Хумаш не приводит явно за что же были наказаны люди дойр ѓафлого (поколения рассеяния). Мефоршим объясняют аль пи пшат, что одним из преступлений дойр ѓафлого было желание стать правителями всего мира (центральным правительством или тиранами), подчинив всех людей своей центральной власти. Башню же они стали строить из страха быть наказанными потопом.
Мекуболим же добавляют, что башня была построена для того чтобы подчинить себе спускающуюся в мир шефу, создав пируд между Тиферес и Малхус. Т.е. башня и город служили гигантскими магическо-технологическми устройствами, с помощью которых дойр ѓафлого планировали узурпировать Б-жествуенную шефу спускающуюся в физический мир через цепочку мазолойс. Рабби Ицхок деМин Акко отмечает в Меирас Эйнаим, что хотя само строение башни и города отражало йихуд (что было хорошо), кавона дойр ѓафлого была ровно противоположной и эгоистической - создать пируд ради удовлетворения своих собственных желаний.
Классические мефоршим говоря про мигдаль Бовел (Вавилонскую башню) обсуждают её высоту, но обычно это понимается как стационарное сооружение, хотя и необычно высокое. Однако есть интересная традиция, о том что мигдаль Бовел на деле являлась чуть ли не целым комплексом для запуска не много ни мало космических кораблей!
Раши отмечает это в трактате Хагиго (15b), по поводу темы о трёхстах мишнайойс про летающую башню (мигдаль ѓапойрэйах бэавир), что есть те кто говорят что имеется в виду башня дойр ѓафлого, т.е. мигдаль Бовел. (Эти мишнайойс возможно содержали описание этого аппарата).
Реб Менахем Циюни миШпайер зц"ль так же отмечает в своём "Сейфер Циюни" (паршас Нойах), что мигдаль Бовел это мигдаль ѓапойрэйах бэавир (летающая башня), которую видели в небесах.
Очень красочно эту идею сформулировал
Рабби Йойносон Эйбешиц зц"ль в своём сейфере
"Тиферес Йеѓойносон". Там он пишет:
“К тому что я написал о потоке воздуха поднимающемся от земли снизу вверх: было бы логично, чтобы аппарат сделанный по воздухоплавательной технологии, который обдувается втером, поднимался бы потоком воздуха всё выше, и не возвращался бы на землю, однако он возвращается по той причине, что атмосфера более плотна ближе к земле, и она отяжеляет этот предмет, и заставляет его вернуться вниз(1).
Поэтому, инженеры испытали [другой метод - реактивный], что с помощью горючего порошка (называемого порохом) с большой мощностью, помещённого в оружейный ствол, вытолкнут ядро помещённое туда, чтобы оно взлетало выше и выше, до тех пор пока не достигли того места, откуда ядро вообще не возвращается вниз, так как не нашли никакого ядра на земле. Из этого они заключили, что ядро пондялось сначала выше плотной атмосферы [преодолев гравитацию] с помощью силы пороха, и будучи там, больше не тормозилось ею [и гравитацией], чтобы упасть(2).
И поэтому, если можно вывести летательный аппарат за пределы плотной атмосферы, то он сможет двигаться за счёт тяги(3) выше и выше, до Лунного шара, так как тяга будет постоянно его двигать, поднимая вверх, а по мере подъёма тяга усиливается. И уже написали по этому поводу труды, как сделать такой корабль, чтобы достичь Луны(4), но главное чтобы этот корабль преодолел плотную атмосферу.
И это так же было намерением дойр ѓафлого (поколения рассеяния), что хотели они поселиться на Луне, чтобы там спастись от потопа, и думали сделать это с помощью такого [космического] корабля. Однако, как им было поднять его за пределы плотной атмосферы? Для этого задумали они построить башню настолько высокую, чтобы была выше [плотной] атмосферы, и оттуда смогли бы они запустить этот [космический] корабль, и долететь по пространству до Луны”.(5)
В Сейфер Брис Менухо (Рабби Авроѓом миРимойн (Гранада) ѓаСфарди зц"ль), даются совсем удивительные детали относительно некоторых свойств мигдаль Бовел, которые буквально напоминают ряд характеристик какого нибудь звездолёта:
“Дойр ѓафлого все были умудрёнными мудрецами, знающими истинные сойдойс, и сказали они так: "Если мы грешим - умрём как поколение потопа. Тогда что же сделать? Насытим наши тайвойс (похоти) в этом мире, и устроим так, чтобы высшие силы не смогли воевать с нами". Хотели они построить башню-убежище, чтобы даже из за великих вод она не упала, и чтобы огонь был над ней не властен, и чтобы выстреливались из неё снаряды и убивали бы всякого кто приблизился бы разрушить их. И хотели поставить на ней идола, сделанного с помощью шейма, как сказано "и сделаем нам имя", и этот идол предсказывал бы им всё что будет, и говорил бы это делайте, а это не делайте, и хотели они сделать ему "крылья", чтобы закрывали они весь тот город, и даже огонь падающий с небес и ливень не упали бы в границах города(6), и малахей ѓамашхис (ангелы разрушения) не могли бы подействовать на них, и всё это делали они из страха перед потопом...”
Рабби Йицхок деМин Акко в Меирас Эйнаим (паршас Нойах) объясняя Рамбана, говорит, что дойр ѓафлого были злодеями знающими сойд шиур коймо и далее приводит высоту мигдаль Бовел как 2360 000 000 парсоойс шель майло.
1 парсо = 4 милим.
1 мил = 2000 амо
1 амо = 6 тфохим
1 тефах = 4 зросойс
Таким образом получается 1 парсо = 192 000 зросойс.
