Проснулись мы часов в семь утра. Хоть и уехали от Сортавалы немного на восток, всё равно светало в Янишполе довольно поздно, поэтому раньше просыпаться не было смысла. Завтракали в круглосуточном кафе, которое рядом с гостиницей. Кафе неплохое: кормят вкусно, сытно, цены невысокие, всё чисто. Мы оценили кашу, сырники и драники. В меню был сбитень, и я его хотел заказать (никогда не пробовал) - но сказали, что в наличии сбитня нет. Вернулись в номер, вскипятили чайник, наполнили термос (в процессе кипячения выбило предохранитель, пришлось звать администратора, чтобы она включила). Собрали сумки, сдали ключ - и пошли в Ховер, продолжать наше путешествие.
За ночь температура опустилась ниже 20 градусов мороза (было то ли 22, то ли 25 градусов ниже нуля). Я ещё перед поездкой немного переживал, как себя проявит аккумулятор в морозы. Но двигатель завёлся с пол-оборота. Прогреваться некоторое время пришлось: все стёкла обмёрзли, а педаль сцепления хорошенько застыла (не хотела возвращаться обратно после нажимания). Начали движение мы в предрассветных сумерках, на дорогу я смотрел через небольшой участок стекла, который уже успел оттаять. Довольно быстро доехали до Кондопоги, перед которой заехали на АЗС "ТНК" и заправились до полного бака. Вообще я пометил в маршруте, что в Кондопоге надо непременно заправиться, если ехать на Воттоваару (потому что это последняя брендовая заправка на пути к горе). Мы на Воттоваару уже не ехали, но заправиться всё равно решили: нечего зимой по северу с пустым баком ездить, да и указатель уровня топлива на Ховере неправильно показывает, может подвести.
От заправки поехали в саму Кондопогу, объехали вокруг весь город. Пересекали железную дорогу, которая ведёт аж к самому Мурманску. Кондопога выглядит как-то по-простому, по-домашнему. Я ещё задумался: где тут тот ресторан, в котором 10 лет назад начался конфликт с чеченцами? вроде ни одного заведения не видно. Саша высказался ещё более радикально: зачем вообще чеченцам в таком количестве было приезжать сюда, в такую глушь и в такой холод?
Мы доехали до деревянной Успенской церкви, стоящей на берегу Онежского озера. Поставили Ховер на площадке рядом с ней, сами вышли и отправились фотографировать. Быстро сообразили, что самый лучший вариант - сделать фото, выйдя на лёд. Лёд был у берега будто немного подтаявший. К тому же, как только мы на него ступили, откуда-то неподалёку раздался страшный треск и всплеск - как будто кто-то размером с человека провалился под лёд. Но перед нами по льду уже бродил человек с фотоаппаратом, так что мы, хоть и с некоторой опаской, но пошли по его следам. И стали фотографировать.
В наших краях и чуть севернее (в той же
Тотьме) церкви обычно всё-таки строят каменные. Так что для меня деревянные церкви Карелии представляли собой некоторую экзотику и вызывали желание на них посмотреть. Я пошёл дальше по льду, выбирая ракурс получше, а Саша меня сфотографировал на фоне Кондопоги.
Мужик с фотоаппаратом, который раньше нас на лёд спустился, пошёл нам навстречу и сказал, что самые лучшие фото здесь - со льда. Мы это уже и сами поняли. Перекинулись парой фраз насчёт погоды (он сказал, что сегодня 25 градусов ниже нуля - хороший морозец). Он вернулся на берег, а мы продолжили снимать. Вот Онего и утренняя заря.
А вот озябший Саша на льду, какая-то труба и Ховер на парковке.
Вернулись мы на парковку и увидели, что человек, с которым повстречались на льду, до сих пор сидит в заведённой машине. Посмотрел на нас, выбравшихся на сушу - и уехал. Неужели специально не уезжал, чтобы убедиться, что мы не провалились под лёд? Даже не верится, что здесь настолько сильны традиции взаимопомощи.
От церкви мы по своему же маршруту снова объехали вокруг Кондопоги и выехали на трассу, после чего продолжили движение на север. При свете дня более полно оценили, насколько хороша федеральная трасса Р-21 "Кола". Ровная, прямая, отличный гладкий асфальт, идеально почищенный от снега и льда. Я, учитывая время года, старался не превышать 110 км/ч, несмотря на качественное покрытие. Легковушки с местными номерами гоняли тут все 130 км/ч.
Когда же мы свернули с федеральной трассы на дорогу, ведущую на водопад Кивач - там, конечно, так быстро ехать уже не получалось. Впрочем, там ехать-то - меньше 10 километров.
Сразу стало понятно, что Кивач - "цивилизованный" водопад, в отличие от Юканкоски (т.е. на нём уже начали делать деньги). Рядом с дорогой к водопаду стоит указатель, приглашающий посетить кафе неподалёку. Когда же мы добрались до места, упёрлись в забор со шлагбаумом. Оставили машину на дороге, прошли в кассу, купили билеты по 150 рублей - и тогда шлагбаум для нас открыли, мы загнали Ховер на территорию. И пошли сразу вниз к водопаду, он там недалеко.
Кивач - тоже масштабный водопад, как и Юканкоски. Правда, тут несколько перепадов высоты, а не один. Но всё равно - смотрится внушительно.
Туристов там довольно много, тропы натоптанные. Мы заходили выше по течению и смотрели на водопад сверху вниз.
Потом спустились ещё ниже. В 25 градусов мороза от воды шёл очень густой пар. Поэтому фото не передаёт всей красоты водопада.
