House vs God

Dec 18, 2009 03:16

Может, кто помнит, я просила помощи в поиске источников для написании реферата про Хауса и религию. Так вот, я его написала и выкладываю. Букв много.

На научность не претендую, вообще ни на что не претендую, кроме получения удовольствия от самого процесса работы. Так что тапками не кидаться, хотя ваше ИМХО всегда интересно. Но и мое прошу уважать:)

Как всегда, хотелось поработать хорошо и тщательно, а получилось - одну ночь. В итоге косяков можно найти столько, сколько захочется.

Что действительно хорошо в работе - так это обилие хаусизмов на заявленную тему.


HOUSE vs GOD: тема богоборчества на современном телевидении



Введение

Религия никогда не ограничивалась только рамками церкви, однако в современном мире ее выход за рамки религиозных учреждений заметен особенно сильно. Пережив кризис, связанный с эпохой господствования материалистических взглядов, религиозность возвращается в нашу жизнь, претерпев значительные изменения. Многие теологи отмечают, что религиозный дискурс отныне ведется преимущественно в плоскости массовой культуры, хотя еще недавно он был ограничен узкоспециализированными площадками. Религиозные убеждения прочно вошли в русло культурного мейнстрима.
Кроме этой, отмечается еще одна интересная тенденция - современная религиозность стала как никогда интимной и свободной. И речь идет даже не о том, что огромное количество верующих живет вне лона какой-либо церкви. В нынешнем светском, демократическом обществе западного типа религия приспосабливается существовать в условиях свободы совести и веры. Это означает, что каждый волен верить в то, во что ему заблагорассудилось, и что каждый свободен организовать свою личную жизнь согласно этим верованиям. Результатом Просвещения явилось не полное исчезновение религии, но ее приватизация, ее уход в сферу частной жизни. В современном мире «религия является делом личного вкуса» , а значит, на него можно влиять. Тут на арену выходят медиа. И их главное оружие - телевидение.
Телевидение, несомненно, оказывает огромное влияние на мировоззрение современного человека. Актуальным становится вопрос о том, как религия отражена в телевизионном экране. Для того, чтобы понять, как общество начала XXI века осмысливает такие понятия, как религия, вера, бог, следует обратиться к телевизионным продуктам. Я остановила свой выбор на сериале «Доктор Хаус», который с 2004 года идет на американском телеканале FOX и признан самым популярным сериалом в мире - только по телевидению его смотрят почти 82 миллиона человек во всем мире (еще следует иметь в виду не поддающееся подсчету количество зрителей в интернете).
Объект исследования сериал «Доктор Хаус» стал настоящим феноменом культуры последних лет. И дело даже не в том, что этот сериал бьет все рекорды популярности и получает все ведущие телепремии, дело в том, что он затрагивает самые важные проблемы современного общества и дает не всегда ожидаемые ответы.
«Доктор Хаус» изначально был рассчитан на интеллектуальную публику. И качество продукта оказалось достаточно хорошим для того, чтобы породить мощную общественную дискуссию. Для западного общества, затянутого поясами толерантности, этот сериал стал глотком свежего воздуха - в нем без стеснения и купюр обсуждаются, такие темы, как аборты, эвтаназия, расизм, эмансипация. Конечно, «Хаус» побуждает людей обсуждать и темы такого уровня как религия и мораль. Этот сериал обсуждается в университетах, по нему пишутся философские книги (в этом году в Росси готовится к изданию переведенная книга «Хаус и филососфия»), и собираются конференции - нельзя не признать, что это действительно один из самых интеллектуально мощных проектов на современном телевидении. На обсуждения, порождаемые эпизодами сериала, считают нужным откликаться и Ватикан, и православные издания, и многие современные мыслители.
Ряд таких публикаций будет использован в этой работе. В частности, материалы научной конференции «Доктор Хаус против бога - дилемма современности», которая проводилась кружком теологов Силезского университета в Польше. Ученые, на материале сериала, обсуждали, как в современном обществе соотносятся разум и вера (на настоящий момент на русском языке доступна лишь небольшая часть дискуссии). Эта работа будет посвящена развитию это темы. Ее цель - определить, какую модель сосуществования разума и веры в бога предлагает этот сериал современному обществу. Для ее достижения будут выполнены следующие задачи:
1.сделан обзор религиозных воззрений основных героев сериала;
2.проведен разбор эпизодов, в которых наиболее полно раскрывается тема религии и бога;
3.выявлены тенденции в отображении религиозной тематики в сериале.
Автор работы также обращается к ряду телевизионных обзоров, опубликованных в российской и зарубежной прессе.

