Этот музей - прекрасная иллюстрация тезиса о том, что мужчины от мальчиков отличаются только размером игрушек. Говорят, музейная коллекция началась в день, когда мальчику по имени Рахми подарили игрушечную железную дорогу. Что ж, миллионам мальчиков дарят игрушечные железные дороги, но Рахми принадлежал к богатейшей семье Турции, так что его растущий интерес к технике подкреплялся и растущими возможностями. И со временем Рахми Коч стал коллекционировать паровозики, машинки и самолетики вплоть до масштаба 1:1.
Макет музея возле главного входа. Кораблики и самолетики справа - как раз настоящие, так что можно примерно оценить размеры всей экспозиции.
Итак. Музей Рахми М. Коча посвящен истории транспорта, промышленности и связи, а расположен на берегу Золотого Рога, возле пристани Хаскёй. Добраться туда удобнее всего как раз паромом, например, от пристани Каракёй, что у Галатского моста, если вы в центре. Музей большой и необыкновенно насыщенный, даже на самый поверхностный осмотр закладывайте минимум полдня, а при наличии каких-то специфических интересов - и больше. Экспонаты включают в себя и натурные образцы, и модели разных масштабов, и даже игрушки. Я заснял далеко не все, например, на открытых площадках практически не снимал вовсе, и то по мере написания данного поста понял, что даже этот конспект получается слишком длинным, и решил разбить его на две части. Некоторые фото, заслуживающие более пристального рассмотрения - кликабельны.
Начнем с автомобилей.
Мустафа Кемаль на "Фиате".
Деревянный "Форд".
Малая часть коллекции классики.
Нашлись и старые советские авто - все почему-то с азербайджанскими номерами.
Мотоциклы. Возле "Харлея" установлена колонка с кнопкой, нажав которую, можно послушать звук запуска и работы его мотора.
Кусочек экспозиции старых велосипедов.
Старинные детские коляски.
Также старинные детские автомобильчики.
Рядом внезапно коллекция разного рода форменных головных уборов. Встречаются и знакомые сюжеты:
Целый зал с гужевым транспортом. Еще в его торце есть небольшая подборка старых инвалидных колясок.
Отличительная особенность данного музея - огромная коллекция паровых машин, включая трактора, катки, локомобили и прочее. Кстати, хочу заметить, что практически все экспонаты выглядят как новенькие - при музее есть реставрационные мастерские, которые занимаются их восстановлением.
Диорама с моделью паровой машины, вроде как даже действующей:
Немного городского транспорта со стамбульских улиц:
Парадный султанский вагон и модель султана 1:1:
Железным дорогам (помимо открытой площадки с настоящими вагонами) посвящен отдельный большой зал, плотно заставленный витринами с моделями, некоторые из которых имеют в длину по полтора-два метра. Часть экспонатов предсказуемо посвящена теме Восточного экспресса:
Один из макетов в масштабе Н0:
Мне понравилась вот эта модель, хотя и не особо люблю голую латунь:
В павильонах музея в разных местах смоделированы в натуральную величину целые старинные мастерские или магазинчики. В некоторых установлены датчики движения: когда входит посетитель, включается свет и техника начинает работать. Вот, например, маленькое производство по отжиму оливкового масла, все двигается, со световыми и звуковыми эффектами:
Выше там еще была механическая лесопилка. А вот пара мастерских из целой небольшой улицы с ними:
Рыбацкий сарай и мастерская для постройки лодок (в ней тоже было соответствующее звуковое сопровождение):
Еще раз напомню: пять предыдущих фото - не мелкие модели, а экспозиции в натуральную величину.
Окончание следует.