Киев. Подол. Меж двух монастырей (часть1)

Oct 19, 2012 10:37



Я немного прогулялась по Подолу в прошлую субботу, пока ждала сына с курсов английского языка. После починки объектива и вдруг оказалась сразу с двумя, поэтому решила поснимать, что увидела по дороге, и поразмышлять об истории этих мест. Уже дома, подробно изучая книги и ища информацию, касающуюся того относительно небольшого «пятачка», по которому прогуливалась, обнаружила, что на этой территории в свое время размещалось целых 4 монастыря! Это притом, что в Киеве в девятнадцатом веке насчитывалось около полутора десятков монастырей (сейчас - 11 вроде бы).

Считаем:
1) Братский монастырь с Киево-Могилянской Коллегией (Академией)
2) Вознесенский (Флоровский) женский монастырь
3) Петропавловский мужской монастырь (бывший доминиканский)
4) Греческий монастырь святой Екатерины.



Полностью восстановленная колокольня греческого монастыря святой Екатерины (с 1748 - статус Синайского Подворья).
Сам монастырёк был маленький, тесный. Место для него в 1738 году выделил на своем участке грек Астаматий Стимати-Николаев. Изначально колокольня была совсем небольшая (1858), та, копию которой мы видим сейчас, была построена в 1915 году Эйсснером. Восстановлена в начале 21 века.



Екатерининская церковь Греческого монастыря (не сохранилась)

От третьего практически не осталось следов, от четвертого - именно следы, да и то восстановленные. В Коллегии (статус Академии она получила во второй половине 17 века), сохранились только несколько аутентичных зданий. Во Фроловском монастыре - чуть побольше. Итак, прогуляемся от Академии до Фроловского. Расскажу я вам про два монастыря, а покажу все, что увидела по дороге.



Панорамное изображение Подола 19 века.
1) Церковь Казанской иконы Божьей Матери Флоровского монастыря.
2) Церковь вознесения Флоровского монастыря
3) Колокольня Флоровского монастыря
4) Колокольня Петропавловского мужского монастыря
5) ?
6) Николо-Притиская церковь
7) Петро-Павловский храм одноименного монастыря
8) Церковь Успения Богородицы Пирогощи

Киево-Могилянской Академии мы когда-нибудь коснемся отдельно, остановлюсь на истории Братского Богоявленского монастыря. Начнем в названия - почему «Братский». В голову сразу приходит ответ - потому что «братия» в нем населялась. А вот и нет! Братство, давшее название монастырю было особого рода. В те времена, когда территория Украины входила в состав Литвы, а потом Речи Посполитой, коренное православное население королевства объединялось в национально-религиозные общины. Особенно бурно происходил этот процесс после создания Польско-Литовской унии и активного окатоличевания земель Речи Посполитой.



Вид на постройки Братского монастыря с улицы Г.Сковороды.
На переднем плане слева - Просфирня, далее - ворота (19 век). На заднем плане - недавно восстановленный храм Святого Духа, за забором слева - Поварня ("Гальшкин Дом").



Просфирня



Что-то плохо памятник государством охраняется

Прототипом православных братств были более древние братчины-общины (нередко религиозно-сословные), сосредоточенные вокруг определенного храма или обители.
Во времена доминирования католиков на покоренных Речью Посполитой землях, роль братств приобрела некий национально-патриотический характер, позволивший коренному населению сохранить свои устои, религию и национальность. Православные братства и учебные заведения при них противопоставлялись иезуитским братствам с их коллегиями. Такие братства были в Вильне, Полоцке, Львове, Луцке, Замостье, Могилеве, Бресте, Витебске и др. городах Речи Посполитой. Первое братство было создано во Львове в 1439 году.