Доктор Хаус - неожиданный герой XXI века

Для начала попробуем определиться с личностью главного героя. Доктор Грегори Хаус - глава диагностического отделения больницы Принстон-Плейнсборо. Его трудно назвать положительным персонажем. Медицинский гений, он склонен к мизантропии. Циник, манипулятор, не признает правил (как однажды охарактеризовали его в сериале: «Он не нарушает правила, он игнорирует их»). Большую часть сериала страдает наркотической зависимостью - принимает обезболивающие от хронических болей в ноге.
К нему, как правило, попадают только те больные, от которых уже отказались все врачи. Его способен заинтересовать только действительно сложный случай: «Я разгадываю загадки. Спасение жизней - побочный эффект». Вполне способен рискнуть жизнью пациента ради своей игры. Почти в каждой серии Хаус сталкивается с угрозой смерти пациента, а поэтому темы бога и религии возникают сами собой.
Что касается религиозных воззрений самого Хауса, то он называет себя атеистом, что не удивительно для врача. Но так ли это в действительности, мы попытаемся понять, разобрав ключевые серии.
Хаус очень образован, в том числе и в религиозном ключе - он часто наизусть цитирует писание и тору, хорошо знаком со многими религиозными традициями. Полиглот, в том числе говорит на иврите.

Герои сериала в контексте веры и религии

Главными героями сериала являются члены команды врачей диагностического отделения доктора Хауса и еще несколько сотрудников госпиталя. Религиозным взглядам самого Грегори Хауса, как протагониста этого сериала, будет посвящена значительная часть этой работы, поэтому в этой главе мы лишь обозначим религиозные позиции остальных членов команды (и их взгляды по наиболее существенным вопросам), ведь по традиции американских телесериалов, коллектив героев должен представлять собой примерный срез общества, на которое рассчитано шоу. Итак,
• доктор Джеймс Уилсон, онколог, лучший друг Хауса, светский еврей, не соблюдающий обряды, одобряет эвтаназию;
• Доктор Лиза Кадди, глава госпиталя, еврейка, соблюдает многие традиции;
• Доктор Роберт Чейз, католик, до работы врачом учился в семинарии, но потерял веру, особенно в институт церкви. В минуты кризисов может молиться. В пятом сезоне убивает пациента, диктатора африканской страны, чтобы спасти ее народ от геноцида. Ищет прощения на исповеди, но не получает его, поскольку не раскаивается;
• Доктор Элиссон Кэмерон, не верит в бога, но признает наличие высшей силы. В одной из серий говорит об этом «Размышлять нам о ней, все равно что пингвинам думать о ядерной физике». Зато верит в моральные принципы, для нее мораль превыше всего;
• Доктор Эрик Форман, афроамериканец, из религиозной семьи и продолжает верить, однако не высказывает явно своей веры. Молится в кризисные моменты, например, когда был при смерти.

Как раскрываются темы бога, религии и веры в эпизодах сериала «Доктор Хаус»?

Тема религии проходит красной нитью через весь сериал - ведь практически в каждой серии героям приходится сталкиваться с вопросами жизни и смерти. Однако есть ряд эпизодов, где темы религии и бога особенно очевидны - их мы рассмотрим в этой главе.

