48 сентября 2011 г. во Владивостоке прошел
9-й Азиатско-тихоокеанский симпозиум по животным, растительным и микробным токсинам. Как бы передавая привет недавней
конференции в Петрозаводске, часть участников там была та же самая. В
некоторой связи оказался в их числе и я.
Если опустить древнюю маньчжурскую историю, залив Петра Великого, в котором находится Владивосток, стал известен Европе лишь в 1852 г. благодаря членам экипажа французского китобойного судна, случайно совершивших зимовку в бухте Посьет. А в 1859 генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв-Амурский, обходя на корабле берегá залива Петра Великого, обратил особое внимание на хорошо укрытую бухту. Она напоминала бухту Золотой Рог в Константинополе, и генерал-губернатор предложил назвать её так же, а на берегах бухты приказал основать военный пост, который он же поименовал Владивостоком.
Так что Владивосток, который получил статус города лишь в 1880 г., по европейским меркам весьма молод. В 1903 открылось прямое железнодорожное сообщение с Москвой по Транссибирской магистрали, с 1922 года он числится в составе РСФСР, а в 1958 году Владивосток стал базой советского флота.
Тихоокеанский флот во всем мире пользуется авторитетом. В какой-то момент мы наблюдали, как флагман этого флота ракетный крейсер Варяг (бывший до 1996 г. украинской «Червоной Украиной») раскочегарился так, что все решили, что он полыхает, и отчалил к берегам Сомали: грозить тамошним пиратам. (Все ведь знают, что 50% населения этой страны пираты, а другие 50% бандиты.)
Порт это всегда здорово. Меня всегда завораживало зрелище огромных кораблей, перевозящих тысячи стандартных контейнеров, ну или даже космические груды металлолома, допустим. А уж если представить научную или полярную морскую экспедицию так и вовсе хочется разбить об стену компьютер и нацепить бескозырку юнги.
Во Владивостоке все дышит предчувствием саммита АТЭС-2012, которому Владимир наш Владимирович Брежнев Путин в конце (как тогда казалось) своего правления предначертал пройти на острове Русском месте еще более для этого подходящем, чем для зимней олимпиады-2014 подходят субтропические Сочи. Поэтому здесь везде сплошная стройка.
Нет смысла говорить больше, чем
уже сказано, про строительство в эпоху ВВП, когда стоимость одного километра третьего транспортного кольца превысила стоимость одного километра большого адронного коллайдера со всем оборудованием. Поэтому и не будем говорить про это, а также про то, каким тяжким бременем вся эта стройка легла на социальные статьи приморского бюджета.
Поговорим лучше о шедевре современной инженерной мысли паре вантовых мостов через бухту Золотой рог и пролив Босфор Восточный, по которым делегатов саммита должны плавно промчать лимузины от отремонтированного (будем надеяться) к тому времени международного аэропорта «Кневичи» на остров Русский. Спроектированные целой плеядой инженерных организаций во главе с ЗАО «Институт Гипростроймост Санкт-Петербург», эти мосты должны стать самыми длинными вантовыми мостами в мире (длины пролетов 737 и 1104 метра, соответственно) с, соответственно, самыми высокими пилонами (226 и 320 м).
Каждый первый местный выражает сомнение по поводу того, что мосты будут сданы к 2012 году, а если и будут то, скорее всего, сразу же после саммита их закроют на капитальный ремонт.
5 февраля 2009 г. покончил с собой Вячеслав Полянских, заместитель главного инженера ООО «Мост-Восток», руководивший строительством моста на о. Русский. В предсмертной записке он, якобы, заявил: «Строительство моста ведется с грубейшими нарушениями. Я не хочу быть крайним, когда мост рухнет и будет масса жертв...». :-(
Лет тридцать назад на острове Русском не было ничего, кроме военной части и
Ворошиловской батареи, а чтобы попасть туда, требовался совершенно особый пропуск. А сейчас там строится кампус Дальневосточного федерального университета, который, по крайней мере, с моря, выглядит очень привлекательно. Если б не
отвратительная геронтократия администрации российской науки и вся сопутствующая плесень, можно было б мечтать переехать на Русский жить и работать.
Во Владивостоке замечательное море, и живность в нем соответственно прекрасна. Один мужик, купаясь на маяке, за десять минут плавания с маской выловил пяток устриц, морских звезд и ежей.
На мысу Токаревском, где стоит упомянутый маяк (один из старейших, кстати), расположилась и исполинская вышка 35-кВ ЛЭП, передающей энергию на о. Русский (пока там не построили своей газовой станции, благо ВВП лично провел во Владик газ с Сахалина). От этой опоры высотой 150 м на Русский ходят неофициальные паромчики, в которые влезает всего 23 автомобиля, заезжающих туда прямо с берега, без причала. А еще это место свадебных покатушек, аналогично Воробьевым горам в Москве.
На симпозиум съехались представители мировой токсинологической биохимии и биофизики из 14 стран. Не буду рассказывать про ангельское и демоническое обличье токсинологов из Бельгии и Израиля, про злоключения австралийца, про китайского диссидента, находящегося в одном рукопожатии от узника совести Лю Сяобо, и прочие интереснейшие вещи, потому что всего в интернеты все равно не напишешь.
Ну и напоследок, это Шамора:
Полный фотоальбом → (+
слайдшоу и
фотки на карте). Ну и плюс, предыдущие поездки:
Петрозаводск,
Греция-2011,
Кембридж,
Япония,
Новосибирск,
Греция-2010.