Настольный этикет
Как правильно вести себя за столом
(Автор главы:
vladdrak.)
Слово «этикет», придуманное Королём-Солнце Людовиком XIV, является однокоренным слову «этикетка». Ваше умение или неумение вести себя за игровым столом создаёт вам репутацию, которая может приклеиться к человеку не хуже, чем этикетка к бутылке лимонада, и влиять на желание других людей приглашать вас в игру. Поэтому, прежде чем сесть играть в настольные игры, рекомендуем ознакомиться с правилами игрового этикета.
В отличие от инструкций к бытовой технике, в которых производители стараются расписать все возможные моменты вплоть до «не рекомендуется сушить кошек в микроволновой печи», производители настольных игр пишут в правилах только те моменты, которые необходимы для освоения самой игры. Никогда вы не встретите в правилах игры советов вроде: «Не рекомендуется раскладывать на земле во время тропического ливня». Считается, что любители настольных игр интеллектуальны настолько, что могут догадаться об этом сами.
Надо вести себя так, чтобы все получили от игры как можно больше удовольствия:
- чтобы игра служила дольше, надо к ней относиться бережно;
- поступайте с другими людьми так, как хотели бы, чтоб поступали с вами.
Правила поведения за игровым столом могут отличаться в разных компаниях. Но все они строятся вокруг одной базовой идеи: надо вести себя так, чтобы все получили от игры как можно больше удовольствия. Пожалуйста, запомните этот фундаментальный принцип. Как следствия из этого правила, все остальные правила можно разделить на две группы: правила, направленные на то, чтобы игра прослужила как можно дольше, и правила, регламентирующие поведение в каждой конкретной партии.
Чтобы игра прослужила дольше
Чтобы игра служила дольше, надо к ней относиться бережно. Поэтому стоит следовать простым и логичным правилам поведения:
Неаккуратное обращение с едой и напитками за игровым столом могут испортить настольную игру. Поэтому часто в игровых компаниях запрещают есть и пить во время партии.
1. Различайте игровой и обеденный столы. Очень часто в игровых компаниях существует прямой запрет на еду и питьё во время партии. Последствия опрокидывания стакана за обедом можно устранить с помощью тряпки. Опрокинутый на игровое поле стакан может не только сделать невозможным доигрывание партии, но и безвозвратно испортить игровые компоненты. Жирные руки оставят следы на рубашках карт, которые позволят различать карты лучше, чем если бы они были краплены карточным шулером. Поэтому и отношение к такому игроку будет хуже, чем к шулеру.
2. Игра должна быть убрана в коробку после игры в том же виде, как была извлечена перед игрой. Если, чтобы успокоить нервы во время игры, вы привыкли сгибать, крутить, трепать карты, то лучше примите перед игрой успокоительное. Если после партии карты, побывавшие в ваших руках, отличаются от карт других игроков, то эта ситуация ничем не лучше вышеописанной ситуации с жирными руками. Если же для успокоения нервов вы строите разнообразные конструкции из компонентов игры - то не стремитесь ввысь любой ценой. Один обрушившийся со стола «колодец» может прервать партию на значительное время, пока все игроки будут ползать под столом в поисках рассыпанных вами элементов игры.
3. Если вы - хозяин игры, позаботьтесь о ней. Как правило, владельцы игры вставляют карты в защитные протекторы1 и раскладывают компоненты игры в коробке таким образом, чтобы уменьшить время подготовки к игре. Намного лучше, если вы перед игрой скажете: «Вот здесь стартовые жетоны, каждый должен взять по два, а тут жетоны для финального подсчёта, которые пусть пока полежат в коробке». Чем: «Вот в этой горе жетонов каждый должен найти себе такие же два жетона, что взял я». Много рук, перебирающих жетоны, придадут им потёртый вид. А вы всё равно будете вынуждены проверять, все ли взяли именно те жетоны, которые нужны в начале партии.
