BEHEMOTH - Conjuration EP 2003
Конечно же, данная ЕР поляков Нергала и ко, выпущенная перед выходом полноформатного альбома "Zos Kia Cultus", вызывает невероятные ностальгические чувства - ведь я прекрасно помню, как заглядывался на ее обложку в Интернете, совершенно не представляя, как можно такое держать в руках, и что там внутри.. Сам альбом привлекал меня яркой обложкой, с которой я мечтал иметь футболку и ходить в ней на попоболь и ужас всех шокированных окружающих. Но, когда заветный альбом все же оказался у меня в руках, мне он внезапно не очень-то понравился, что было удивительно после большой любви к предшествовавшему "Thelema.6" и последующему "Demigod". Но если "Zos Kia Cultus" и представляется мне своего рода переходным моментом (не всегда удачным) от одного прекрасного альбома к другому, то данное ЕР по звуку тоже своего рода "переходное" от названного альбома 2000 года к "новому звуку". От предшественника здесь - выведенный на первый взгляд ревущий вокал, от будущего - более мягкое звучание инструментов, которые скорее сливаются в плавную, мягкую кашу. То есть разрывающих соло тут нет, а ударные с их бластбитами звучат глуховато. Впрочем, стоит отметить, что первый трек про сонных демонов - результат импровизационной работы и репетиций всей группы в студии, поэтому композиционно он слушается как лоскутное одеяло из множества кусочков, которые я пока 9после первого десятка прослушиваний) не очень-то запомнил (может, старость?). Также на ЕР есть два кавера - один, записанный группой по приколу, второй же чистый эксперимент, наподобие кавера на Дэвида Боуи на предыдущем ЕР группы. И, как и в прошлый раз, это 150% попадание и шедевр, как по мне, из-за которого эта ЕР и приобретает значение. Это я про кавер на Nine Inch Nails с песней "Wish", на которой Нергал поет чистым вокалом, но меня очень радуют два момента: начиная петь каждую строчку он непременно заканчивает ее, срываясь на рев (как в случае с фортепиано и кошкой), а гитарное соло в конце песни сделано, по словам Нергала, в духе Motorhead (что в свое время и послужило мотивацией для меня начать узнавать дискографию Лемми и ко). Что касается кавера на Venom - "Добро пожаловать в ад", то он обыкновеннен, дать уважения классикам, записанный ради фана. Завершают ЕР аж 4 концертных номера с двух предыдущих альбомов группы (принесших бегемоту известность как-никак), но, должен сказать, что звук тут так себе, больше хаотического грохота, чем узнаваемых мелодий. Но ведь, кажется, именно таким и должен быть блэк? Но ведь, кажется, бегемот уже перестали играть блэк и перешли к дэту?
BEHEMOTH - Slaves Shall Serve EP 2005
Если "Conjuration" предшествовала выходу нового альбома, то "Рабы должны служить" вышла уже после издания полноформатника "Demigod" в качестве наиболее успешной композиции, на которую также был снят клип (ничем особенно не примечательный, как всегда у бегемота, имхо). Regain Records постарались: оформление дигипака ЕР красивое - с серебром на лого группы и орле (за использование которого,т.к. это национальный герб и символ, Нергала будут судить, к счастью, без результатно). Звук ЕР в принципе не отличается от альбомного, помимо заглавной композиции в трех вариантах (альбомный, видеоклип и концертная версия), которая запоминается вступлением с рычащим хором голосов и мощным финалом, у нас тут есть один трек не вошедший на альбом (и хорошо, что не вошел, т.к. он тоже не особенно запоминается), два кавера и еще один лайв. С каверами та же ситуация, что и на предыдущем ЕР - один шикарен, а второй просто есть. Впрочем шикарность песни The Nefilim определил в основном хороший звук, нежели творческая работа, оригинал песни не менее жесткий, хотя рычания и жесткой долбёжки ему действительно не хватало ("Penetration" же, иначе и быть не может). Кавер на Danzig достаточно уныл и тягомотен, и кроме этого о нем сказать в общем-то и нечего. Концертные версии песен звучат, конечно, лучше, чем два года назад, но опять же ничего такого. Многим понравился этот ЕР, и плохого я о нем не скажу, но опять же и снова - один кавер - лучшее его украшение.