Отреставрированный келийный корпус на территории 15-й больницы

В братство вступали горожане всех сословий, у братств были свои уставы (не путать с монастырскими), запрещающие конфликты и оскорбления между членами братства, регламентирующие взаимоотношения и иерархию, прописывающий законы и порядки. Братчики содержали жертвовали средства на строительство, украшение и содержание храмов. Члены братства обязаны были защищать друг друга и помогать при возможности. Главное требование - верность православной вере и всяческая ее защита. Петр Сагайдачный, которому сейчас на Контрактовой площади напротив Академии стоит памятник («Мужик с чупа-чупсом»), привел в братство все запорожское войско, находившееся в его подчинении.
При большинстве братств имелись церковные школы, иногда богадельни и больницы. Не было исключением в этом плане и Киевское братство, образовавшегося вокруг Богоявленского мужского монастыря.



Церковь Святого Духа. Восстановлена совсем недавно в 2007. Принадлежит УПЦ.



А так она выглядела в советское время
(стащила ЗДЕСЬ)

Интересна история создания монастыря. В Москву в 1588 году прибыл Вселенский Константинопольский патриарх Иеремия Второй. Его путь из Турции в Московию лежал через Речь Посполитую. Он побывал во Львове, где получил охранные грамоты от канцлера Яна Замойского. Замойский не преминул предложить объединить Православную и Католическую церкви под властью Папы, на что Иеремия, человек умный и хитрый, дал ответ уклончивый.





Старый академический корпус с Благовещенской церковью

К слову, «пролатинские» настроения были Патриарху присущи - за склонность к Унии он уже побывал в ссылке на острове Родос еще до того, как занял патриарший престол. К слову, в Киеве сам Иеремия так никогда и не бывал. Однако, для того, чтобы получить благословение Константинопольского патриарха, не нужно было его присутствие, достаточно было разрешающей грамоты, принесенной его «представителем». Так вот, монастырь появился «за старанием и працою» князя Константина Константиновича Острожского, именно он похлопотал перед Патриархом, встретившись с ним во Львове, и, видимо, получил эту грамоту. Это не единственный подобный случай, так же «дистантно» был основан один из монастырей в Могилеве. Константин Острожский, будучи на тот момент Киевским воеводой, выделили для монастыря пустующие земли на Киевской горе. Добавлю, что он опекал Львовское братство, он же восстановил древний Кирилловский монастырь в Киеве, от которого к тому времени остался всего один храм.







Во дворе Святодуховской церкви замечены "реконструкторы", дубасящие друг друга красными палками и мечами. Грохот был слышен возле Музыкального театра.

Отвлекусь и расскажу еще одну занятную историю про патриарха Иеремию Второго. Назывался Патриарх гордо и красиво, однако, по сути, направлялся он в Московию за милостыней - турки, хозяйничавшие в Константинополе на тот момент уже 130 лет, разорили и разрушили патриаршее подворье, из-за чего сам Иеремия и его приближенные не имели постоянного пристанища и вынуждены были жить чуть ли не подаянием. Вот за деньгами на постройку новой резиденции и обители Патриарх и поехал в далекую Московию. На русском престоле в то время сидел последний Рюрикович - царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного. Сам царь был человеком чрезвычайно мягкосердечным и исключительно набожным, из-за чего иностранцы его описывали, как блаженного и чуть ли не слабоумного; скорее всего, он патриарху деньги дал бы сразу, если бы не его разбитной помощник и правая рука во всех административно-хозяйственных делах - Борис Годунов, тогда еще просто боярин, хоть и всесильный.



Учебный корпус и Благовещенская конгрегационная церковь со стороны внутреннего двора

Годунов добивался полной автокефалии Московской духовной власти, самостоятельности ее и независимости от Константинополя. Несмотря на тяжелое положение Константинопольской Патриархии, она до сих пор считалась главенствующей в православном мире. За пару лет до этого в Москву приезжал Патриарх Антиохийский, который взял богатые дары от русского царя и пообещал повлиять на решение Константинополя о предоставлении Москве отдельной Патриархии. Естественно, Иеремию уже ждали с положительным решением вопроса. Годунов был неприятно удивлен, когда понял, что Патриарх приехал только за деньгами, и никакую Московскую Патриархию благословлять не собирается.





Памятные доски, посвященные Ломоносову, который работал короткое время в Академии, и композитору Артемию Веделю, который здесь учился.