Серия 1-05 «Будь проклят, если ты сделаешь это»

У вас больше шансов, если вы
поставите на меня,
а не на бога (с) Доктор Хаус
Этот эпизод был первым, в котором всерьез была затронута тема религии, и он дал понять зрителям, что вера - от атеизма до католицизма будет с уважением раскрываться в сериале.
Пациенткой Хауса становится католическая монахиня Августина (в прошлом - воспитанница католического сиротского приюта), которую доставляют с серьезной аллергией, внешне напоминающей стигматы. Хаус, несмотря на свои традиционные насмешки, сразу получает отпор: «Если я сломала ногу, - говорит ему пациентка, - я верю, что этого хотел бог. Но я также верю, что бог хочет, чтобы я наложила на нее гипс».
В этой серии интересно раскрывается личность одного из членов команды Хауса - доктора Чейза, который успел поучиться в семинарии до того, как решил стать врачом. В его диалоге с пациенткой затрагивается тема о смысле внутрицерковной жизни. Он пытается убедить пациентку, что ее пребывание в монастыре бессмысленно, и, если она хочет приносить пользу миру, то нужно делать это в миру. Чейз поступил согласно своему мировоззрению: пребывание в семинарии оттолкнуло его от религии, и он стал врачом, потому что этот способ спасать мир гораздо действеннее, чем молитвы и посты. Однако религия все еще остается в его жизни - он цитирует свои любимые псалмы, а на вопрос, почему он покинул семинарию, отвечает, что он не прошел это испытание.
В то же время Хаус ударяется в поиски компромата на свою пациентку и ее подруг по церкви. И весьма в этом преуспевает, - оказывается, между приютом и постригом Августина успела и пожить на улице, и стать наркоманкой и сделать аборт. Поиски диагноза долго остаются безуспешными, и пациентка отчаивается - она решает выписаться и полностью положиться на бога. Естественно, доктор Хаус против такого подхода - он пытается убедить ее остаться и продолжать бороться, говоря о том, что вера в такой ситуации не помощник. Здесь он впервые формулирует свою позицию: «Мне трудно принять саму концепцию веры - она не основана ни на логике, ни на ощущениях». Хаус выступает как атеист, пытаясь противостоять пациентке, которая настаивает на том, что бог будет с ней, умрет ли она или останется в живых. И поэтому не так уж важно, что будет. И Хаус тут бессилен: «У нее бог внутри, было бы легче, если бы это была опухоль». В споре с пациенткой всплывает и мысль, которая больше всего интересует автора этой работы и будет звучать еще не раз: «Нельзя злиться на бога и не верить в него одновременно. Этого даже вы не можете» . И наконец, в этом эпизоде Хаус впервые сравнивает себя с богом: когда дифдагноз зашел в тупик, доктор Уилсон задает ему вопрос: «Может быть, это просто божья воля?» , - и получает ответ: «Это не моя воля» .

Серия 2-19 «Хаус против Бога»

Если ты говоришь с богом - ты верующий,
если бог говорит с тобой, ты - псих
(с) Доктор Хаус

