Часто, когда заходит спор про электромобили, противники электротранспорта выдвигают довольно абсурдные примеры: "что будет если одномоментно заменить все авто на электрички", "что будет если все машины одновременно подключат к сети".... приводимые с одной целью - показать, что мы все умрем электромобили существовать не могут. У меня, как пользователя, нет определенного предпочтения по двигателям автомобилей. Последние четверть века я права не обновлял и, соответственно, не рулил. Но, ИМХО, вне зависимости от предпочтений населения, электромобили - наше общее будущее. Последние события в мире наглядно демонстрируют всем, что страны обязаны быть самодостаточны в базовых вещах. И одна из таких вещей - транспорт. Нельзя ставить страну в постоянную зависимость от арабов, России.... Поскольку нефти/газа у очень многих стран нет, электродвижение - единственный возможный вариант. Электричество можно получить на месте кучей разных способов: солнце, ветер, вода, уголь, дрова, "пердячий пар", сушеные кизяки.... соответственно хоть как-то можно обеспечить транспорт возможностью передвигаться, даже находясь в блокаде. Это понимают в Европе, такой же точки зрения придерживается Китай, так что переход на электротранспорт неминуем.
Давайте посмотрим как он будет происходить на примере Норвегии. Там с помощью законодательства очень резко переключили население на покупку электромобилей, что позволяет посмотреть наиболее ультимативный вариант перехода. Для всех остальных стран переход будет намного мягче. Цифры по Норвегии можно найти
здесь.
Если в 2016 году в Норвегии продавалось только 15.7% электромобилей и 13.4% подключаемых гибридов, то в 2023 (данные по октябрь) 84.5% электромобилей и еще 6.6% подключаемых гибридов. Можно сказать, что полный переход на электродвижение состоялся: продажи дизельных авто составляют 1.9%; бензиновых - 1.5%. Но это продажи, а рынок выглядит совсем иначе.
На 2023 год электромобили составляют четверть парка, с подключаемыми гибридами - треть.
Если построить динамику парка электромобилей, в предположении, что и дальше доля чистых электроавто в продажах составит, как в 2023 году, 85%, можно увидеть, что парк полностью перейдет на электро еще не скоро.
Дай бог к 30 году перевалить за половину парка.
В любом случае, в Норвегии у электро с подключаемыми гибридами почти треть парка. Как же это повлияло на потребление электроэнергии?
Никак. В 2022 потребление электричества было даже ниже, чем в 2016. Прошлый год был несколько необычным - электричество везде стоило дорого. А Норвегия, хоть и страна крупный экспортер электричества, из-за открытости рынка тоже пострадала от высоких цен, соответственно народ подсократил потребление. Но в любом случае, изменения в потреблении электричества минимальны и легко компенсируемы.
Норвегия, в плане электричества, вообще очень интересная страна. Если посмотреть усредненный экспорт электричества по времени, то окажется, что электричество экспортируют в утренний и вечерний пиковые часы, когда оно максимально дорого. А вот в выходные днем, его можно и импортировать, особенно если кто-то за это еще и приплатит.
Основа норвежской энергетики - гидростанции.
Но в последнее время они начали сильно развивать ветроэнергетику, потому что барыжить электричеством - очень прибыльный бизнес. А имея такие емкости гидроэнергетики, которую можно использовать в качестве компенсации вариабильности, грех не воспользоваться случаем и не увеличить производство. Тем более, что ветра и незанятых ветреных прибрежных площадей в Норвегии навалом.
PS. Для комплекта. Полный парк электромобилей и подключаемых гибридов в Норвегии в штуках выглядит так.
Синие - электро, голубые - подключаемые гибриды.