CREMATORY - Greed EP 2004
Очень долго искал это ЕР, и в итоге нашел пару дней назад во Владимире.. А, собственно, зачем? - спросите вы. Ведь на диске особенно нет ничего такого уж и примечательного, более того, заглавная песня про жадность, хотя и неплоха, но повторяется тут дважды - в коротком варианте для сингла и радио и альбомной "расширенной" версией - причем оба трека идут подряд, что не самый лучший вариант (трек просто надоедает, кажется, что слушаешь одно и то же). Медляк "Прощальное письмо" - тоже неплох, но есть на полноформатном альбоме. Видеоклип? На самом деле для меня на этом ЕР самое важное - это кавер. Кавер, благодаря которому группа в 2002-ом снова собралась после своего распада, собралась и записала два моих любимых альбома. Кто бы что ни говорил, "Revolution" и "Klagebilder" - топ (не считая предыдущих творений, конечно). Итак, кавер. В студенческие годы помню, как ради него купил лицензионный диск с mp3 группы от Irond, но на нем этого трека не оказалось, хотя он и был указан в буклете. Что парадоксально, ведь песня была и на трибьюте Металлики, который издавали те же Irond.. Диск мне поменяли, кажется, на mp3 Vintersorg, но неприятный привкус остался. И вот эта ЕР у меня в руках. Что я могу сказать? Все на месте, один из моих любимых каверов, звучащий отлично от оригинала, но узнаваемый, узнаются в нем и сами Crematory. Да, песня стала короче и попроще. Но в этом и суть. Правда, клавишные запомнились мне немного иным звуком, но, может, для версии на ЕР они их перезаписали после трибьюта? В любом случае, я доволен и счастлив.
ENTOMBED - Stranger Aeons EP 1992
Что ж, добавим немного олдскула? Заглавный трек для классиков шведского дэта вошел в их второй альбом "Cladenstine", а две другие композиции - "Закат" и "Куски плоти" были записаны только двумя участниками группы во время другой сессии звукозаписи в ноябре 1991 года. Что ж, несмотря на несколько сыроватое звучание, Entombed звучит узнаваемо, это по-прежнему Entombed! Есть здесь и увлекательные (хотя и короткие, увы) соло-гитары, есть и "танцевальное" звучание. Несколько печалит разве что вокал, он немного выбивается из общего звука, на мой взгляд куда более "пушистый" рык подошел бы лучше. В отличие от предыдущего ЕР "Crawl" звук более резкий и дерзкий, что интересно, но я лично люблю у группы немного другое звучание. В целом интересное ЕР для изучения истории коллектива и прогресса ее записей. Неудивительно, что выпускается в основном на виниле для истинных ценителей.
THE GATHERING - Black Light District EP 2002
Нидерландцы Gathering, недавно вновь вернувшиеся к жизни и музыкальной активности, с приходом Аннеке в 1995 году приобрели новое звучание, записали несколько "готических" альбомов, а затем вновь унеслись в еизведанные дали экспериментов. Итогом стал теперь уже классический альбом "Сувениры", которому предшествовал этот ЕР - недооцененное и редкое полотно с тремя треками: вдумчивым экспериментом заглавным треком с нарративом от Сары Джезебель Девы, который практически уходит в пост-рок, нервным и беспокойным "Осколком" и фортепианной версией "Разбитого стекла", "полноценная" версия которого будет ждать нас год спустя на "Сувенирах". От спокойствия к тревожности и вновь к умиротворению, чтобы затем обрушиться в глубины скорости - на первом треке группа демонстрирует весь свой нереализованный ранее инструментальный потенциал, который, возможно, родился из репетиций и импровизаций. В противовес этому - короткий, но эмоционально и вокально насыщенный второй трек, в котором безусловное лидерство имеет вокал Аннеке. И, наконец, третий трек как своего рода компромисс между музыкальной и вокальной составляющей. В итоге - достаточно странный, но и прекрасный релиз от замечательного коллектива. Нужно ли говорить больше?