1 зерес (шель майло) = путь длинной в 500 лет.
Средний человек проходит 40 милим в день. И того 40*365 = 14600 милим в год.
И того 40*365*500 = 7 300 000 милим.
1 мил (обычный) = 0.96 км (по Реб Хаиму Ноэ).
И того, "путь в 500 лет" это 7 008 000 км.
Тогда 1 парсо (шель майло) это 1 345 536 000 000 км.
Тогда "высота" мигдаль Бовел получается где-то
3 175 464 960 000 000 000 000 км!
(Для сравнения, расстояние до полярной звезды - около 4 077 487 644 470 959 км).
Если это вообразить буквально, то это может оказаться лишь межгалактическим звездолётом!-)
Судя по еврейским источникам дойр ѓафлого очевидно обладали передовыми знаниями и технологиями. Но они употребили их во зло, будучи эгоистами они восстали против Ѓашема, даже не смотря на то, что между собой у них был мир как отмечают Хаза"ль. За это они были наказаны и по некоторым мефоршим поэтому эти технологии исчезли. Даже самая передовая технология не является гарантом праведности, и в плохих руках она становится ужасным оружием.
_________________________________
(1). Судя по всему тут речь идёт о совокупном влиянии гравитации и плотности атмосферы на воздухоплавательный аппарат. См. (2).
(2). Реб Йойносон очевидно был знаком с работами Ньютона, который пишет о данной теме в своём научном труде "Математические начала натуральной философии", который был опубликован за несколько лет до рождения Реб Йойносона Эйбешица:
“Брошенное тело, если бы силы тяжести не было, не отклонялось бы к Земле, а уходило бы в небесное пространство по прямой линии равномерно, если бы не было и сопротивления воздуха. Своею тяжестью оно оттягивается от прямолинейнойго пути и постоянно отклоняется к Земле в большей или меньшей степени...
...Если свинцовое ядро, брошенное горизонтально силою пороха из пушки, поставленной на вершине горы, отлетит по кривой, ранее чем упасть на землю, на две мили, то предпологая что сопротивления воздуха нет, если его бросить с двойною скоростью, оно отлетит приблизительно вдвое дальше, если с дясетерною, то - в десять раз. Увеличивая скорость, можно по желанию увеличить и дальность полёта и уменьшить кривизну линии, по которой ядро движется, так что можно бы заставить его упасть в расстоянии и десяти градусов, и тридцати, и девяноста, можно бы заставить его окружить всю Землю или даже уйти в небесные пространства и продолжать удаляться до бесконечности”.
(3) Дословно сказано "ветра", но судя по всему имеется в виду гравитационное воздействие Луны, которое Реб Йойносон описывает как силу увеличивающуюся по мере подъёма аппарата. Или же речь идёт о реактивной тяге.
(4) Ещё раньше Ньютона, французский писатель-фантаст Сирано де Бержерак написал книгу "Иной свет, или Государства и империи Луны" где описал полёт с Земли на Луну на космическом корабле с деталями относительно его устройства. Причём там он предвосхитил ни много ни мало идею многоступенчатого ракетоносителя.
(5). Цитата из Тиферес Йеѓойносон в оригинале (имеет смысл изучить оригинал, т.к. текст можно перевести и по другому):
ואם כן, למה שכתבתי, שהרוח הולך מהארץ ממטה למעלה, ראוי היה שהכלי הנעשה במלאכת עפיפה -
שהרוח מנשב בתורן, שהרוח יגביה הכלי מעלה מעלה, ולא ישוב עוד לארץ. רק שובו לארץ הוא בסיבת היות
האוויר חזק ועב סמוך לארץ, והוא מכביד על הדבר ומגרשו לירד למטה.
ולכן ניסו האינשעניעהר, שעל ידי אבק השריפה שקורין פילוויר, בכח רב, אבק הנותן בקנה
השריפה, ילחצון לכדור הנתון בתוכו, שילך מעלה מעלה, עד שהשגיחו במקום ההוא, ולא ירד
הכדור כלל למטה, כי לא מצאו שום כדור על הארץ...
ומזה שפטו כי הכדור עלה תחילה למעלה מהאוויר העב והעכור ע"י כח הפילווער, וכשהיה למעלה ממנו, הוא
היה מעכבו אח"כ מלירד.
ואם כן, אם אפשר להביא 'כלי-עופפות' למעלה מהאוויר העב הלזה, יכול לילך ברוח מעלה מעלה עד הכדור
הירחי, כי הרוח יגביה אותו תמיד לילך, ולמעלה הרוח הולך וחזק. וכבר חיברו בזה חיבורים איך לעשות
ספינה כזה לילך לכדור ירחי, אבל העיקר שיגיע תחילה ספינה זו למעלה מאוויר העכור הזה.
וזה היה כוונת דור הפלגה גם כן, שביקשו לקבוע מושבם בכדור ירחי, ששם יהיו ניצולים ממבול, וחשבו
לעשות ע"י ספינה הנ"ל. אפס, כיצד יגביהו אותו הספינה למעלה מאוויר העכור,
ולזה חשבו לבנות מגדל גבוה כל כך, עד למעלה האוויר ההוא, ומשם יוכלו להשתמש בספינה הנ"ל לשוט באויר
עד כדור הירחי
(6). Описание атакующего оружия и аналога силового поля сильно напоминает звездолёт, "предсказатель" же смахивает по функциям на центральный компьютер. Такие умения люди могли получить от нефилим, которые обучили людей колдовству и технологиям войны. Технология тогда тесно переплеталась с колдовством и это было для них по сути одним целым.