Спустились ещё ниже - оттуда вообще уже водопада не было видно за облаками пара. Надо отметить, что фотографировать приходилось, уперевшись ногой в ограждение и нависая над обрывом. И ещё мороз сильный был, так что стоять по пять минут и ловить момент, когда пар рассеется, было довольно холодно.
А вот река Суна уже ниже водопада. Можно разглядеть, что в более мягкую погоду в этом месте она замерзает только по берегам, а в минус 25 градусов льдом сковало всё. И утреннее солнышко неплохо подсвечивало деревья.
Насмотрелись на водопад, поднялись наверх. Поскольку деньги были уже уплочены, мы побрели в музей природы и дендрарий. Пока шли, я отметил про себя, что в мороз невыгодно ходить быстро: при быстрой ходьбе более глубоко и активно дышишь, захватывая лёгкими больше ледяного воздуха - и больше зябнешь от этого. Вспомнил рассказы Джека Лондона, в которых он писал, что в сильные морозы ещё и бегать категорически нельзя: лёгкие при интенсивном дыхании буквально замерзают, и на следующую весну человек умирает.
Озябшие, мы пробежали дендрарий, не особенно заглядываясь на экспонаты. А музей природы мы, приближаясь к нему, воспринимали в первую очередь как помещение, где можно согреться (а уж потом как собственно музей, где можно посмотреть что-то интересное). Обратили внимание, что надписи на музее на двух языках: на русском и на карельском. Вообще с карельским языком интересная ситуация. В Карелии живут около 25 тысяч человек, для которых он является родным. В принципе, поскольку российское законодательство в плане языков коренного населения регионов достаточно мягкое, этого было бы достаточно для признания карельского языка государственным языком Карелии. Только одна загвоздка: он не на кириллице основан, а на латинице - поэтому закон не позволяет ему присвоить статус государственного. Так и умирает потихоньку карельский язык.
Музей природы - совсем небольшое помещение. За стеклом стоят чучела животных и птиц.
Рядом лежат гнёзда разных птиц - можно посмотреть, кто как их вьёт. Ещё есть небольшая выставка местных насекомых, в том числе и клещей. Как раз когда мы были внутри, туда зашла группа с экскурсоводом, и экскурсовод начала рассказывать об опасности клещей летом. А мы отогрелись и пошли обратно к парковке. Рядом с музеем - такое вот отличное насекомое, выполненное из дерева. (На фото видно, что от сильного мороза объектив фотоаппарата слегка подмёрз.)
А в дендрарии представлены различные виды деревьев, растущих в Карелии. Кроме того, есть и ещё скульптуры из дерева.
Дошли мы до парковки. Там, на территории, тоже есть какое-то кафе и что-то вроде сувенирных лавок. Рядом растут две ели, которые нарядили в новогодние игрушки. Между ними какой-то шуточный трон стоит.
Старичок-лесовичок сидит.
Избушка на курьих ножках (вернее, на одной ножке) и баба Яга в ступе.
Сели мы в Ховер, выехали с территории - и направились дальше, в Гирвас. Когда выезжали на трассу, пришлось опустить стёкла: оба передних боковых стекла обмёрзли почти наглухо, только в зоне зеркал небольшие оттаявшие участки были. До отворотки на Гирвас мы по хорошей дороге добрались быстро. На отворотке вроде бы расположена какая-то заправка и кафе. Если бы ехать на Воттоваару - мы бы там остановились и пообедали, потому что это было бы последнее кафе на пути. А тут мы даже не обратили внимания, есть ли там вообще кафе. Свернули с трассы, поехали в Гирвас. Перед самим посёлком на дорогу выбежала маленькая белка - и тут же убежала обратно. Сначала мы заехали посмотреть на деревянный храм Пантелеимона Целителя. Хорошо он смотрится в лучах утреннего солнца, а сбоку Ховер пристроился.
Колокольня храма.
Далее поехали к водопаду и вулкану. Проехали электростанцию, пересекли Суну по плотине. Слева была будка, а рядом табличка с надписью "Парковка" и какими-то ещё словами. Мы туда повернули, но вся парковка была занесена снегом. Зато на будке было написано "Продажа билетов". Выехали мы с парковки, вернулись к электростанции, оставили там Ховер, сами пошли пешком. Напротив парковки с будкой от дороги уходила в лес натоптанная тропа с табличкой "Посторонним вход воспрещён" - туда-то мы и пошли. Спускались по этой тропе, было довольно скользко - но мы, в конце концов, добрались до того, что когда-то было водопадом, а ещё раньше вулканом.
Водопад Гирвас фактически перестал быть водопадом после сооружения на этом месте гидроэлектростанции. Говорят, только весной, когда происходит сброс воды через плотину, тут снова возникает настоящий водопад. Сейчас же здесь - просто красивая местность, без всяких водопадов.
Местность тут каменистая - видимо, когда-то вулкан был действующим и извергался.
Доехали мы до плотины под Гирвасом. Кто-то в Интернете писал о ней в терминах "новый водопад" - но это всё-таки плотина. Воды перед ней - много.
Мы спустились с дороги вниз, сделали несколько фото.
Может, летом тут и есть некий искусственный водопад - сейчас же всё подмёрзло.
Пока осматривали плотину и фотографировали, успели немного озябнуть. Вернулись в машину.
И заснеженными улочками Гирваса мимо его деревянных домов поехали дальше - обратно к трассе Р-21 "Кола", а потом по ней снова на север.
Следующая глава Предыдущая глава