Аккуратно разложенные в коробке компоненты позволяют быстрее подготовить игровое пространство и начать играть. Иногда издатели заранее беспокоятся об игроках и делают внутреннее убранство коробки максимально удобным. Как в случае с игрой Small World издательства Days of Wonder.
Как вести себя за столом
Правила поведения во время партии не сильно отличаются от общечеловеческих правил поведения и в большинстве своём основываются на категорическом императиве Канта: «Поступай с другими людьми так, как хотел бы, чтоб поступали с тобой».
1. Правила по-умолчанию. Как было сказано в начале главы, не все правила являются писанными. Как игрок в покер недолго останется за столом, если будет спрашивать «А три туза - это хорошо?», так и в настольных играх надо понимать некоторое базовые вещи. Что не стоит показывать другим свои карты; что у игры есть условия победы, по которым в конце определяется победитель; что то, что не прописано в правилах в явном виде, то, как правило, запрещено, и т.п. Сцена, когда во время партии в шахматы Остап Бендер кидает в лицо оппонента фигуры, смешна именно из-за того, что нарушает базовые правила поведения во время игры.
2. Разговоры во время игры. Всякое неигровое общение во время игры может быть очень раздражающим. Самой вредной по мнению игроков является болтовня во время объяснения новичкам правил. Пара даже самых смешных анекдотов не стоят последующих часов мучений, когда часть игроков должна постоянно отвечать другой части на вопросы: «А я могу вот так сделать?», «А почему так нельзя, я не слышал такого правила?». Кроме того, не рекомендуется общаться и по ходу партии между своими ходами. Ваш монолог может мешать сконцентрироваться на игре тому игроку, чей сейчас ход.
3. Много споров - меньше игры. В некоторых играх могут быть правила, позволяющие различное толкование. И этим провоцирующие споры. Чем больше времени игроки потратят на споры, тем меньше у них останется на игру. В самых крайних вариантах, когда не удаётся договориться, рекомендуем воспользоваться правилом: «Окончательное решение принимает хозяин коробки с игрой». Кроме того, в эту же группу попадают и такие случаи, когда можно обойтись без споров - ошибки в материалах игры. И авторы, и издатели тоже люди, и тоже могут ошибаться. Поэтому вполне возможны ситуации, когда в Интернете выкладываются поправки к игре «Вместо 2 карт надо сдавать 4», «Красные карты считать синими», «Карты с рубашками городов - деревни, и наоборот» и т.п. О таких ошибках желательно сообщать до начала партии. А если вспомнили не сразу - то иметь под рукой адрес страницы на сайте издателя, где изложены все изменения правил. (Но чтобы такие ситуации не возникали, обычно хватает, чтобы опытные игроки перед партией в новую игру заранее изучили правила и их изменения, а также сборники часто задаваемых вопросов и ответов на них.)
4. Взялся - ходи. Известное шахматное правило мы позволим себе трактовать по-своему: взялся играть партию - играй до конца и стремись победить тоже до конца. Поэтому перед партией в новую игру поинтересуйся, сколько она занимает времени, и подумай, есть ли у тебя это время. Во многих играх фраза «Ну вы доигрывайте без меня» может означать конец интересной игры и для всех остальных игроков. А фраза «Всё равно выиграет Вася, буду играть на его победу, чтобы быстрее закончить партию» не только заканчивает интересную игру для других, но и заставляет их задуматься о поиске канделябров.
5. Межличностные отношения. Большинство игр лучше всего раскрывают себя в том случае, если все игроки одинаково сильно жаждут победить в партии. И каждый делает такие ходы, которые на его взгляд приближают к победе. Но это очевидное правило может нарушаться в игровой компании из-за отношений между игроками. Варианты могут быть самые разнообразные, но чаще всего нарушителями выступают парочки, объединённые романтическими или семейными отношениями. Именно им труднее, чем другим, отделить игру от остальной жизни. Поэтому и звучат в ходе партии фразы: «Если ты поставишь ко мне фигурку разбойника - то останешься на неделю без ужина», «Лучше я поменяюсь ресурсами с женой, чем с другим игроком по более выгодному курсу». Таким игрокам мы можем посоветовать либо почитать в этой книге главу про разновидности игр и уровень конфликтности2 и выбрать более подходящие игры, либо играть вдвоём за одного персонажа, во время своего хода обсуждая, как лучше поступить. Этим вы избежите критики со стороны других игроков, которые справедливо отметят, что на вашу нежность правила игры не рассчитаны.
