Противники мазхабов часто говорят: «Почему вы оставляете мазхаб ахлю-ль-хадис и следуете мазхабам факихов? Все ученые фикха фанатичны в своем следовании мазхабам, а ахлю-ль-хадис фанатично следуют хадисам Посланника Аллаха (салляЛлагьу г1алайгьи ва саллям)».
Воистину, это неправильный вывод. Поистине, имамы четырех мазхабов были из числа ахлю-ль-хадис, и большинство ученых-хадисоведов (мухаддисов) следуют одному из четырех мазхабов. Имам Малик, имам Ахмад, имам аш-Шафии были в свое время имамами ахлю-ль-хадис. Не было в хадисоведении подобных им. Более того, имама аш-Шафии называли помощником Сунны. А помощником Сунны невозможно быть без глубокого знания ее. Если бы он собирал хадисы не иначе, как долгое время находясь рядом с двумя имамами, Маликом и Суфьяном ибн Уейной, и получая знания хадисов только у них, все равно он бы знал огромное число хадисов. А что касается имама Абу Ханифы, то [в доказательство] его следования хадисам достаточно привести разъяснения имама мухаддисов Абу Джа`фара ат-Тахави о соответствии хадисам ханафитского фикха. А что касается известности его как «ахлю-р-ра’йи»[1], то это по двум причинам:
Во-первых, из-за его глубоких познаний и тонкого понимания Сунны и проведения аналогии (кияса) с ней.
Во-вторых, из-за того, что он больше всех ссылался на сподвижника Абдуллаха ибн Масуда, который избегал рассказывать хадисы от Посланника Аллаха (салляЛлагьу г1алайгьи ва саллям), боясь, что ошибется в передаче хадиса. Потому что, если он ошибется в фикхе, люди смогут его опровергнуть, а если ошибется в передаче от Пророка (салляЛлагьу г1алайгьи ва саллям), то его рассказ люди будут передавать друг другу, и эта ошибка будет существовать долго.
Ученые детально разъяснили позиции имама Абу Ханифы в специальных книгах, и каждый может убедиться в его бережном отношении к Сунне Пророка (салляЛлагьу г1алайгьи ва саллям) и следовании ей. Известно, что он отдавал предпочтение даже слабому хадису перед киясом[2], в отличие от того, что приписывают ему его противники.
А что касается тех, кто нападает на мазхабы четырех имамов и говорит о защите благородных хадисов, то в их книгах отчетливо видно их фанатичное следование ученым, которых они любят. Они называют слабым все, что противоречит мнению этих ученых, даже если это достоверно, и называют достоверным все, что те утверждают, даже если их мнение слабое, и при этом говорят, что фанатично следуют лишь хадисам. На самом деле это не соответствует действительности.
[1] Ахлю-р-ра’йи - ученые-муджтахиды, которые вывели множество решений из Корана и Сунны, при этом крепко придерживаясь Сунны. Такой подход был больше распространен в Ираке.
[2] Кияс - суждение по аналогии.
Доктор Махмуд Ахмад аз-Зейн
Источник:
http://www.dralzain.com/Book.aspx?SectionID=4&Re...Перевод: Абу Саид Мухаммад