Выставка Майничи в Киото

Sep 26, 2021 14:16

Итак. Я всё же сходил на выставку и по горячим следам хотел записать несколько мыслей в большей степени для себя самого. И чтобы не забыть, что потом спросить у сэнсэя при личной встрече.


Выставка это всегда отличный повод и инструмент для того, чтобы немного откалибровать собственную систему координат. Хочешь, не хочешь, но пока ходишь по выставке, думаешь: «А это мне нравится? А почему? А я также хочу? А почему? А как я хочу?» - и это немного приводит в чувство, и помогает найти своё. В этот раз я не смог понять, как же я хочу, зато понял, как я не хочу совершенно точно. Я совершенно точно не хочу писать вывески. Но об этом подробнее ниже.

Итак. Первое и главное впечатление - есть штук десять типов работ, и все сотни произведений укладываются в них до состояния полного неразличения. И речь идёт даже не о жанрах. Жанров, конечно, гораздо меньше. Классические жанры Майничи - это «каллиграфия иероглифов», «каллиграфия каны», «каллиграфия смешанного письма», «печати», «резьба». Так вот в рамках «каллиграфия иероглифов» существует три-четыре типа. С одинаковой композицией, одинаковой манерой, одинаковым всем. Кажется - повесь рядом десять таких работ, и автор сам не найдёт собственную. Я в этом практически уверен. Даже если это абстрактная каллиграфия - она вся одинаковая. Вообще одинаковых работ на выставке процентов 90. Всего лишь процентов 10 чем-то отличаются друг от друга и от остальных.

Из-за этого возникает ощущение и мысль вторая - «А что автор сказать-то хотел? Зачем здесь эта работа? Что в ней ценного? Что она даёт?» Возникает чувство, что 90% работ написаны только потому, что надо было что-то написать. Автора зацепила какая-то мысль, и он постарался её выразить? - нет. Автор долго работал над техникой какой-то линии, нашёл что-то интересное и решил это показать? - нет. Интересные находки в композиции и пространстве листа? - тоже нет.

Девяносто процентов скучных работ без изюминки. Без сомнения, хорошо исполненных технически, мастерски, на высоком уровне, но абсолютно ни о чём. Подобными работами в изобилии расписаны стены в ресторанах, кафе, закусочных и простых рамэнных. Да даже в общественных банях. Не далее, как в четверг я ходил в баню, и сидя в источнике, смотрел на стену, где были расписаны положительные эффекты, которые этот источник оказывает на тело. Так вот заголовок текста был написан на основе весьма интересно переработанного Рэйсё, и я надолго завис, пытаясь понять, как же интересно автор сбалансировал знаки, и что тут есть пара интересных находок. Вот честно. Даже этот заголовок был интереснее, чем некоторые работы на выставке.

Раньше такие работы - красивенькие, но безо всякой внутренней идеи - я всегда называл «дизайн-каллиграфией», но глядя на них вчера, я вдруг понял, что это обычные вывески. Эти работы могут висеть где угодно и вполне сойдут за вывеску. И понял, что некоторая дизайн-каллиграфия бывает даже интереснее работ на выставке. Вот таких работ я хочу избежать.

Непонятно зачем написанных работ. Пустых работ безо всякой идеи как в содержании, так и в исполнении. Тут, конечно, есть другая крайность - перемудрить. Иногда, пытаясь придумать что-то интересное, можно дойти до такого, что работа станет уродливой в своей неестественности. Как найти этот баланс естественности, и уникальности - пока вопрос. В теории, я знаю на него ответ. Нужно просто быть собой. Писать то, что по-настоящему тебя волнует. Не выёживаться. Быть искренним. Но на практике это так просто не работает. Потому что на практике к этому ещё нужен соответствующий уровень техники.

Фото можно посмотреть здесь
https://drive.google.com/drive/folders/1-2ol5pKgiWVeS7W2mMlGgtB1jvXFNfA2?usp=sharing

Выставки, Каллиграфия, Теория

Previous post Next post
Up