В этом эпизоде тема религии раскрывается наиболее ярко. Пациентом Хауса становится 15-летний проповедник, который ездит по городам и исцеляет людей. Юноша весьма заинтересовал Хауса, и, явно, не своей болезнью. Он утверждает, что с ним говорит бог, Хаус произносит фразу, вынесенную в эпиграф этой главы и, помимо этого, говорит: «Вера это синоним невежества, не так ли? Никогда не понимал как можно гордиться верой в то, что, нельзя доказать, словно это подвиг» . В дискуссии о вере со своим другом он говорит: «Я бы понял, если бы люди так искали способ заткнуть дыры, но им нравятся эти дыры, они хотят в них жить» - Хаус понимает, что вера необходима некоторым людям как объяснение, как последняя надежда, но не может понять беспричинной веры. Чейз начинает вести на доске в кабинете счет: «Хаус против бога». Тем временем проповедник исцеляет умирающую пациентку с раком и Хаус растерян. Зато его пациент настолько уверовал в помощь бога, что, при молчаливом согласии своего отца, отказывается от необходимой операции. Хаус, впрочем, не отчаивается: «Или так [с пациентом говорит бог] или мне придется ходить в церковь по воскресеньям, а я не могу - у меня боулинг!» и находит научное объяснение всему мистическому, что происходит с пациентом. В серии выносится диагноз и атеизму Хауса, его озвучивает Уилсон: «Если вселенная управляется абстрактными правилами, то ты можешь их выучить и защитить себя, но если существует бог, он может раздавить тебя в любой момент». Вольнодумец Хаус противопоставляется здесь большей части человечества: оно ищет в боге защиты и покровительства, для Хауса бог это, прежде всего, неконтролируемая сила.

Серия 3-12 «Один день - одна комната»

Либо бога нет, либо он немыслимо
жесток (с) Доктор Хаус
Эта серия стала любимым эпизодом для очень многих зрителей, несмотря на то, что в ней отсутствует медицинская загадка. Зато есть интересная дискуссия о том, почему в мире происходят вещи, которые не укладываются в понятия справедливости. Хаус отрабатывает «повинность», работая в клинике, принимая бесконечную череду больных с насморком и венерическими заболеваниями. Одной из них оказывается изнасилованная девушка. Хаус пробует передать ее для лечения психологу, но она соглашается разговаривать только с ним, не объясняя при этом причин. В этой серии поднимается важная для религии тема доверия - Хаус не понимает, как можно верить в бога, то есть доверять кому-то слепо, без оснований. А тут он сам становится объектом такого доверия и это пугает его: «Должна быть причина - всему есть причина» , - говорит он.
Хаусу удается преодолеть себя и начать диалог с девушкой. И он становится все интереснее - оказывается, что пациентка беременна, и она отказывается делать аборт, говоря, что жизнь священна. По мнению Хауса, ее религиозность становится препятствием на пути преодоления этой ситуации. Они говорят о главном - о причинах произошедшего. Девушка склонна воспринимать изнасилование как испытание, посланное ей богом. Хаус ставит под сомнение его гуманность: «Мучает тебя, чтобы помочь, а не из ненависти? В это легче верить» . В этом диалоге затрагивается вопрос, который мучает каждого «сомневающегося», а таких, в нашу эпоху мировых войн, глобальных катаклизмов и терроризма, немало. Если бог есть, разве он может допускать столько горя? Ведь «Бог есть любовь ». Но и отрицание бога дается не просто. Да, для Хауса важны только поступки человека и «если ты веришь в вечность, то твоя жизнь по сравнению с ней - ничто». Но большая часть человечества пока еще согласится со словами изнасилованной девушки: «Если нет бога, тогда ничего не важно, ведь не будет ни награды, ни наказания - я не могу так жить. Мне важно знать, что все это не просто так - меня это утешает». И с таким аргументом Хаус смиряется. А девушка соглашается сделать аборт.

Серия 3-24 «Человеческий фактор»

Как всегда, что хорошее не случись
- бог постарался, а где он был,
когда сердце остановилось?
(с) Доктор Хаус

