как Мединский и его подельники заходят с кондачка, чтение вслух

Dec 08, 2012 21:48

Прошел слух, что сливают ГИИ (институт искусствознания) и РИК (Российский институт культурологии).
Первый - старый академический институт в Козицком переулке - возглавлял один из главных наших специалистов по древнерусскому зодчеству Алексей Комеч - до того, как возник Архнадзор, он в одиночку ложился под лужковский бульдозер. (Кажется, в год его смерти - 2007 - Архнадзор и появился)
Второй - руководимый киноведом Кириллом Разлоговым - штампует теперь судебные экспертизы - самые нашумевшие из них заключения об акции Пусси Райот в ХСС и эмблеме-орле "РосПила" Навального.

Как вы думаете, кто кого подомнет?

На самом деле пока все слухи. Разлогов предложил создать на базе пятерых НИИ Министерства культуры - одно "гуманитарное Сколково". Там он "видит" "по меньшей мере, свой институт, Институт искусствознания, Институт культурного и природного наследия и все наши филиалы, как реально существующие, так и те, которые будут выстроены". По той же ссылке можно увидеть, что руководители профильных институтов (например, реставраторы) не вдохновлены идеей, потому что (обоснованно) видят в ней угрозу своей специализации. Под чье руководство должно создаваться "гумсколково", Разлогов не предлагает. Но поскольку сам предлагает, то
это вызывает мысли. (Кто таков сам Разлогов, я не знаю, судить по тому "что пишут в интернете", нельзя (про меня самого столько выложено, что не будь я с собой давно знаком, мог бы дрогнуть) - но например, тот факт, что киновед - член Академии естественных наук (АН СССР с блэкджеком и шлюхами, по удачному выражению http://lurkmore.to/%D0%A0%D0%90%D0%95%D0%9D, где академиками Петрик, Онищенко, Фоменко, Кадыров и Куклачев) меня пугает. Зачем?

Новый начальник будет назначен, продолжаю я мыслить, кем? Министерством культуры. Руководитель которого единоросс г-н Мединский, птенец гнезда грызлова, доктор исторических наук, наивный фальсификатор, как свойственно непоротым подросткам, мечтает небось показать Аркадию Дворковичу, как он бжык бжык устроит евроремонт в избе культуры, заселенной мшистыми стариками, в глаза не видавшими Айпад.

(А вот почему нельзя давать дорогу дураку! я уже орал об этом, и еще раз проору. "Пропущенный дурак въедет в Кремль, наездником впрыснет в страну личинки" - летом 2011-го предупреждал. Не досмотрели! прорвался на подмогу засевшему кооперативу "Озеро" целый отряд бесстыдной молодежи).

Давайте признаем, что Разлогов-визионер - "Давайте признаем, что давно необходимо создать на базе нескольких институтов сходной тематики единый научный центр с мощной информационной и материально-технической базой на современном уровне использования информационных технологий. Только таким образом наука сможет сохраниться и развиваться" - куда ближе руководству Минкульта, чем "старики" - он говорит на их птичьем языке, он такой же манилов: свезти всех крестьян на единый хрустальный мост, чтоб продавали там свои безделушки, да и околоточному проще. Какая мощная мат-тех база нужна искусствоведу? реставратору? точней, отсутствие какой базы мешает ему быть специалистом?

Зато отсутствие оных сразу указывает на отсталость. Посмотрите, как быстро распознала неэффективность в НИИ некая "независимая экспертиза": с умилительной прямотой подсчитано (пример про РИК), что "если грубо разделить количество знаков в итоговых отчетах на количество рабочих дней в году, получается, что в течение рабочего дня исследователь должен написать от 100 до 300 букв". Мало! а, прохвессор! сидишь за столом, книгу читаешь, а пальчики-то спят! не пишут буковы. А мы тебе за почитать - платить?

