Михаил Юрьевич Лермонтов приехал в Пятигорск в 1841 году с целью поправить здоровье перед поездкой на службу в Тенгинский пехотный полк. Здесь в маленьком домике, снятом на летний сезон у хозяина усадьбы В.И.Чилаева, поэт провел последние 2 месяца своей жизни.
В домике 4 комнаты, первая комната делится деревянными перегородками на прихожую, приемную и буфетную. В буфетной на столе стоит складной походный самовар, в буфете представлено полотенце с гербом рода Лермонтовых.
Герб рода Лермонтовых с девизом "Судьба моя Иисус" (лат.)
Комната А.А.Столыпина
Этот домик Лермонтов снимал вместе со своим родственником и другом Алексеем Аркадьевичем Столыпиным. Обстановка комнаты Столыпина восстановлена по воспоминаниям хозяина усадьбы: походная солдатская кровать, стулья, обитые ситцем, единственный в доме платяной шкаф, на шкафу висит офицерский сюртук, такой же сюртук в тот год носил поручик Тенгинского пехотного полка Лермонтов.
Комната М.Ю.Лермонтова
Лермонтов занимал маленькую комнату, окном выходившую в сад. Ее обстановка летом 1841 года была такой же простой, как и в комнате Столыпина. Сейчас в ней находятся кресло и стол, привезенные из петербургской квартиры поэта в 1912 году (дар музею от родственников поэта). За этим столом в Петербурге Лермонтов написал "Бородино", "Смерть поэта", "Маскарад", "Думу", главы романа "Герой нашего времени".
Ковер и оружие на стене в гостиной.
Крыльцо, выходящее в сад, справа от крыльца окно комнаты Лермонтова.
Первоцветы в саду
Судя по важной морде, это хозяин усадьбы и негласный директор музея))
Прочие усадебные постройки, также входящие в состав музейного комплекса.
В состав музейного комплекса входит также дом генерала Верзилина, в котором состоялась ссора между Михаилом Лермонтовым и Николаем Мартыновым, повлекшая за собой вызов на дуэль. Мартынова в показаниях, данных на следствии по делу о дуэли объяснял причину конфликта следующим образом:
"С самого приезда своего в Пятигорск, Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счет одним словом, все чем только можно досадить человеку, не касаясь до его чести. Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мишенью для его ума, но он делал как будто не замечает, как я принимаю его шутки... На вечере в одном частном доме, за два дня до дуэли, он вызвал меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову, на каждом шагу показывая явное желание мне досадить. Я решился положить этому конец. При выходе из этого дома, я удержал его за руку чтобы он шел рядом со мной; остальные все уже были впереди. Тут, я сказал ему, что я прежде просил его, прекратить эти несносные для меня шутки, но что теперь предупреждаю, что если он еще раз вздумает выбрать меня предметом для своей остроты, то я заставлю его перестать. Он не давал мне кончить и повторял раз сряду: - что ему тон моей проповеди не нравится; что я не могу запретить ему говорить про меня, то что он хочет, и в довершение сказал мне: "Вместо пустых угроз, ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь, что я от дуэлей никогда не отказываюсь, следовательно ты никого этим не испугаешь". В это время мы подошли к его дому. Я сказал ему, что в таком случае пришлю к нему своего Секунданта, - и возвратился к себе. Раздеваясь, я велел человеку, попросить ко мне Глебова, когда он приедет домой. Через четверть часа вошел ко мне в комнату Глебов я объяснил ему в чем дело... Глебов попробовал было меня уговаривать, но я решительно объявил ему, что он из слов же Лермонтова увидит, что В СУЩНОСТИ, НЕ Я ВЫЗЫВАЮ, НО МЕНЯ ВЫЗЫВАЮТ, - и что потому, мне не возможно сделать первому, шаг к примирению" (орфография оригинала).
Дуэль Лермонтова с Мартыновым состоялась 15(27) июля 1841 года, 26-летний поэт был убит выстрелом в грудь. Обелиск на предполагаемом месте дуэли был установлен на северо-западном склоне горы Машук в 1915 году. Следует подчеркнуть слово "предполагаемом", поскольку сразу после дуэли никому в голову не пришло как-то обозначить это место для потомков, первая попытка найти место поединка была предпринята специально созданной комиссией в 1881 году, но спустя сорок лет установить точное место дуэли оказалось невозможно.
Восьмиметровый обелиск из кисловодского песчаника был изготовлен по проекту Микешина, ограду спроектрировали скульпторы Дитрих и Козлов уже без его участия, из-за чего первоначальный замысел Микешина был искажен. Ограда вызвала много пересудов из-за четырех зловещих фигур грифов с вывернутыми головами, есть мнение, что это изображения четырех секундантов: со стороны Мартынова ими были М.Глебов и А.Васильчиков, со стороны Лермонтова - А.А.Столыпин и С.В.Трубецкой, во время дуэли бушевала буря и грифы, как бы нахохлившись от холода, отвернулись от Лермонтова и не помешали трагедии.
Лес в этих местах выглядит по-настоящему жутко, особенно ранней весной, пока деревья стоят голые голые...