научите соревноваться не с другими, а с самим собой (не мог, а теперь могу).
Обратите внимание, с возрастом все типы игры и, конечно же, общение не исчезают, а ложатся в основу будущим отношениям.