Продолжение, начало вот здесь:
http://barsuk-99.livejournal.com/123819.html Дальше мы плавали по каналам на нескольких лодках. Маршрут линейный, то есть плывешь туда, а потом так же плывешь обратно. По этому маршруты называются "малый круг" и "большой круг". Лодки типа Пелядь - не самый плохой образчик, но как же я не люблю грести распашными веслами... Впрочем туда в нашей лодке греб дяденька-гид, а я только обратно. Дети устраивали гонки и плескалки.
Утята в соловецких каналах, про которых мне еще отец рассказывал по воспоминаниям 40-летней давности, оказались действительно великолепны. Ныряют и прячутся под водой, но вода настолько прозрачна, что выглядит это очень смешно.
По возвращению сходили в баню и вечером у школьников был праздник закрытия сезона. Все долго рассыпались в комплиментах и ели вкусности, а потом писали друг-другу записки в следующий год. В полночь пошли на берег моря закапывать записки и откапывать предыдущие. Тут то нас и ждала проблемка - прошлогодние записки были запрятаны очень качественно - два часа переворачивания всех камней на берегу (в том числе совершенно неподъемных) не увенчались успехом, плюнули, развели костер, попели песенок, сныкали новые записки (надеюсь, что запомнили куда именно) и отбыли баиньки.
Впрочем школьники и молодые вожатые - студенты до утра продолжали радостно тусить.
День следующий.
С утра народ начал активно паковаться. После двух недель сложно найти все свое барахло расползшееся по всему бараку. Нам собраться - только подпоясаться, по этому мы с Машкой и Аней пошли в прокат велосипедов, взяли пару великов (один - с детским сидением) и поехали осматривать достопримечательности.
Лабиринт - типа палеоартефакт. Вокруг него выложено еще несколько новодельных. Действительно, пока идешь через него - сосредотачиваешься и перестаешь замечать что-либо вокруг.
Следующее место - переговорный камень.
“Зри сие. Во время войны Турции, Франции, Англии, Сардинии с Россией здесь был переговор настоятеля архим. А. с английским офицером Антоном Н. 22 июня, в среду в 11 час. до полудня по записке начальника неприятельской военной эскадры в Белом море, требовавшего от монастыря быков (записка представлена свят. Синоду). После переговоров, благополучных для обители, настоятель возвратясь в монастырь в 1 час дня, служил в тот день в Успенском соборе литургию и молебны; служба кончилась в 4 час. В ту неделю 3 дня пост строгий был в обители и скитах и Господь в это лето не допустил воюющих нарушить иноков покой, как без милосердия они поступили в 1854 г. А. А.”
Потом еще немного покатались просто по лесным дорожкам и вернулись домой. Дома как раз был завершен спуск на воду мегаботика.
Ребята должны были уходить на материк на монастырском катере вечером, что бы минимально торчать в кеми перед ночным поездом. Нам так было неудобно, потому, что мы хотели еще успеть отъехать от Кеми и заночевать в лесу. По этому мы убыли на Метели-4 в 16-00.
Гудбай Соловки.
Общий вывод по Соловкам.
Школьный лагерь мне понравился. Строем не ходят, но и раздолбайство не зашкаливает. Ребята - орги очень приятные, абсолютно наши люди, на 100%. Единственное, что в какой-то момент резануло, так это понимание, что мы тут всех старше, причем с довольно приличной разницей :((
Сами Соловки (насколько мы успели увидеть) произвели очень неоднозначное впечатление. Там очень людно. До неприятности людно. Природа - обычная беломорская природа. нет принципиальных отличий от Чупской губы или Калгалакшского залива или многих других мест на беломорском побережье, где я был до того, только слегка по беднее. Мистически-религиозный элемент для меня далек от понимания, но больше похоже на аттракцион для туристов. Монастырь архитектурно впечатляет.
На пристани мы сели в машину и поехали дальше на север. Километров через 50 мы свернули вдоль какой-то речки и встали на ночь на отличной лесной полянке на берегу. Я поймал щуку, Маша набрала грибов и был готов ужин.
Продолжение следует. В следующей части - Кольский полуостров, Лапландия, озера и острова, рассветы и закаты, Хейфицы прибывают.