Лодку накрыла очередная волна. "Не хватало еще потонуть возле мыса своей фамилии", - крутилось в голове паническая дрянь. Лодка переваливаясь с волны на волну выходила из спокойной губы Гавриила в шумное Берингово море. Мыс Басова, как и все последующие мысы встречал мореходов ударной порцией ветра и морских брызг. Неприятный северо-западный вспенивал морские волны и с яростью бросал их на прибрежные скалы. Хотел увидеть "свой" мыс - на смотри шумел ветер мне в лицо. Делаю несколько кривых фотографий и убираю фотоаппарат от греха и морской воды подальше.
Великое искусство дзен гласит, что человек должен оставаться бесстрастным наблюдателем в этом суетном мире. Все проходяще, и только слившись с окружающим миром можно достичь блаженства. Но как постичь дзен сидя в пятиметровой надувной лодке в штормовом море? Внешне все пассажиры нашей воздушной "бригнатины" излучают холодное спокойствие и сосредоточенность. Влад, капитан лодки, полусидя-полустоя, лавирует среди волн бесстрастно смотрит вдаль, постоянно сплёвывая морскую воду, которая кроме неприятных вкусовых ощущений безжалостно разъедает глаза. Отвернувшись от ветра лицом к корме, чуть сгорбившись сидит Андрей, молодой парень, помощник Влада, лицо его тоже не выражает никаких эмоций. Даже пёс Локи бесстрастен, его лишь смущает холодный "душ Шарко" после которого он встаёт на четыре лапы и долго сушит шкуру на ветру. Никто не паникует, никто не показывает страх. Но он есть. В море никогда нельзя быть увереным, но нужно быть смелым. Море любит смелых. И сильных.
При волнении на море свыше 3 баллов чувство отвечающее за приключения приходит в состояние повышенного тонуса. И не важно первый раз идёшь на лодке или в сто первый. "Спаси и сохрани" - пульсирует в голове нехитрая молитва, при виде очередного морского вала. Что говорили и кому молились корейцы затонувшего на мысе Военных топографов судна я не знаю, если и сейчас здесь весьма сурово, то что здесь творится, при хорошем шторме лучше даже и не думать. Шишкоорбарзный мыс Военных топографов. Отвесные скалы. Белые волны ведущие постоянный спаринг с черными скалами. Неожиданная радуга в полнеба. И судно. Как органично и как нелепо оно здесь. Красно-ржавое, обгоревшее, в суровых осенних берингоморских декорациях. Назидание и напоминание: южночукотский берег Берингова моря по прежднему остаётся самым штормовым местом России. Места эти смело можно назвать - Берегом разбитых кораблей. Началось всё с первых судов - дежнёвских кочей, открывших печальный счёт. Сколько их разбилось и затонуло здесь никто не считал, но только за последние 3 года здесь потерпели кораблекрушение 3 судна: два корейских и одно российское.
Карта Берега разбитых кораблей и маршрут возвращения
Страшно красиво - это про эти берега. Отвесные скалы, словно срезанные ножом, пальцы-останцы, торчащие из воды, пенистые бары, опаснейшие подводные камни, всё это гремит, шумит и взрывается под морской аккомпанимент. Не отстаёт от морской кдарили и небесная канцелярия. Световая иллюминация сменяется каждые 10-15 минут: от солнечно-радужной, до дождливой свинцово-чёрной. Возмущается всё, кроме птиц. Зачарованно смотрю на пернатых зависших между небом и морем. Они безмятежны и очаровательны в своём полёте. Вода и море - их стихия. Когда стихии возмущены, они подчиняясь инстинкту, выбирают "золотую середину" - между.
Путешественники прошлых лет описывая северные и дальневосточные берега употребляли эпитеты "унылые", "мрачные", "безжизненные". То ли мореходы были утомлены длительным плаванием, то ли понятие красоты со временем изменилось, но их слова не правда. "Гарндиозные", "суровые", "титанические" - такие слова приходят на ум глядя на скалы и утёсы. Берега эти под стать их географическим именам - Наварин, Гангут, Ушаков, Грейг, Синоп, Чесма - весь военно-морской иконостас времён рассцвета Андреевского флага.
Где-то в районе мыса Фаддея, Андрей, перекрикивая ветер кричит Владу о том что почти закончилось топливо. Влад глушит мотор, меняем баки. Лодку сносит к мысу. Пока лодку не бьёт о волны и не дует шквалистый ветер можно прикурить. Запускаем мотор. Как искра между электродами проскакивает мысль: "А если не заведётся?". Но в следующую секунду "Ямаха" благородно заурчала во все 40 своих лошадей и мы отходим от опасного места.
Капитан лодки - Влад Лапшин
- Видишь вон ту осыпь? - кричит мне Влад, показывая на трёхсотметровую почти отвесную осыпь. - В прошлом году медведь по ней бежал вверх, как по ровному. Силища у этого зверя страшная.
В это сложно поверить, но факт остаётся фактом. Встретить медведя можно даже на таких кручах. Мохнатые большие любители птичьих яиц.
Быстро темнеет. На горизонте показался мыс Барыкова и огни посёлка Беринговского. Но до них еще больше часа ходу. Проходим мыс Отвесный, крайний из группы больших мысов. Название говорящее. Километровая сопка почти идеально срезана с морской стороны. Не мыс, стена! За Отвесным море такое же неспокойное, но волна уже предсказуемая. Влад держится ближе к берегу и играет вдогонялки со временем. Нам нужно засветло войти в "устья" - протоку соединяющую лагуну Лахтина, где находится лодочная станция беринговцев и бухту Угольную. Но игру со светом мы проиграли. Сложный извилистый фарватер, ночь, накат... В итоге метров за 100 до "устьёв" нас выбрасывает на берег. Тащим лодку на верёвках, сопротивляясь накату, который пытается окончательно выбросить лодку на берег. Волны сбивают с ног и бросают нас под лодку. Ещё немного и мы в протоке. Вода в протоке - зеркало. Акселератор до упора и минут через 20 швартуемся у берега. Экспедиция "Наварин-2015" начавшаяся 10 дней назад именно с этого места завершена.
Продолжение следует