В этой серии Хаус сталкивается с кубинской семейной парой. Жена тяжело больна и муж сделал все, чтобы ее вылечить. Их последний шанс - доктор Хаус. Ради того, чтобы попасть к нему, они решились плыть до США на моторной лодке. Больная - очень религиозна и воспринимает все положительные изменения, как дар бога, что Хауса чрезвычайно злит. Пациентка умирает - у нее останавливается сердце, а Хаус не знает почему, он подключает ее к искусственной системе жизнеобеспечения и отказывается говорить мужу, чтобы он попрощался с супругой: «Как можно сказать, что надежды нет, если не знаешь, почему ее нет?» , - Хаус отвергает бога не только тогда, когда он посягает на его заслуги, он не прибегает к его покровительству и тогда, когда это может оправдать его бессилие. Это главное отличие Грегори Хауса от большинства людей - многие приходят к богу и церкви в моменты кризиса, когда наши силы и разум оказываются беспомощны. Хаус остается верен логике - он ищет разгадку. Но нельзя с уверенностью утверждать, что он не допускает существование какой-то высшей силы. Его «мертвая» пациентка после отключения от аппаратов, вдруг воскресает - ее сердце начинает биться. Хаусу остается только чертыхнуться и воздеть полный недоумения взгляд к небу.Разумное медицинское объяснение, разумеется, находится, однако этот момент встречи с «чудом» очень показателен. Здесь впервые очевидна становится тема богоборчества - звучат такие фразы как «мои ошибки не доказывают, что бог есть», обращение к пациентке «Не смей молиться, а то как мы потом поделим заслуги с богом?» и «бог облажался» (когда Хаус обнаруживает, что причина болезни в том,у пациентки от рождения неправильно работает сердце).
В этой же серии команду Хауса покидает доктор Форман. Он поясняет свой поступок: «Я не хочу разгадывать загадки, я хочу спасать людей». Действительно, кажется, что для Хауса каждый случай - это не возможность вылечить человека, это только головоломка, которая может на некоторое время занять его незаурядный мозг и отвлечь от постоянной боли.

Серия 4-03 «97 секунд»

Нет никакого после,
есть только сейчас
(с) Доктор Хаус

В этом эпизоде весьма интересно раскрывается тема смерти и жизни после нее. Помимо основного пациента, которым занимается его новая команда, Хаус в клинике сталкивается с пациентом, который на его глазах втыкает металлический нож в розетку. Очнувшись, он рассказывает, что недавно попал в автокатастрофу и испытал клиническую смерть - он был мертв 97 секунд. «Это было лучшее время в моей жизни», - утверждает пациент. На попытки Хауса объяснить это выбросом эндорфинов, он говорит, что успел перепробовать все галлюциногены, но ничего подобного ему не удалось испытать: «Там что-то есть, что-то большее». Хаус уже дважды испытывал клиническую смерть и делился своими впечатлениями, в частности, в серии 1-21 «Три истории»: «Это были реальные переживания. Что они означали? Лично я предпочитаю верить, что этот белый свет, который иногда видят люди, видения, увиденные пациентами, являются просто химическими реакциями, происходящими, когда мозг отключается» . Он не воспринимает это как мистический опыт, однако делает совершенно непредсказуемую вещь - предварительно убедившись, что его спасут, он берет нож и повторяет выходку пациента. Это сокрушительный удар по представлениям о Хаусе, как атеисте. Отрицающий бога не будет рисковать жизнью, чтобы еще раз проверить, что бывает после смерти. Он говорил однажды: «Мне не все равно, потому что я жив. Меня не может это волновать, если я мертв» - но такая позиция явно не объясняет такой риск. В любом случае, после реанимации, он говорит, что ничего не увидел «там».

Серия 4-12 «Никогда не меняйся»