И тут началась «осада». Годунов фактически посадил гостя под домашний арест. Его содержали в роскоши и довольстве, кормили до отвала, водили по храмам и монастырям, оказывали всевозможный почести, но обратно не выпускали. При этом Иеремию окружили красноречивыми священниками, которые днем и ночью «обрабатывали» его, склоняя к принятию предложения Годунова. В конце концов отъевшийся Иеремия предложил свое решение, довольно оригинальное - утвердить Московскую патриархию, но возглавить ее самому. Тогда Годунов продемонстрировал всю свою изворотливость - он… согласился. Вернее, он предложил Иеремии возглавить стол, но не московский, а владимирский - дескать, это была первая главная митрополия после киевской, туда и ступай. Не хотелось Годунову в качестве Владыки видеть подданного турецкого султана, хоть и носящего рясу. К слову, Московский митрополичий стол тогда возглавлял святитель Иов.



Кипарисовый позолоченный крест Патриарха Иерусалимского Феофана, дарованный Богоявленскому храму (где находится сейчас, не знаю). Стащила ЗДЕСЬ.

В конце концов, ухищрения московских хитрецов во главе с Годуновым так утомили и измотали Патриарха, что он взмолился: «Отпустите, все подпишу! И денег мне не надо, домой хочу!». Он не только подтвердил создание патриархии, но и специально создал новый чин поставления в патриархи - длительный и торжественный. 28 января 1689 года в присутствии Иеремии Второго был поставлен на патриарший престол первый Патриарх Московский Иона Ростовский. Патриархия окончательно была утверждена только на Константинопольском соборе в 1593 году - на первый Соборе в 1590 году его участники роптали по поводу того, что Патриарх принял свое решение самостоятельно, соответствующую грамоту для московитов тогда подписали не все. Только на следующем соборе дали всеобщее благословение, хоть выделили Московской Патриархии только пятое место в иерархии. А денег царь и Годунов Иеремии все-таки дали. Откат, однако!

Вот считают Годунова благодаря Карамзину и Пушкину эдаким монстром, убийцей «мальчиков кровавых» и притеснителем бедняжек Романовых, а ведь созданием Московской Патриархии Россия обязана именно ему. Но, как известно, история пишется победителями, а победили остались Романовы. А Годунов, если разобраться, не был таким уж чудовищем. Просто это был «царь-неудачник».



Крест, дарованный Петром Сагайдачным (из книги Ивана Фундуклея "Обозрение Киева в отношении к древностям)

Вернемся к нашему монастырю, а то я заболталась.

Итак, годом создания монастыря нужно считать не 1615, как указывают многие источники, а 1586. Правда, в то время он находился на другом месте - в Слободе на Горе. Первыми храмами были Трехсвятительский и Крестовоздвиженский, и Братским он тогда не назывался. Первые церкви, скорее всего деревянные, быстро пришли в ветхость, да еще в 1614 году на Слободе вспыхнул жуткий пожар, все строения сгорели, монахам стало негде ютиться. О них позаботился богатая волынянка Гальшка Гулевишна (Елизавета Васильевна Гулевич), вдова мозырского маршалка. Она была предана всей душой православной вере, опекала и Луцкое братство, все гальшкино состояние после ее смерти отошло к нему (к слову, я видела здание в Луцке, некогда бывшее «штабом» Луцкого Кресто-Воздвиженского братства). Обездоленным киевским монахам она отдала свой двор на Подоле и выделила средства на постройку первого каменного здания монастыря - его и сейчас можно видеть, это Поварня. Это древнейшее из сохранившихся гражданских каменных зданий в Киеве. Изначально оно служили учебным корпусом. В своем завещании Гальшка настаивала, чтобы при монастыре была основана и школа, и богадельня, что и было сделано в 1615 году.



Симпатичные солнечные часы 18 века, сохранившиеся во дворе больницы

А во внутреннем дворике Академии можно видеть современные декоративные формы, приятно оживляющие вид:







Гальшка - удивительная женщина! Настоящая православная «активистка», как сказали бы сейчас. Она довольно четко указала в своей дарственной, что совершенно безвозмездно жертвует в пользу монастыря свое немалое имущество, не требуя ничего себе взамен. Несчастную в конце жизни ждал тяжелый удар - ее любимый сын принял католичество. Подобные вещи нередко происходили, отпрыски ярых защитников православия предавали веру отцов - это было удобнее, полезнее и безопаснее. Ведь подобное в конечном итоге случилось и с князьями Острожскими.



