Картина маслом: на железнодорожном вокзале Белгорода доблестные сотрудники РЖД общаются с народом. Народу рассказывают о том, что в скором времени тарифы на электрички в очередной раз взлетят до небес, и потому надо принять превентивные меры - написать письмо губернатору, дабы он обратился к федеральным властям и попросил у них субсидию на электрички. А чтобы народ сильно не заворачивался по поводу формулирования послания, услужливые железнодорожники подсовывают ему бумагу: тут всё за тебя умные люди написали, ты только распишись, родной!
Народ, понятное дело, внимает речам и с готовностью ставит подписи под соответствующие «болванки». Выглядят они вот так:
Если перевести на язык родных осин, то РЖД, мимикрируя под народ, говорит белгородскому губернатору: надо, мол, поднять вселенский хай и заставить федеральные власти отменить принятое ранее решение о сокращении (а в недалёком будущем - и вовсе прекращении) субсидирования железнодорожных перевозок.
На моей памяти последний раз РЖД спрашивало мнение народа по поводу поезда «Князь Владимир», который ежедневно ездит из Белгорода в Харьков и обратно. Народ высказывался в том духе, что время отправления из Харькова - три часа дня - ему неудобно: слишком рано, не успеешь ни ребёнка в зоопарке выгулять, ни одёжку в местных магазинах прикупить. Вот если бы поезд отправлялся часа на три-четыре позже… Видимо, идя навстречу пожеланиям народа, РЖДшники минувшей осенью… перенесли время отправления на час раньше - на 13:57. Да ещё и объяснили это нововведение тем, что Украина, видите ли, совершенно некстати перевела стрелки на зимнее время.
Как и полагается настоящим монополистам, господин Якунин и его товарищи всегда интересовалось мнением народа в последнюю очередь. Уже поэтому сам факт сбора подписей под эгидой некоей «общественной приёмной» и красноречивым названием «Сохраним поезд!» не может не вызывать вопросов. На первый взгляд, получается прямо как у Гоголя: унтер-офицерская вдова сама себя высекла - в том смысле, что железнодорожники не хотят повышения своих тиарифов. Но стоит внимательно вчитаться в смысл подготовленного послания - и всё сразу становится на свои места. Наши железнодорожники просто пытаются загребать жар чужими руками.
Итак, что мы имеем? Белгородская область платит перевозчику дотации - чтобы, значит, проезд в электричке не влетал трудовому человеку в копеечку. Речь идёт о десятках миллионов рублей в год. Это наши деньги - пусть даже их берут не напрямую при покупке билета в кассе, а из наших налогов. В официальных документах это дело именуется «компенсацией выпадающих доходов». Но железнодорожникам денег мало. Железнодорожники говорят: дайте ещё! Пару лет назад или около того (в кои-то веки!) наши доблестные чиновники поинтересовались у РЖД: а за что мы, в общем-то, бабки-то платим? Сколько денег вы, ребята тратите за аренду подвижного состава? Из чего, собственно говоря, складывается этот ваш тариф? Мы, конечно, готовы платить, но не могли бы вы экономически обосновать ваши тарифы и объяснить растущие аппетиты?
Железнодорожники послали наших чиновников лесом. Да кто вы такие, чтобы мы, Великая и Ужасная Госмонополия, перед вами отчёт держала? Давайте сюда вашу субсидию, а вопросы оставьте при себе!
В результате Комиссия по регулированию цен и тарифов Белгородской области решила, что в 2012 году перевозчик получит 26 миллионов рублей, а в 2013-м - 35 миллионов. Но поскольку железнодорожникам эта сумма показалась недостаточной, прошлым летом они просто взяли и отменили сначала прямые электрички между Белгородом и Харьковом, а потом ещё несколько пригородных маршрутов. Проще говоря, прибегли к политике прямого шантажа: или вы покрываете нам все убытки из средств налогоплательщиков, или...
Click to view
Почему-то в тот момент мнения народа никто не спросил. Господин Якунин не обратился к белгородцам с вопросом о том, как жить дальше. Пресс-служба ЮВЖД не направила в СМИ пресс-релизы с внятным разъяснением ситуации. Подтянутые топ-менеджеры из рекламных роликов, которые вместо расписания крутят на больших вокзальных экранах, не стали оперировать модным словом «краудсорсинг». Народ по привычке проигнорировали.
Народу к такому, конечно, не привыкать. Народ почесал в затылке и пересел на автобусы, благо владельцы «пазиков» и «газелей» такому повороту дела только рады (кому война - кому мать родна!). И дополнительных денег из белгородского бюджета железнодорожники не получили.
Лицемерные формулировки по поводу «ценовой доступности» наших поездов оставим на совести РЖД. Сегодня стоимость проезда железнодорожным транспортом в России догнала и перегнала многие европейские страны. Я знаю, о чем говорю, потому как в прошлом году на протяжении целого уик-энда колесил на поездах по Германии в компании друзей - стоимость проездного билета составила около 13 евро на человека. При этом качество европейских поездов - чистых, вентилируемых, пунктуальных - не идёт ни в какое сравнение с теми условиями, который каждый из нас может наблюдать и в российских вагонах. Грязные электрички Белгород - Харьков, где машинист как бы в шутку объявляет по громкой связи «Граждане контрабандисты, следующая остановка - Крым!», резко контрастируют с бравурными реляциями руководства госпонополии. А истории о том, как унижают людей на белгородском вокзале, уже стали притчей во языцех. Вот, например, прошлогодняя публикация «Белгородских известий»:
Когда поезд тронулся, на перроне оставались ещё более десяти человек. Четверо, видя, что поезд уходит, запрыгнули в вагон и безо всякой проверки со стороны российских пограничников уехали на отдых. Однако восемь человек так и остались в пять часов утра на перроне: с вещами, детьми и билетами на этот поезд…
<…> белгородцы пошли к дежурной по вокзалу - выяснить, почему по радио не объявили об отправлении 23-го поезда и что им теперь делать. К пассажирам вышла заспанная женщина, которая отказалась представиться, и заявила, что во всём виноваты пограничники и сами опоздавшие.
http://belwesti.ru/15.8.11-11680.html Click to view
Что делают европейские железнодорожники, столкнувшись с проблемой снижения доходов? Правильно, оптимизируют расходы! Сокращают персонал. Заменяют медлительных кассирш быстрыми автоматами по продаже билетов. Предлагают специальные акции и тарифы выходного дня. Придумывают скидки для тех, кто заранее бронирует билеты в Интернете.
Что делают их российские коллеги? То же самое, только с точностью до наоборот. Невероятно, но факт: если в 2010 году РЖД содержала только одну дирекцию, то теперь к ней прибавились ещё две - «дирекция пассажирских обустройств» и «дирекция мотор-вагонного подвижного состава». Зарплату этим «эффективным менеджерам» платим мы с вами: сначала - когда покупаем билет, затем - когда отчисляем часть своего заработка на налоги.
Менеджеры не хотят сокращать издержки. Менеджеры не стремятся повысить качество услуг. Менеджеры хотят лишь одного - как можно дольше сохранять status quo. И потому они собирают наши подписи под петициями на имя губернаторов, лицемерно прикрывая свою неэффективность заботой о «сохранении ценовой доступности».
Вы готовы платить? Лично я - нет.
P.S.: Никогда не думал, что буду солидарен с Доренко, но этот ролик (даже если он проплачен недругами Якунина) - в тему:
Click to view