![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5642/43447998.61/0_90b7b_127bb68c_XL.jpg)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково представляет собой один из интереснейших образцов средневековой русской дораскольнической архитектуры, упомянута во многих учебниках по русскому зодчеству. Это один из немногих каменный шатровый храмов, построенных до Никоновской церковной реформы, запретившей строительство таких церквей как "не соответствующих византийскому чину". Заодно патриарх запретил строительство и шлемовидных куполов на них, заменив их "луковичными" главками.
Другие мои публикации про шатровые храмы:
02 Шатровые каменные храмы на Руси появились на рубеже XV - XVI веков. Возникновение шатровых храмов связано с одной стороны с традицией строительства храмов-памятников, приуроченных к какому-либо важному событию, как и в случае строительства Церкви Покрова Божьей матери в Медведково. С другой стороны, к этому виду храмов русское каменное зодчество шло, во-первых, от деревянного, а во-вторых, от форм сводов каменных храмов, которые постепенно, с развитием строительства, все больше вытягивались вверх.
Шатровая форма церквей оказалась наиболее подходящей для строительства храмов-памятников - они должны были быть высокими, видными издалека, а вот небольшая площадь храма роли не играла, так как они создавались не для огромного скопления народа. В XVI-XVII веках на Руси было построено немало шатровых храмов-памятников.
Основа всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой восьмерик, служащий опорой для высокого восьмигранного шатра.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6443/43447998.61/0_90b7c_f22723bd_XL.jpg)
03 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1634-1635) в Медведкове на реке Яузе была построена на месте прежней деревянной при первых владельцах села князьях Пожарских.
Первое упоминание о селе Медведково встречается в писцовой книге как о «старинной вотчине» отца князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Вероятно, название села происходит от первого владельца, Василия Федоровича Пожарского по прозванию Медведь. В Смутное время село было разорено; к1620-м годам пустошь снова обстроилась; тогда же в Медведкове на средства Д.М.Пожарского была выстроена шатровая деревянная церковь, для которой отлили памятный колокол в честь освобождения Москвы. На его же средства была возведена существующая ныне церковь. После Пожарских в конце XVII века село перешло к приближенному царевны Софьи князю В.В.Голицыну, женатому на сестре последнего Пожарского, а в XVIII веке досталось Ф.К.Нарышкину, дяде Петра I, а после него - Л.К.Нарышкину. На этом громкие имена владельцев села не закончились: следующим хозяином стал зять Льва Кирилловича князь А.М.Черкасский. В конце XIX века Медведково превращается в дачное место, здесь останавливались поэт В.Брюсов, художники К.Коровин, М.Врубель.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5626/43447998.61/0_90b7d_9ee5e57d_XL.jpg)
04 Высокий шатер храма, увенчанный маленькой главкой, окружают боковые купола на барабанах - отдаленные следы влияния архитектуры храма Василия Блаженного. Основание шатра скрыто рядами кокошников, а грани украшены мелкими цветными вставками. Восьмерик, на который поставлен шатер, достаточно широк, в его гранях прорезаны узкие окошки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5637/43447998.61/0_90b7e_69029a63_XL.jpg)
05 При этом зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно.Один купол на высоком шатре окружают другие купола на так называемых барабанах. Здание Церкви Покрова Божьей матери в Медведково имеет 2 этажа - нижний (зимний) с тёплым храмом Знамения Пресвятой Богородицы и первоначально не отапливавшийся верхний с главным престолом в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы и двумя приделами.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4122/43447998.61/0_90b7f_b4cb180d_XL.jpg)
06 У храма три апсиды, разделенные полуколоннами; в боковых апсидах прорезаны окна. Северный придел - Девяти мучеников Кизических, южный - Преподобного Сергия; оба придела были основаны в 1690г. В нижней части - высоком подклете, на который поставлен храм, устроен теплый храм во имя иконы Божией Матери Знамение. Этот храм не закрывался даже в советское время. Владельцы Медведкова уделяли самое пристальное внимание обустройству храма. Так, В.В.Голицын заказал новые колокола вместо того, который был сделан князем Пожарским; надпись на одном колоколе повествовала о том, когда и кем Голицыну было пожаловано село. Клеймо на другом колоколе указывало, что лил его никто иной, как Д.М.Моторин - известный мастер. Большой ценностью обладало не сохранившееся напрестольное Евангелие 1681г., миниатюры которого, по преданию, были выполнены самой царевной Софьей.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6433/43447998.61/0_90b80_b8bc377d_XL.jpg)
07 В 1970 годы у входа в храм был водружён большой мраморный крест, найденный на Медведковском кладбище. На нём была сделана надпись «Крест - победа над смертью».
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5627/43447998.61/0_90b81_470830bd_XL.jpg)
08 Широко распространившийся всего за одно столетие стиль был запрещен после церковной реформы патриарха Никона в 1653г., как «не соответствующий чину». Однако деревянные шатровые храмы продолжали строиться на севере Руси, а шатровые завершения колоколен остались едва ли не самыми популярными в русском зодчестве до появления классицизма.В конце XIX века появилась тенденция к ослаблению жесткого запрета на строительство шатровых храмов, популярность набрал псевдорусский стиль, поэтому на рубеже XIX-XX веков снова стали появляться церкви с шатровым завершением, хотя и заметно отличающиеся от своих предшественниц XVI-XVII веков.Известные одношатровые храмы XVII века - Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, Михайло-Архангельский собор (Нижний Новгород), Ферапонтов монастырь, Храм Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково, Церковь Николая Чудотворца в Сапожке, Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5640/43447998.61/0_90b82_22a260fd_XL.jpg)
09 Невысокая двухярусная колокольня была пристроена к храму в 19 веке.
За всю историю церковь ни разу не была закрыта. Это отчасти связано с тем что в 30-е годы XX века церковь находилась не на территории Москвы. При этом службы до Великой Отечественной войны шли только в нижнем теплом приделе. После войны храм был отремонтирован, и в верхней церкви также начались службы. В 1970 г. реставрацией храма руководил архитектор Н. Д. Недович.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4131/43447998.61/0_90b83_737e0e29_XL.jpg)
10 Особенно отрадно видеть храм после проезда мимо "творений" советских архитекторов украшенных современными мастерами вывесок и балконоостеклителей
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5645/43447998.61/0_90b84_ab75b109_XL.jpg)
Все мои посты сначала выходят в моем журнале:
http://bdb-2000.livejournal.com Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций