Выступление премьера и лидера “Единой России” Дмитрия Медведева, в котором
он призвал регионы России “завязывать” с местными брендами, которые, по его мнению, могут привести к сепаратизму, с которым Россия много лет боролась, похоже, дало отмашку неким пиарщикам. Они взялись “плющить” создателей этих самых местных брендов. Как мы и предполагали, первым досталось новокузнечанам, создавшим бренд “I*m Siberian” (“Я - сибиряк “). Бренд, появившийся зимой, неожиданно оказался востребованным - новокузнечане охотно покупают обложки для паспортов с этим слоганом, майки. Большинство из них, естественно, пользуются этим англоязычным трендом за рубежом. Приятно же посмотреть на лицо голландского или таиландского пограничника, который, беря паспорт на контроле в аэропорту, видит, что перед ним человек из легендарной Сибири, где медведи ходят по улицам и пьют водку, а зима - круглый год. Идея оказалась настолько востребованной, что вскоре продукцию со слоганом
I*m Siberian начали продавать в Новосибирске. И вот на главной странице московского информационно-аналитического сайта “Однако” (название знакомое, правда?) появляется
материал некоего Андрея Каменецкого “Ай эм сайбериан. После провала лобового сепаратизма в регионах создаются искусственные идентичности”. Автор пишет о создателях бренда: “Они выделяют из народа России, из русских вообще - фантомный конструкт «сибиряки», подменяя реальную российскую идентичность вымышленной“. Далее: “Владимиру сотоварищи стыдно ездить за рубеж с двуглавым орлом на паспорте”. И, наконец: “Предлагается заменить чувство сопричастности России на современную, модную, стильную общность молодых сибирских людей”.
Вот так вот. Ни больше, ни меньше. В одном с нами городе живёт чуть ли не главный сепаратист России Владимир Черепанов, этакий Дудаев. Только пока без своих боевиков. Сидит, рисует снежинки, похожие на международный знак скорой помощи, но, главное, пишет сакральное: “Я сибиряк”.
Сам Черепанов в своих многочисленных интервью много раз объяснял, зачем и почему он придумал этот тренд, но процитирую его всего лишь один раз: “Я сибиряк” позволяет людям формировать некую идентичность людей, живущих в Сибири и не собирающихся из неё сваливать. Тренд “Валить отсюда” довлеет над молодежью, а наш тренд заставляет гордиться своей малой родиной».
На самом деле публикация в “Однако” - это тревожный знак. Часть столичного истеблишмента начинает создавать новых врагов. Развалилось и, вполне объективно, “белоленточное” движение, и тут появляются инициативные люди, которые делают вброс: “Давайте, мол, искать сепаратистов, смотрите, что в Сибири делается!”
Но сепаратизм сепаратизму - рознь. Есть вполне себе нормально существующий татарский сепаратизм,
татарская авиакомпания летает по Европе в местной национальной расцветке, чеченский, по Кубани ходят вместе с полицией
казачьи патрули, следя за правопорядком,
местный губернатор вообще ходит с газырями и в кубанке, но надо же - Сибирь-то, оказывается, это не только место, где качают нефть и копают уголь, где зэки, они еще и синие снежинки рисуют на майках и паспортах.
Безусловно, сибирский сепаратизм имеет давние традиции еще с 19-го века. Огромная территория, долгие зимние вечера заставляют людей проводить их в размышлениях, которые иногда рождают чудовищные мысли об отделении от европейской России. Это плохо. Сибирь - это Россия. Но сама т.н. “Россия” (читай: “федеральные СМИ”) дают повод для таких мыслей. Когда в Новокузнецке, Новосибирске, Томске и Красноярске идут летом дожди, а диктор вам с экрана говорит, что
“в России установилась жара”, имея в виду штук пять областей вокруг Москвы, то у любого жителя Сибири возникает вопрос: “Если это Россия, то мы тогда где живём? Не в России?”. Думается, такой же вопрос возникает и у жителей Урала или Юга России. Так кто тогда больший сепаратист - мы или Москва, которая нас сама устами своих ведущих и журналистов отделяет от России?
Причём, буквально недавно Москва сквозь пальцы смотрела на куда более явные признаки “сибирского сепаратизма”, который проявлялся то в создании под крышей ВГТРК “Сибирь-ТВ”, то в бело-зеленом флаге Новокузнецка, который в значительной степени повторяет флаг сибирских автономов.
Забавно, что столичные идеологи, которые пытаются придать романтичный образ адмиралу Колчаку через Хабенского и Боярскую, снимая сериал “АдмиралЪ”, и при этом начисто забывают, что в составе его войск воевала вполне себе сепаратистская Сибирская армия, которая носила не российский триколор на шевроне и кокарде, а бело-зеленый.
Я уж промолчу, что во многих сибирских деревнях до сих пор в ухоженном состоянии поддерживают
памятники жертвам Колчака, который в кинофильме страдает и болеет за русский народ.
Одним словом, выступление Медведева, поддержанное столичными специалистами, в очередной раз подбросило дров в давнее противостояние “Москва vs Замкадье”. Остается лишь повторить, появление региональных брендов - это не признак сепаратизма, а лишь проявление желания регионов решить свои экономические проблемы самостоятельно, прекратить отток молодежи и среднего класса в “нерезиновую” Москву, препятствовать маргинализации областей и краёв России в земли, где живут либо маргиналы, либо миллионеры. Например, можно сколько угодно иронично относиться к кузбасскому йети, но то, что поток туристов в Горную Шорию увеличился, это факт. Как
пишет “Российская газета,” по сравнению с началом 2000-ых он увеличился более чем в 10 раз. А ведь йети - это тоже местный бренд и тренд.
Ростислав БАРДОКИН,
“Новокузнецкое Интернет-телевидение” P.S. Автор этих строк родился в Анапе в 1970 году. В Новокузнецке живет с 1982 года. Считает себя сибиряком.
P.P.S. “Виновнику” публикации и “сепаратисту” рекомендую перевести бренд на русский язык - “Я *сибиряк”. А может быть, подумать над брендом “Я - Замкадыш”, популярностью будет пользоваться по всей стране, глядишь, и столица задумается.
P.P.P.S Премьер-министру России Дмитрию Медведеву советую во время визита в Горную Шорию не только заниматься фотосъемкой и разговаривать со вполне себе сытыми горнолыжниками, а узнавать, чем же реально живут сибирские регионы, что нужно менять в налогообложении, чтобы провинция не чувствовала себя обиженной и забытой.
Источник:
НК-ТВ