После смерти Сталина запуганные и уставшие советские чиновники отменили массовый террор и перестали организовывать голод. Сделали они это исключительно для своего удобства. Однако с точки зрения административной логики это был подрыв устоев, поскольку система лишилась сразу обоих основных инструментов управления массами. Встал вопрос о том, как начальникам сохранять контроль, не убивая друг друг друга и не лишаясь последних жителей и без того опустевших деревень.
Часть инструментов контроля, созданных при Сталине, сохранилась, и их развили в нечто полноценное. Так, была доведена до совершенства практика вертикальной сегрегации общества и Партии, которая обеспечивала наличие множества ступеней благосостояния - при не очень большой разнице в номинальном размере заработной платы. В идеале Советского строя деньги сами по себе ещё не давали права на приобретение товаров и услуг; вдобавок к деньгам нужно было располагать определёнными административными привилегиями.
Наличие денег как безусловного права на покупку (просто пошёл и купил) обесценивает права государственной администрации.
Для идеала советской системы деньги были вспомогательным средством учёта трудовых усилий при процессе административного распределения. Советская действительность не вполне достигла своего идеала, видимо, лишь вследствие опасения чрезмерного роста административных затрат при распределении. Но всё существенное, от холодильника и старше, а часто и верхняя одежда, и обувь во многих случаях сначала распределялись (по предприятиям, по передовикам производства, и т. д.), а уже затем продавались. Та же система обеспечивала горизонтальную сегрегацию между регионами (обыкновенно в пользу Москвы и национальных республик). Дополнительные возможности системе придавал иерархически заданный доступ к импортным товарам, который был привилегией сам по себе.
Когда-то моему отцу довелось проработать несколько месяцев в Обкоме КПСС, на невысокой должности. Там был магазин, открывавшийся раз в неделю, в котором можно было приобрести палку копчёной колбасы, например. (В общедоступных магазинах Саратова в то время колбасы не было вообще, или иногда "выбрасывали" варёную - очень редко). Но там же был и другой магазин, с другим ассортиментом, работавший ежедневно. Для руководителей. Рядовой сотрудник Обкома КПСС даже не мог туда войти. Помню рассказ отца о случае, когда благоволившая к нему начальница провела его в этот второй магазин мимо охранника, который не посмел возразить, и отец что-то там купил. Это была вертикальная сегрегация для сотрудников одного учреждения, в одном здании. Расскажите мне о демократизме советского строя. Нет, вы расскажите.
Не знаю, понимали ли "борцы с привилегиями" времени поздней Перестройки, что формально они покушаются на важнейшую основу власти советской администрации. Лестница обеспеченных административным ресурсом привилегий была ценнейшим инструментом, позволявшим обеспечить фактическую значимость каждого руководителя.
Но, видимо, советские лидеры понимали, что этого недостаточно. Такие сильные средства, как массовый террор и голод, правом на покупку бутылки кефира не заменишь. После смерти Сталина из системы, в основном, ушёл страх. Понимая это, советские создали, не знаю уж, уникальную ли, но точно превосходную машину, как пишет уважаемый greenorc, "превращения мужчин в девочек", выстроенную на базе Советской армии. Эта так называемая армия была нужна не для того, чтобы воевать с теми, с кем СССР воевал, или чтобы предотвращать войну с НАТО и КНР. Для первого, исходя из реальных политических задач, хватило бы десятой доли её, а для второго четверти. Начиная не позднее, чем с конца шестидесятых годов, Советская армия стала учреждением по выбиванию из большинства молодых мужчин их естественного человеческого достоинства, и по превращению меньшинства в готовых к поступлению на службу в МВД садистов. Российские мужчины в возрасте от 30 до 70 лет, за небольшим исключением вроде меня, белобилетника, это либо те, кому "деды" били по голове табуреткой, либо те, кто бил. Это либо те, кто прошёл через стадию "человека, морально "опущенного", либо те, кто сам "опускал". Помните об этом, когда станете рассуждать о политической пассивности россиян и их безразличию к демократии.
Армейская система выбивания человеческого достоинства на коврик у двери работала все девяностые и нулевые годы. По имеющимся у меня сведениям при Сердюкове по неизвестным мне причинам начался демонтаж старого армейского порядка. Сокращение продолжительности срочной службы до одного года и ряд иных мероприятий, как я слышал, смягчили положение дел в этой области до условно-терпимого (хотя, не сомневаюсь, с очаговыми "заповедниками" старого армейского порядка). В наше время у молодого человека есть шанс как вообще не попасть в армию, так и пройти срочную службу, сохранив способность помнить о человеческом достоинстве (хотя совершенно бесследно для молодёжи никакая система принуждения не проходит). Параллельно, что стоит заметить, было снято обязательное для поступления на работу в МВД требование о предварительном прохождении срочной службы в армии. Раньше обучившийся в казарме садист, демобилизовавшись, шёл прямиком в училище милиции, где надеялся обрести неиссякаемый источник объектов для ежедневных истязаний и ограблений - и, как правило, получал желаемое. Сейчас отработанная схема воспитания милицейских кадров изменена; "центр тяжести" личных интересов полицейских постепенно переносится в сферы, мало связанные с применением прямого насилия. При этом денег у полицейских, по сравнению с девяностыми и нулевыми, стало больше, что стимулирует их переход к новым методам.
Если так пойдёт дальше, то лет через двадцать в российской действительности может появиться, своего рода, новое "непоротое поколение" взрослых. Я не сомневаюсь, что это определённым образом изменит общественный и политический ландшафт, а также деятельность правоохранительной системы. Ликвидация практики "превращения мужчин в девочек" вкупе с ростом мусульманской части населения РФ станут двумя важнейшими факторами будущих перемен.
В поддержку логики своего рассуждения предлагаю к прочтению
этот текст.
.
Копия поста:
https://bantaputu.dreamwidth.org/460622.html.