Известно издавна и всем, что насмешки - представляют собой видоизменённый выговор за допущенные нами ошибки.
Само подшучивание не редко задевает всякого из нас сильнее, чем ругань, ведь брань мы склонны считать непроизвольно вырвавшимися словами в результате крайнего раздражения, однако именно в насмешке видим умышленную обиду.
Очень часто у нас вызывает неприятие разговор с остряками, чем с просто болтливыми людьми. Тем более обидно, когда мы замечаем, что за подшучиваньем скрывается что-то заранее тщательно подготовленное и обдуманное.
Остроту всякой насмешке придаёт продолжительность ее действия - чем больше во времени она доставляет удовольствие окружающим, тем сильнее она уязвляет нас.
Кроме того, присутствующие при высказывании язвительных слов иные люди склонны от себя мысленно присовокуплять к сказанному то, что прямо не досказано, однако им оно представляется достоверным, таким образом, косвенно они присоединяются к насмешке.
Умеем ли мы шутить легко, не обижая других, можно ли сделать насмешку необидной, а довольно приятной для того, кого мы вышучиваем?
Представляется, что это вполне возможно:
1. Доставляют удовольствие, а не раздражение в первую очередь те шутки, что направляются на мнимые пороки, те, которых нет у нашего визави.
Потому что если попрекать недостатками, которые отсутствуют, значит показывать имеющиеся достоинства. Например, назвав бесспорного трезвенника неизлечимым алкоголиком, можно вызвать смех и у него самого и у окружающих.
2. Там, где это можно, уместно охарактеризовать в шутку какие-то негативные черты или действия именами (названиями) в превосходной степени. Ведь, наиболее уязвляет тот упрёк, что выражен лестными словами, к примеру, если труса назвать бесстрашным рыцарем.
3. Дружеской насмешкой является и порицание в виде скрытой похвалы. Например, гостеприимных хозяев обзывают бездушными палачами новейших диет. Подобная косвенная не навязчивая похвала не будет противна для того кого хвалят.
4. Есть некоторые замечания, которые могут касаться телесных недостатков у людей. Лысые, например, довольно снисходительно склонны относиться к подшучиванию над таким их недостатком, однако имеющие увечья глаз - неприязненно и достаточно болезненно.
5. Также в меньшей степени обидны насмешки, если они в некоторой степени относятся и к тому, кто высмеивает, например, когда бедняк насмехается над бедностью такого же, как и он или, будучи влюблённый сам, насмешливо отзывается о влюблённости иного.
Однако при этом должно быть очевидным, что он только шутит, в ином случае это непременно вызовет досаду у другого.
В любом случае, все насмешки, возникшие естественно и не несущие печать язвительности - извинительны и допустимы в любом обществе приемлющем свободоречие.