Ката-будо - не есть будо «форм»

Sep 18, 2020 23:31

Ясумару Сусуму
Дзёдо 8 дан ханси

Поскольку я не обладаю глубокими познаниями, особыми способностями к объяснению и не умею писать красивые тексты, я хочу просто написать о том, что почувствовал на своём собственном опыте. Прошу простить, если что-то будет непонятно.


В последнее время мне приходится часто выступать в роли члена аттестационной комиссии от острова Хоккайдо на всеяпонских экзаменах по дзёдо и писать много отчётов. И то, что больше всего бросается на экзаменах мне в глаза, я вынес в заголовок этой статьи: «Ката-будо - не есть будо форм».

Экзамены по дзёдо представляют собой выполнение набора ката из 12 ката Всеяпонской федерации кэндо. Поскольку это ката Всеяпонской федерации кэндо, стандарты оценки расписаны в книге «Разъяснения дзёдо-ката Всеяпонской федерации кэндо» (全日本剣道連盟杖道形解説書) изданной Федерацией. Все сдающие тщательно выполняют все требования и делают всё в соответствии с написанным, но, при этом кажется, что ощущение «чего-то не хватает» возникает не только у меня.

Может быть, ничего страшного, когда речь идёт о местных экзаменах, примерно до 3го дана, поскольку их цель просто «распространение дзёдо», но всё чаще и чаще это ощущение возникает и на центральных экзаменах на 6 дан и выше.

Более того, те, кто сдают 7 дан - само собой имеют шестой, а те, кто сдают на 8 дан - имеют 7, но даже в этих случаях возникает вопрос «что, и даже сейчас?»

Ещё хуже, что есть сдающие, которые несколько лет пытаются сдать экзамен, и каждый год, когда смотришь на них, понимаешь, что за год ровным счётом ничего не изменилось. При этом многие из них, внимательно читают «Рекомендации» и тщательно подходят к выполнению требований: какой должен быть интервал, сколько сантиметров хват, на сколько градусов и куда повёрнута нога. Но я считаю, что в случае с будо нельзя мыслить таким образом.

На уровне младших данов само собой разумеется, что всё начинается с необходимости запомнить форму, запомнить порядок действий, запомнить условности - и это совершенно нормально. Но становясь старшим даном необходимо понимать, что такое «Кокорогамаэ», «Кигамаэ», «Риаи», «Вадза» и смешивая их и «форму» создавать «ката». Однако, если мы говорим только о «форме», без которой, разумеется, никак не обойдёшься, выполнение только «формы» со стороны комиссии выглядит просто как «набор движений».

Сложность ката-будо заключается в том, что от первого до восьмого дана все делают одни и те же движения с тати или дзё, но при этом совершенно необходимо, чтобы от дана к дану ката становились более наполненными и глубокими. Именно для этого отводится время на обучение между экзаменами.

Итак, что нужно делать, чтобы ваше ката не превратилось в «набор движений».

Самое большое внимание я всегда уделяю стойке - камаэ. У дзё есть следующие камаэ: «Цунэ-но камаэ», «Хонтэ-но камаэ», «Гякутэ-но камаэ», «Касуми-но камаэ», «Хикиотоси-но камаэ». У тати - «Тюдан-но камаэ», «Хидари дзёдан-но камаэ», «Миги дзёдан-но камаэ», «Хассо-но камаэ», «Гэдан-но камаэ», «Вакигамаэ». Выполнив ритуал, стороны приступают к выполнению ката.

Тати в стойке Хассо-но камаэ подходит на необходимое расстояние, и противники скрещивают оружие. И то, как это происходит, говорит о многом. Просто ли они скрещивают их ни о чём не думая? Возможно, из-за того, что в дзёдо нет как в кэндо яростной борьбы за центральную линию, многие просто скрещивают оружие, не вкладывая в этот процесс эмоциональное усилие, и не пытаются бороться уже на этом этапе. А это между тем сразу проявляется в ката и демонстрирует силу противников, степень понимания самого ката, сколько потрачено усилий на тренировках.

Следующее о чём я хочу сказать - курицукэ. В «Разъяснениях» написано: Тати из стойки хассо-но камаэ делает рез вот так. Дзё принимает его вот так, и вот так прижимает. И самое важное, что должны понимать старшие даны - слово «Рез». Совершенно необходимо понимать, что «резать мечом» и «бить мечом» - абсолютно разные вещи. К тому же при резе с нажимом и резе с потягом интервал и стойка будут совершенно разные. Если мы нападаем из позиции «один шаг - один рез» (иссоку итто) мы заранее, до удара, должны продумать необходимое расстояние до противника. Будет ли рез выполнен со слишком большого расстояния, или будет он выполнен с правильного расстояния единым движением - в зависимости от этого стойка и осанка после удара будут совершенно различны. Не нужно стремиться к тому, чтобы кончиком меча достать сидзё. Нужно стремиться правильно и чётко врезаться моноути в голову противника.

Теперь, что касается дзё. Выждав необходимое время дзё «отступает», «принимает удар», принимая удар необходимо не забывать об «угрозе в глаза», затем «разрушает стойку тати» и в итоге правильная стойка - это позиция, получившаяся в результате перехвата инициативы.
Мой учитель всегда говорил: «Тати - режь! Дзё - дай себя резать!» или «Не убегай, от тати, который тебя не достаёт». «Дзё - дай себя резать» - означает, что сидзё должен не двигаться с места до последнего мгновения.

В дзёдо само собой важны движения дзё, однако движения и резы тати важны не меньше. Рождение ката начинается с меча, достигающего цели, с реза по правильной траектории. Учитель всегда говорил, что с тати должны стоять только люди со степенью не ниже мокуроку, однако сейчас комиссия всеяпонской федерации оценивает работу с тати начиная уже с первого дана. Лично я думаю, что при обучении работе с мечом даже на этом уровне, самое важное - передать без изменений истинную сущность духа будо. Это то, как я хотел бы учить и дальше.

Многие ката заканчиваются ударом дзё в голову тати, и я всегда стремлюсь к тому, чтобы тати, развивая терпение, оставался на месте до последнего мгновения. Я всегда учу выжидать до последнего. Не смотря на то, что в паре тати играет роль «учителя», он сам должен постоянно учиться.

Именно эти моменты и проявляются яснее всего при выполнении ката. Именно они и отличают ката от «формы» то есть от простого выполнения правильного порядка движений.
Часто приходится слышать: «Это же ката». Да, действительно, это ката и исход поединка известен заранее, но всё же, я хочу понять, что же такое есть в дзёдо, понять это «это же ката», понять, насколько это всеобъемлющее учение.

Всего лишь «ката». Но всё же «ката». Это то, что я хочу понять. «Ката» - это основа основ.

прим.пер:
1) под словом «форма» подразумевается порядок действий в ката
2) В качестве транскрипции использована система Поливанова

Будо, Дзёдо

Previous post Next post
Up