А вот зам. Мединского единоросс Г.Ивлиев просчитывает работу ГИИ:
"История русского искусства" - уникальный научный долгострой: за 12 лет выпущено всего 2 тома (1-й и 14-й), следовательно, проект будет завершен к 2084 году. В итоговом отчете ГИИ за 2011г. написано, что "готов к печати" 21-й том, однако в течение 2012-го года он не увидел свет. В итоговых отчетах из года в год повторяются фразы о "реподготовке" 17-го тома, о "готовности к публикации" 1-й части 2-го тома, о "завершении работы" над 4-м томом - ни один из них не издан. Можно приблизительно подсчитать, во сколько проект обходится госбюджету. Согласно итоговым отчетам ГИИ, работа над "Историей русского искусства" - основное направления деятельности Отдела древнерусского искусства (12 ученых) и привлечены ещё около 40 сотрудников других отделов. Простым умножением годового фонда заработной на 12 лет получается сумма около 77 млн руб, то есть каждый том "Истории" уже обошелся государству в 1,2 млн долларов. Недавно руководство ГИИ объявило о запуске нового проекта: 60-томного издания о П.И.Чайковском. Если он будет реализовываться такими же темпами, как История русского искусства, то будет завершен к 2372 году, а сумму затрат можете подсчитать сами.

А ученые говорят, что денег не перевели на издание очередного тома - дали в 10 раз меньше нужного. Но тут даже возражать трудно - в такой оскорбительной форме ведет разговор зам.министра, что в ним участвовать себя не уважать. "К 2372-й году", иронизирует. Что-то стало нынче модно вот так высчитывать. Кто начал эти расчеты на неделях? Медведев?

По ссылке выше о Мединском историк Виталий Пенской, дивясь резвости диссертации будущего министра, спрашивает (себя?):
"Вызывает недоумение также и следующий тезис автора. Он пишет, что «что до сих пор отсутствует всестороннее исследование всего комплекса (выделение мое - В.П.) сочинений иностранцев о русском государстве XVI-XVII вв.». Закрадывается сомнение - а представляет ли себе автор, выполнения какого объема работы потребует полноценный и всесторонний анализ хотя бы 150 текстов, упомянутых в известном перечне Аделунга, не говоря уже об их последующем академическом издании с параллельными текстами на языке оригинала и на русском, комментариями и пр.? Достаточно взглянуть на два последних по времени примера, двухтомники записок Герберштейна и Штадена, чтобы понять, что это работа не для одного человека и не на один десяток (увы) лет! Владимир Ростиславович, похоже, не имеет никакого представления (выделение мое - барз) о методике работы с источниками, что шлифуется историками на протяжении уже не одного столетия".

Не имеет никакого, говорите, товарищ Пенской? Надо бы посчитать, сколько букв в день пишете. А мало, так за такую неэффективность года на три в Соловки!

Блогеры, начавшие бить в набат, решили посчитать по-другому: один гол Халка (оплаченный Газпромом) стоит столько же, как 3 года восстановления сельского хозяйства Владимирской области, а также предупреждают, что культура - это грибница, которую попортить легко, а нарастить некак. И я согласен с этим в общем и целом - но только тут добавлю от себя, что дьявол в любых реформах таится не в их векторе даже - а в том, какие руки их проводят. Даже неверные установки в ходе работы - глаза боятся, а руки делают - могут вырулить в какие-то благотворные, пускай и непредрасчитанные области, просто очищаясь через толщу жизни, как вода сквозь слой песка - но, с другой стороны, даже благие намерения, оказавшись в руках людей, не имеющих оснований, мотивов, санкций на эту работу, могут привести только к разрушению, именно в силу того, что эти руки прокляты. Ничего из того, что производится сейчас властью - даже "благие намерения" - не даст ничего, кроме зла, именно в силу этой неблагой своей природы, и пойдет прахом из нее же. Извините за невольный пафос слов, привыкших жарко гореть в соседней, нефилологической, печке. Но и глядя сквозь синие очки, смысл не испаряется. "Сиди тихо, ничего не трогай" - как-то так общество должно обращаться к властям, как санитар к дебоширу. "Уже выехали за тобой".

А трогает, так по рукам.
Previous post Next post
Up