6. Агрессивное поведение. Некоторые игроки считают, что они могут получить определённое игровое преимущество, оказывая психологическое давление на соперников. Поэтому за столом могут звучать фразы: «Каким надо быть идиотом, чтоб столько думать над ходом?», «И зачем мы взяли за стол блондинку?» и т.п. Мы утверждаем, что в таком поведении нет никакой психологии, а только одно сплошное хамство. Все игроки за столом равны и имеют равные шансы на победу. Тот же, кто не может это усвоить, пусть читает раздел данного путеводителя про соло-игры3. С таким поведением ему скоро останутся доступны только они.
Разновидностью агрессивного игрока является «игрок-всезнайка», который без перерыва рассказывает другим игрокам, какой бы он сделал ход на их месте. Со стороны же он выглядит, как неуверенный человек, который не может выиграть сам, поэтому пристаёт ко всем остальным, чтобы в конце игры сказать: «И мы пахали». Иногда это выглядит смешно, но чаще раздражает.
7. Карта слезу любит. Поведение, обратное агрессивному, тоже ничем не лучше. Если постоянно говорить «Зачем меня, маленького и слабого, обижают?», то можно получить определённые игровые преимущества. На партию или две. Потом, когда эта ваша игровая манера будет всем знакома, то против вас будут играть уже специально, чтобы ваши причитания не были напрасными.
Пока вы перебираете все варианты своего хода, остальные игроки, как правило, вынуждены просто ждать. Не забывайте, что вы за игровым столом не одни.
8. Паралич анализа4. Многие современные игры предлагают игроку в свой ход выбрать одно или несколько действий из множества доступных. И перебор всех комбинаций возможных действий может занять очень большое время. А все остальные игроки будут скучать, пока игрок-паралитик размышляет над ходом. Что не прибавляет симпатий к такому игроку. Борьба с этим явлением в каждой игровой компании ведётся по-своему. Однозначно можем сказать только одно: если к концу вашего хода партнёры по партии превратились в мумии - они больше не будут с вами играть.
9. Смерть хозяину игры. Из вышесказанного в этой главе понятно, что данное правило мы не разделяем. Но в некоторых компаниях оно существует. И мы пишем про него в надежде, что читатель воздержится от использования этого правила на практике. Бывает так, что первые несколько партий в новую игру сводятся в игровой компании к коллективной попытке загнать на последнее место владельца коробки с игрой. Аргументируется это тем, что владелец игры имел больше времени на изучение правил, а значит, имеет большие шансы на победу. Такие игровые партии не дают игре показать весь свой потенциал. И иногда случается такое, что после этих партий игра убирается в дальний угол и больше никогда не появляется на столе. Своим неправильным игровым поведением игроки сами лишают себя удовольствия.
10. Отдельный совет по игровому этикету для отцов. Из предыдущих правил поведения понятны и правила поведения в том случае, когда родители играют вместе с детьми. Но лучше повторить. В большинство современных настольных игр дети могут осознанно играть с 6-8 лет. Но опыт родителей больше, и выигрывать родители будут чаще, если играют в полную силу. И дети не могут это изменить. Поэтому очень важно поведение родителей во время игры. Поддаваться или нет - дело ваше. Но ещё раз напишем, что все игроки в игре равны. И каждый должен уважительно относиться к другому. Поэтому не стоит после победной партии запрыгивать на стол и танцевать джигу. А лучше посидеть с ребенком и разобраться, как была достигнута победа, где взрослый делал сильные ходы, а где ребёнок - слабые. Только таким путём вы вырастите себе достойного соперника и не отобьёте у ребёнка желание играть в настольные игры.5