Feb 03, 2017 17:45
У русских нет собственного нерелигиозного учения, предполагающего практику самосовершенствования. Ближе всех из русских к созданию учения, связанного с самосовершенствованием, подошёл Лев Толстой. В его работах есть описания конкретных практик, направленных на самосовершенствование. К примеру, перед сном мысленно вспоминать свои сегодняшние поступки и оценивать их на добродетельность. (Давненько я ничем подобным не занимался, гы). Толстовство по своему симпатично, но, увы, предполагает нравственную, то есть лежащую за пределами личности, цель - что, как было прекрасно известно самому Толстому, ведёт к саморазрушению. Толстой так и не разрешил противоречие между самосовершенствованием и саморазрушением, поскольку отказ от нравственной цели был для него неприемлем абсолютно.
В наиболее чистом виде описание элементов Дао можно найти у Гончарова в романе "Обломов". Илья Ильич управляет миром посредством недеяния; его бездействие драгоценнее шебуршения Штольца. К сожалению, прагматично мысливший, разумный и проповедовавший рационализм поведения Гончаров, видимо, сам не до конца понял, что именно нашёл в созданном им Обломове. (С авторами подобное бывает часто). Поэтому с практической точки зрения Обломов у Гончарова стоит на пути саморазрушения - как и толстовский "последователь принципов" Николай Сарынцев, например.
С сожалением отмечаю, что у русских до сих пор нет традиции и теоретической базы практики личного самосовершенствования, которое вело бы к увеличению жизненных сил.