Sail (анг. парус, парусное судно) проходит в столице Нидерландов раз в пять лет. На русском это событие обычно называют Парадом Яхт, что совершенно не отражает его сути. Парад Яхт - это, скорее, каждодневная суета в портах Монако и Сан Тропе. На Amsterdam Sail - другая атмосфера. Здесь вы не увидите белоснежных яхт олигархов, но красивейшие парусники из более чем десятка стран с лихвой восполнят этот пробел. К тому же, некогда великие мореплаватели и первооткрыватели голландцы не упускают случая тряхнуть стариной и приходят в порт на своих лодках. Как всегда все очень весело и без понтов.
За это мы и любим Голландию.
Sail 2010 - самое крупное публичное мероприятие в королевстве. За несколько дней, с 19 по 23 августа, его посетили более полутора миллионов человек. В первые оно было организованно в 1975-м, когда в рамках празднования 700-летия Амстердама в его порт пришли десятки крупнейших парусников. Мероприятие оказалось настолько удачным, что его решили провести снова через пять лет. Такой большой срок, видимо нужен на организацию и подготовку. Организация действительно поражает своей продуманностью, и даже такому требовательному туристу и не большому любителю массового отдыха как я, практически не к чему было придраться.
Зрители выбирали самые удачные места.
На этот раз в амстердамскую гавань Эй (Ijhaven) пришли около 600 судов различных конфигураций, от огромных военных кораблей до более скромных в размерах копий исторических фрегатов. Но главной достопримечательностью, конечно, были 20 крупнейших парусников, почти все из европейских стран, за исключением Индонезии и Омана.
Россия была представлена четырьмя парусниками Крузенштерн, Седов, Мир и Штандарт. Хотя первые три не являются "русскими" по происхождению. “Мир” был построен на верфях Гданьска в 80-е, а самые крупные барки мира “Крузенштерн” и “Седов” - немцы, были спущены на воду в Германии в 20-е годы и отошли Советскому Союзу после Второй Мировой войны в качестве репараций.
"Крузенштерн" на пути к причалу. Жаль, что свернули паруса (но это в целях безопасности).
Сошли на берег
Барк "Седов" (нидерл. bark - большое парусное судно) до 2000 года был самым крупным в мире, пока не был спущен на воду пятимачтовый Royal Clipper. Однако, Седов до сих пор является самым крупным парусником традиционной постройки. Он был спущен на воду в далеком 1921 году на судоверфи "Германия" в городе Киль, что расположен на берегу Кильского залива Балтийского моря.
С 1921 по 1936 годы парусник носил имя «Магдалена Виннен II» (нем. Magdalene Vinnen II) - по имени дочери основателя и владельца судовой компании. В 1936 судно было приобретено компанией «Северо-немецкий Ллойд», переоборудовано в учебный парусник и получило имя «Коммодор Йонсен» (нем. «Kommodore Johnsen») - по имени капитан-коммодора Николаса Йонсена.
В декабре 1945 года четырехмачтовый барк был передан Германией Советскому Союзу в качестве репараций, и с тех пор носит имя Седов - в честь русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова.
Красавец барк принадлежит Мурманскому государственному техническому университету. На его борту проходят практику 170 курсантов высших морских учебных заведений Мурманска, Архангельска и Санкт Петербурга. Несмотря на весьма почтенный возраст (в 2011 паруснику исполняется 90 лет) "Седов" совершает огромное количество рейсов и сразу после Амстердама в рамкам арктической экспедиции направился в Рейкьявик.
Тысячи, тысячи лодок!
В эти дни ни на воде, ни на суше буквально яблоку было негде упасть, но всем было удобно.
Морские пехотинцы
Королевские военно-морские силы были сформированы в 1488 году, когда Нидерланды ещё входили в состав Священной Римской империи.
Движение на воде четко регулировалось специальными службами и морской полицией. Никаких инцидентов замечено не было.
Тусовщики на колесах.
... и семейные пары.
Больше всего меня удивил плот с мотором. "Мореплаватели" устроились на нем вполне по-домашнему.
Были и те, кто требовал особого внимания.
Фотографы напоминали снайперов.
Временный полицейский участок.
Надо признать, полиции и секьюрити на этом празднике действительно было много.
Стиляги из Москвы Италии. Экипаж парусника "Америго Веспуччи". В рядах будущих морских офицеров - много девушек.
Экипаж учебного корабля Shabab Oman (Молодежь Омана). Никаких девушек, разумеется, замечено не было.
Юный фотограф
Ради удачных панорамных фото некоторые катались на колесе или поднимались на крыши.
Жители соседних домов не знали покоя.
Кто-то бурно веселился...
а кто-то вел тихие разговоры за жизнь.
Учебный корабль "Америго Веспуччи" принадлежит ВМС Италии. Сама элегантность.
Польский учебный фрегат «Dar Młodzieży» («Дар Молодёжи»). Парусник был построен в 1982 году на Гданьской судоверфи на средства, собранные польской молодёжью.
Порт приписки: Гдыня. Экипаж: 176 человек
"Штандарт" - это копия (не совсем точная) первого фрегата Петра I. Оригинальный парусник был заложен в 1703 году на Олонецкой верфи (Карелия) и проектировался голландским кораблестроителем Выбе Геренсом. А вот современной копии всего 10 лет.
Götheborg пришел на Amsterdam Sail в первый раз. Это копия судна шведской ост-индской компании, затонувшего в 1745 году у берегов Скандинавии. Трехмачтовый парусник был спущен на воду в 2003 году и является учебным кораблем шведского флота.
Морские волки
Днем на все корабли пускали абсолютно бесплато, зато вечером их закрывали для корпоративов.
Старые речные пароходы как на Миссисипи
На "Америго" была вечеринка для важных гостей.
На Гётеборг пускали всех.
Пиратский остров от главного спонсора - банка ING.
Дискотека для всех желающих.
Фаст фуд как на любом празднике.
Все было здорово! А вас не укачало?))
Не пропустите Sail 2015!