Василий Васильевич Бабков. In memoriam

Feb 10, 2009 00:54




23.09.1946-22.12.2006

Сейчас показали по "Культуре" фильм о Елене Саканян - великом документалисте, авторе фильмов о Тимофееве-Ресовском и Хлебникове, авторе реабилитации Тимофеева-Ресовского. Он был ее мужем, их снимали вместе. Какое счастье, что осталась эта съемка, запечатлевшая одного из самых неожиданных и таинственных деятелей современной культуры.
Мне посчастливилось познакомиться с ним летом 2006 г. Мы говорили целых два дня. Это было на конференции по "Доскам Судьбы", о которой следующий пост. Бабков был ненормально прост, с виду его можно было принять за рабочего. Никогда не подумаешь, что перед тобой человек, написавший фундаментальную историю евгеники http://www.centrmag.ru/book2803128.html (рецензия http://leo-mosk.narod.ru/works/09_01_03_rezensia.htm), не менее фундаментальный очерк русского дарвинизма http://www.ihst.ru/projects/sohist/babkov.htm, объемистую биографию Тимофеева-Ресовского (см. там же), а за последние несколько лет полностью расшифровавший и издавший "Доски Судьбы" Хлебникова. Все его книги по 700-800 страниц, статьи по 2-3 листа, меньше он не умел. Но это я узнал потом, уже осенью, когда получил от него в дар подписанные книги - его и Елены. А тогда... Тогда он, человек с незапоминающимся лицом, тучноватый, тяжело дышащий (у него была астма), заговорил со мной о вещах близких и далеких сразу, мысль его двигалась по совершенно не предсказуемой траектории, была одновременно биологической и филологической, математической и поэтической (как вот здесь http://www.ka2.ru/nauka/babkov_2.html). Я даже опешил: в одном человеке сошлись совершенно разные люди - строгий аналитик-естественник, строгий текстолог, мистик, юрист, поэт... От Дарвина к Кольцову, от Кольцова к Хлебникову, от Хлебникова в глубины истории, от глубин к недавней истории, потом к астрономии, геологии... Я растерялся именно от чудовищного несоответствия внешнего и внутреннего в этом человеке. Понял, что передо мной бездна и в эту бездну не так просто заглянуть...
В чем же была его бездна? У них с Еленой бездна была общей - на двоих. Дело в том, что они верили в материальную духовность мысли, в помощь, идущую от прошлого, и считали, что все в мире подчинено закону Любви, который стоит на другом полюсе от Борьбы-за-Существование. Они не были антидарвинистами, но они пытались дополнить Дарвина. Дополнить через Хлебникова, Докучаева, Вернадского, которые писали о единстве человечества и о братской любви как основе будущего мира. Елена Саканян считала - и была права, как во многом и многом - что человек, верующий во всеобщее единение и любовь, ранее других вытесняется средой из жизни. Если же не вытесняется, то ему чинят такие препятствия, которые постоянно испытывают на прочность его идеал. И если человек при всех трудностях своей жизни сохранит оптимистический взгляд на мир и на людей - быть ему после смерти вестником, помогающим следующим поколениям найти путь в светлое будущее. Мировоззрение Бабкова-Саканян было замешано на биологии, геологии, физике и литературе, но это явно была какая-то новая религиозно-этическая идея, существовавшая только на интуитивном уровне.
После смерти Елены он почувствовал себя носителем этой новой и высшей истины и проповедовал ее только через деяние - то есть, через комментарии к чужим работам и через беседы с людьми, способными понять. Я впервые так явно соприкоснулся с человеком, который в других условиях стал бы Дарвином, Рерихом или Флоренским. И мне стало не по себе, как становится не по себе любому человеку, видящему перед собой предтечу новой религии. А он стоял в рубашке навыпуск, утирался от жары большим носовым платком, пил воду маленькими глотками и щурился на солнце, заходящее над крышей таганского дома "Русское Зарубежье". Я подумал, что это все как-то нехорошо должно кончиться... но тут же отогнал от себя эту мысль.
Теперь его не стало http://www.bionet.nsc.ru/vogis/vestnik.php?f=2007&p=t11_2_cont, судьба архива непонятна, за квартиру идет борьба. Будет очень страшно, если исчезнут их рукописи и пленки с фильмами. Нужно отчетливо представлять себе Бабкова-Саканян как действенных продолжателей русского космизма. И стараться сберечь их наследие для потомков.

Встречи

Previous post Next post
Up