Религия это симптом иррациональной веры
и беспочвенной надежды
(с) Доктор Хаус

В этой серии пациенткой доктора Хауса становится "баалат тшува" - несоблюдающая обряды еврейка Роз, которая вернулась в традиционный иудаизм (в данном случае, хасидизм). До недавнего времени она была музыкальным продюсером рок-музыкантов и вела образ жизни, который вполне соответствовал стереотипу «секс, наркотики и рок-н-ролл». Хаус сразу решает, что решение так резко и кардинально изменить свою жизнь можно считать одним из симптомов ее болезни. «Люди не меняются» , - один из главных постулатов Хауса. Но в этот раз он ошибается. В этой серии интересно другое - в команде Хауса есть свой «светский» еврей - Тауб, который весьма неприязненно воспринимает поначалу радикальную религиозность окружения пациентки - для него такой образ жизни неприемлем в современном мире, однако его завораживают те религиозные обряды, которые проводятся прямо в палате. Показательно, насколько уважительно создатели сериала обходятся с героями-хасидами (хотя, конечно, насмешек Хауса им избежать не удалось) - обычно в американских телесериалах представители религиозных течений, чья жизнь настолько отличается от общепринятой, подвергаются жестокому осмеянию или утрированию. Это во многом объясняется тем, что создатель сериала - Дэвид Шор - еврей и выходец из религиозной семьи (два его брата - раввины). Он неоднократно говорил в интервью о том, что теме религии на современном телевидении уделяется незаслуженно мало времени.
В этой серии Хаус демонстрирует широкие познания в иудаистике и доказывает мужу пациентки, что даже его бог ставит спасение жизни выше соблюдения субботы.

Серия 4-16 «Сердце Уилсона»

Я хочу остаться здесь,
здесь ничего не болит
(с) Доктор Хаус

В одной из самых драматичных серий за всю историю шоу Хаус в очередной раз оказывается на грани жизни и смерти. Он становится косвенным виновником того, что подруга доктора Уилсона Эмбер попадает вместе с ним в аварию. Хаус соглашается на опасный эксперимент над собственным мозгом, чтобы восстановить память и вспомнить, какой симптом он видел у Эмбер до аварии - это последняя надежда на ее спасение. Эмбер тем не менее умирает и Хаус, который еще не пришел в сознание, вновь оказывается в своем сне с ней в автобусе. Он не может смириться: «В жизни должна быть логика - одинокие наркоманы, ненавидящие все и вся, должны дохнуть в авариях, а молодые и удачливые в любви должны жить дальше». Он не хочет возвращаться - в этом мире у него ничего не болит: «Не хочу чтобы было больно, не хочу быть несчастным, не хочу, чтобы он [Уилсон] меня ненавидел» .

Серия 5-15 «Неверующий»

Религия не опиум для народа,
религия плацебо для народа
(с) Доктор Хаус

В этой серии у Хауса действительно очень интересный пациент - неверующий в бога священник. С юности мечтавший посвятить себя служению богу он столкнулся с тем, что его обвинили в растлении малолетних. Обвинения не подтвердились, но он потерял работу, паству и веру. Причиной его попадания в больницу стало то, что он в галлюцинациях видел Иисуса и, в отличие от многих пациентов, не считает это явлением господа. В этой серии дискуссия разворачивается вокруг бога и свободы воли, которую он дал человечеству. «Бог хочет придать жизни смысл - без свободы воли жизнь бессмысленная, а со свободой полна страданий. Значит, бог хочет страданий», - говорит разуверившийся пациент. Но его жизнь меняется, возвращается вера - счастливых совпадений оказывается слишком много. Как говорил Эйнштейн, «при помощи совпадений бог сохраняет анонимность». В этой серии пациент вновь пытается разгадать Хауса: «Вы ищите не доказательство своей правоты, а доказательство того, что вы не правы, чтобы обрести надежду. Ведь вы хотите уверовать» .
Кроме того, в серии параллельно развивается линия с доктором Кадди, которая прилагает все усилия к тому, чтобы Хаус не вздумал прийти на на проведение обряда брит-мила для усыновленной дочери. Она не хочет, чтобы он своим сарказмом разрушил таинство церемонии. Когда, пытаясь переиграть привычку Хауса делать все наоборот, она все-таки приглашает его, он отвечает: «Религиозная чушь или ванна с проституткой - можно мне подумать?» , - это яркий пример того, как Хаус относится к религиозным обрядам.