THE GATHERING - Monsters EP 2003
"Монстры" - второй сингл с альбома "Souvenirs" 2003 года, и если первый сингл прекрасная "You Learn About It", выпущенный только в Бельгии, по сути не содержал дополнительного материала кроме заглавной песни в радио- и альбомном вариантах, то здесь у нас есть аж 5 версий одной песни. Радио версия, впрочем, кроме отдельных сэмплом мало отличается от альбомной версии. Что касается остальных ремиксов.. ну, такое себе удовольствие. Хотя местами и кажется, что слышится что-то необычное и интересное (бас на "Monsters go Deep!" в начале например), в целом я бы не сказал, что получившиеся ремиксы сильно отличаются и лучше оригинала с альбома. В итоге двадцать с половиной минут прослушивания одной песни с в принципе идентичными элементами. Есть еще мультимедийная секция с концертными видео. Иными словами, не фонтан, не фонтан (отсылочка к песне The Gathering "Like Fountains", ага!).
SONATA ARCTICA - Orientation EP 2001
Второй ЕР финнов, выпущенный только в Японии, первым был Successor - после первого альбома, "Orientation" же вышел после второй полноформатника. Почитал пару рецензий, где "труЪ митолизды" ругают этот ЕР за слишком мягкое звучание, обзывая релиз "цветочным металом" ("Flower Metal). Конечно, звук коллктива по сравнению с первым альбомом стал чуть мягче, однако чего же в этом плохого, поставьте этот диск в машине - и сможете как никогда кадрить девок, ранее убегавших от вас после первых звуков поставленного вами любимого диска Cryptopsy или Napalm Death. Что ж, новый материал на ЕР неплох: "Black Sheep" один из лучших треков второго альбома. Правда, при прослушивании акустической версии "Мэри-Лу" (песни про девушку, убежавшую из дома, а потом вернувшуюся домой с ребенком неизвестно от кого) я не могу отделаться от ощущения, что уже где-то слышал вокальные партии припева.. Завершают ЕР два кавера - оба достаточно позитивные и не очень далекие от оригинала. Подводя итог, прослушивание ЕР не вызвало у меня было восторга, как это было с ЕР "Successor" или "Takatalvi", но не всем же быть 18-летними фанатками Тони Какко, кто-то же должен любить и более суровое музло, особенно когда вся твоя нежность ушла на приготовление йогуртов "Валио"..
TIAMAT - A Winter Shadow EP 1991
И снова к олдскулу. Печально, но факт, данное ЕР, как по мне, имеет сейчас лишь историческое значение. Когда-то оно принесло известность коллективу после не очень понятого дебютника и стало струёй свежего воздуха в мителе. Однако обе песни затем были перезаписаны для второго альбома коллектива "Астральный сон" с куда более интересным качеством записи (опять же, имхо). Композиционно песни практически не отличаются от своих альбомных версий, разница в ином качестве записи, да и заметно, что вокал был перезаписан (как и соло-гитары). Звучание на ЕР близко к хорошим демо, слушать его довольно интересно, но в случае выбора я предпочту все же альбомные версии этих песен, хотя труЪ фанаты со мной не согласятся.
TIAMAT - Gaia EP 1995
После успеха "Дикого мёда", который без преувеличения можно назвать шедевром, нужно было ковать железо пока горячо, и коллектив выпускает "последыш" - ЕР с заглавной композицией о природе. Что ж, не будем отрицать - это хорошая песня. Как и все, что присутствуют на альбоме. Но что нового нам может предложить ЕР? Открывают его две композиции с Wildhoney", прекрасно нам известные, в сокращенных вариантах, затем нас ждет еще одна такая же, обрезанный трек и "более длинный ремикс". По существу на ЕР группа представляет лишь одну новую композицию - инструментальный кавер на Pink Floyd. То есть поб ольшому счету все эти "бонус-треки", какими бы прекрасными они ни были, но мы уже слышали на "Диком мёде". Хотя стоп, погодите, какой красивый цветочек на обложке!!