О пении и о чувствах.
Каждый, кто хотя бы раз был на службе в православном храме задавался таким вопросом, почему же там так "скучно" читают. Выходит, значит, бородятый дядечка и гнусавя на один мотив, еле успевая делать вздохи и осенять себя крестом, начинает читать, ну допустим, псалмы. С них и начнем наш разговор.
Попробуйте послушать, секунд 15, пример с чтения шестопсалмия в одном из православных храмов -
Click to view
Хорошо ли это ? Следует ли научится так же ?
Попробуем разобраться.
Псалтырь, из которой читаются эти молитвы, книга по своему удивительная.Она содержит всю палитру чувств человека. Слезы, смех, боль, радость и даже танцы можно найти на страницах Книги Псалмов. Такая же ситуация со всем Богослужением в нем есть и радостные моменты и грустные.
Попробуйте услышать каким же образом он передает эти эмоции ?.. На самом деле никаким. Он не пускает слезу на словах: ".. Я согбен и совсем поник; весь день хожу скорбя...". и не кричит с гневом: "И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб".
Попробуйте послушать старинное русское "крюковое пение", обещаю, что не зная слов, вы не отличите по мотив песнопения Пасхи от песнопений Страстной Пятницы. Аналогичная ситуация и с западным грегорианским хоралом.
И это хорошо. Все мы приходим в храм с разными чувствами. Кто то приходит с радостью в сердце, а кто с горечью. Но тут выходит певец и покачивая головой из стороны в сторону, пускает слезинку и затягивает романс.. А если у меня сегодня радостный и день ? Или наоборот, сегодня мне грустно, тяжело на сердце, а певец у алтаря играет веселую музыку.
Так вот цель такого бесстрастного пения в том, что бы не совершать насилия на чувствами человека.
А некоторые, читая молитву, придыханиями, слезами, интонациями выделяют то, что важно в ней именно для него, а следовательно и для всех. Но для кого-то слова "..Господь мой и Бог мой.." это сегодня радость, а для кого-то боль. Выделение эмоциями любой из частей из Богослужения приводит к тому, что кто-то из пришедных на нее оказывается лишним. Из-за чтеца или певца идет постоянное эмоциональное давление на слушателей.
Это повсеместно наблюдается у неопротестантов и иногда в Католической Церкви.
Я уверен, что ведущий молитву должен быть совсем не заметным, что соучастники не стали заложниками его эмоций.