Заключение
Как видно из основной части этой работы, главный герой сериала «Доктор Хаус» находится в постоянном противоборстве с богом. Вере своих пациентов он постоянно противопоставляет логику, а богу, порою, себя. Однако не стоит думать, что у нашего героя мания величия. Несовершенство мира быстро спускает его с небес на землю. В одном их эпизодов друг обвиняет Хауса в том, что он готов возомнить себя богом, на что получает ответ: «Бог не хромает».
Постоянная физическая боль сильно влияет на его личность - он ежесекундно переживает тот момент, который бывает с каждым человеком, когда он думает «за что мне это?». Хаус не просто не готов поверить в бога, доказательств существования которого нет, он не может поверить в бога, который позволяет миру утопать в горе и страданиях, и продолжает требовать слепой веры и жертв. Такое отношение к вере близко многим зрителям сериала.
Однако Хаус все-таки не отрицает бога, как говорит он сам. Ведь даже природа его диагностического дара в некотором роде мистична - он далеко не всегда способен объяснить, какими путями пришел к диагнозу. В его таланте, несомненно, есть иррациональная сторона, и он ее чувствует. Да и тот интерес, который Хаус неизменно проявляет к своим верующим пациентам, говорит о том, что он ищет и надеется найти основание веры. Он не атеист, но и не агностик - человек, который знает, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может. Истина для Хауса - это все. Он ничего не принимает на веру, ему нужен ответ - и он сует нож в розетку. Решение загадок определяет его жизнь, и если ответа нет, то и смысла тоже. На наш взгляд, Хаус атеист в том определении, которое давал Достоевский: «Полный атеизм не только почтеннее светского равнодушия, но совершенный атеист стоит на предпоследней верхней ступени до совершенной веры ….». Богоборчество, может статься, самый верный поиск бога - апостол Павел участвовал в гонениях христиан до того, как Христос открылся ему.
Главный вопрос, который ставится в сериале, звучит так: «Является ли разум убийцей религии и веры сегодня?». И, пожалуй, сериал оставляет зрителю выбор - ведь слово дано приверженцам всех позиция. Автор этой работы останется на стороне доктора Хауса - яростно оспаривающего разумность веры и втайне желающего оказаться неправым хотя бы в этом вопросе. Но очевидно одно: современное общество живет по фомисткой традции (intellectus quaerens fidem) - разум ищет веру, тогда как августинская традиция (fides quaerens intellectum) - вера ищет разум, осталась далеко позади.



Список использованных материалов
1.Барнетт, Б. House, MD - "Don't Ever Change": Барбара Барнетт рассуждает об еврейской теме в последней серии, и об отношениях Хауса с Уилсоном // Б. Барнетт - 2007 (http://house-md.net.ru/news/2008-02-22-492)
2.Барнетт, Б. Вера, Бог и религия в «Докторе Хаусе»// Б. Барнетт - 2009 (http://www.house-md.net.ru/news/2009-03-04-1335)
3.Назван самый популярный сериал 2008 года // Взгляд - (http://vz.ru/news/2009/6/12/296855.html)
4.Гройс, Б. Религия в эпоху дигитальной репродукции / Гройс Б. // Библиотека Якова Кротова - (http://www.krotov.info/libr_min/04_g/ro/ys.html)
5.Данилова А. Доктор Хаус - тоска по правде? / А . Данилова// Православие им мир, - 2009 (http://www.pravmir.ru/article_4225.html)
6.Кристин Д. Церковь Хауса, 2007 (hhttp://house-md.net.ru/news/2009-01-21-1179
7.Johnson, S. Dr. House is Pro-Life? Just Ask The Vatican, 2009 (http://blog.bioethics.net/2009/07/dr-house-is-prolife-just-ask-the-vatican/)
8.Материалы конференции «Хаус против Бога» Силезского университета (http://www.house-md.net.ru/forum/8-5913-1)

Посмотреть, как меня разносит сообщество greg_house_ru можно тут

сериаломания, house md, учеба

Previous post Next post
Up