Мартин Бекан: о договорах с еретиками

Dec 01, 2015 14:54



Постоянный пункт обвинения в адрес иезуитов - наличие у них учения о необязательности договоров с еретиками. В этом вопросе официальную позицию Ордена сформулировал Мартин Бекан (1563-1624). О нем, кстати, есть интересная статья в «Православной энциклопедии» http://www.pravenc.ru/text/77842.html Помимо прочего, эта статья соощает нам, что фламандец Мартин ван дер Бек написал книжки, которые использовал в своей полемике с протестантами Стефан Яворский. Одна из книг Бекана попала в Индекс (Controversia anglicana de potestate regis et pontificis. Mainz, 1612). Католическая энциклопедия поясняет, что в Индексе она проходила как donec corrigatur (т.е.: «отредактируй, где надо - разрешим») https://en.wikisource.org/wiki/Catholic_Encyclopedia_(1913)/Martin_Becan Бекан в итоге отредактировал книгу так, чтобы она не казалась направленной против папской власти, и сумел издать.

Бекан считает, что обязательства действительны, если они обязывают к разрешенным и морально допустимым вещам (licita et honesta). Естественно, никто не может быть обязан совершать нечто аморальное, даже если он пообещал это. Договоры, которые требуют делать нечто незаконное, аморальное или невыполнимое (contrary to morals or law, or impossible to carry out), только имеют вид (appearance) договоров, но таковыми на самом деле не являются. (156)
Контракт, заключенный под страхом справедливого наказания, действителен (несправедливого - нет) и контракт под страхом насилия - тоже (обещал разбойнику - отдавай), если не существует инстанции, которая способна отменять такие договоры. (157)
(Эти рассуждения потом будут едва ли не скопированы Гоббсом - В.М.)
Контракт становится недействительным, если его не выполняет она из сторон, а также, если изменились условия, в которых заключался контракт и это признано компетентными лицами. Положение о возможности отменять контракт, если изменились условия, выглядит достаточно рискованно, поскольку стороны могут трактовать это изменения в свою пользу - для того, чтобы избежать такой возможности, Бекан и вводит ограничение: судить об изменении условий должно третье лицо, компетентное в данном вопросе.
При условии, что все изложенное выше соблюдено, договоры с еретиками (и даже с язычниками) являются столь же обязательными, как договоры с католиками. Бекан в этой связи делает довольно неожиданное заявление: если соблюдаются договоры с язычниками, то договоры с еретиками должны соблюдаться тем более, т.к. они все-таки ближе к католикам. (158)

Договоры невозможны (и незаконны), если они заключены с еретиком, который отлучен от церкви персонально. Но и в этом случае договор приобретет обязывающую силу, если отлучение не подтверждено преемником папы, который вынес решение о нем.

Один из таких (очень немногих) еретиков - Елизавета Тюдор. Но и относительно нее Бекан делает оговорку: договоры с ней становятся действительными после того, как умер папа, отлучивший ее от церкви, а его преемник не подтвердил отлучение. Разумеется, эта поправка была взята с потолка (ad hoc).
Действительными являются и договоры, устанавливающие веротерпимость (но не свободный выбор религии), например, Аугсбургский мир и «умиротворения» в Нидерландах. С другой стороны, невозможен договор о веротерпимости in perpetuum. Это объясняется тем, что провозглашение терпимости к ереси есть лишь акт выбора меньшего из зол; при изменении обстоятельств веротерпимость может утратить статус меньшего зла.
Еретики не считаются обязанными предавать себя на казнь или отказываться от имущества, даже если есть приговор суда - обеспечивать исполнение приговора - задача не их, а чиновников правосудия. Субъективное право на самозащиту и пр. сохраняется и для еретиков. Хёпфль в этой связи замечает: позиция Бекана ни коим образом не макиавеллиевская - она совпадает с той, что занимают les politiques.
Что касается возможности отмены договоров с еретиками папой, Бекан не отрицает этого, но оговаривает: папа в праве судить только о договорах в их духовном аспекте, но не является арбитром в чисто светских отношениях (161) (вот за это, видимо, он и попал в Индекс - В.М.)
Отдельная тема для Бекана - отмазывание пап от обвинения в нарушении гарантий неприкосновенности: в Тридентском соборе отказались участвовать протестанты, которые заявили, что не хотят повторить судьбу Гуса и Иеронима Пражского. На эти обвинения Бекан отвечал в том духе, что 1) ни Гус, ни Иероним не заявляли о том, что в их отношении было что-то нарушено, 2) это сделал император. Папа чистой воды невиновник.

рабочие материалы, Реформация, Бекан, Харро Хёпф, Политические идеи, Контрреформация, политическая этика, Конспекты, история Нового Времени

Previous post Next post
Up