Богоявленская церковь Братского монастыря (уничтожена в 1930-х)

Упомянутое братство при монастыре официально было основано позже - в 1620 году Иерусалимским патриархом Феофаном Третьим, которого посетил и пригласил в Киев подручный Сагадачного Петр Одинец, посланный по поручению гетмана. В марте 1620 Патриарха с большим почетом приняли в Киеве, стараниями Сагайдачного он восстановил Киевскую православную митрополию, посетил несколько знаменитых украинских святынь, утвердил украинскую духовную иерархию. Это было очень важно в тот момент, так как значительно усилилось польское католическое давление. А в 1629 была выдана утвердительная грамота польским королем (по другим версиям - в 1619), который хоть со скрипом, но все же выдал документ, не желая сориться с крепнущим казачеством, служившим хорошим подспорьем в борьбе с турками.





Портал парадного входа в Богоявленский храм на старых фотографиях

Еще ряд построек, включая первую Богоявленскую церковь, был возведен стараниями Петра Сагайдачного, который, как упоминалось, был членом братства и опекуном монастыря. Этот храм и дал новое имя монастырю. Изначально он был деревянным. Его видел и описал Павел Алеппский во время своего путешествия. Он сообщал, что храм был пятиглавым, имел стеклянные окна и был окружен галереями. За время своего существования храм несколько раз горел и возводился заново. Сам Сагайдачный, умерший от ран, полученных во время Хотинской битвы, был похоронен возле храма в 1622 году. Сейчас его погребение утеряно, зато есть памятник (посимпатичнее, чем памятник в Хотине), и его имя носит одна из главных улиц на Подоле.



Дом настоятеля монастыря. Сейчас - больничный корпус.

В 1631 году началась история Киево-Могилянскогой коллегии, когда киевский Митрополит Петр Могила объединил Лаврское училище и Братскую духовную школу. При нем была возведена каменная трапезная с храмом Бориса и Глеба. После некоторых реконструкций ее можно видеть и сейчас. Храм Бориса и Глеба тоже описал Павел Алеппский. Он писал, что она трехчастная, с колоннами, зального типа. Вскоре ее перестроили, оставив только первый этаж, над которым потом возвели еще один. Затем в этом помещении была академическая библиотека, частично погибщая во время пожара.



Продолжаем прогулку. Справа - полностью восстановленная площадь Успения Богородицы Пирогощи.Слева наверху выглядывает Андреевская церковь. (Кто такой Миронов, я не знаю, но я его уже ненавижу!)

Большую лепту в развитие Академии внес Иван Мазепа. Особенно это касается строительства. О других свойствах его личности и деяниях я распространяться не буду - я тщательно избегаю в своем блоге вопросов политических, тем более спорных. Вообще, только новых храмов на Украине гетман построил 27, из них 7 - в Киеве. Эта его деятельность весьма похвальна, но вот перестройка в стиле барокко древних храмов, меня, большую любительницу древнерусской и византийской архитектуры, очень огорчает (имеется в виду София, лаврский Успенский собор, Михайловский, Кирилловский и т.д.). Я понимаю, что модно так было, понимаю, что старые постройки были частично руинированы, а задокументированных первоначальных обликов не сохранилось, но все же… Представьте, что Андреевскую церковь кому-то вздумается сейчас перестроить в стиле хай-тек. Даже турки в Святой Софии, делая из нее мечеть, только приделали контрфорсы, и то потому, что она расползалась под тяжестью купола (более того, архитектор Синан и все свои новые мечети в Стамбуле строил по образу и подобию Софии). Оправдывает энергичного гетмана три вещи:
1) он хотел как лучше,
2) все так делали (и иногда делают сейчас),
3) отношение к архитектурному наследию в те времена было более чем спокойное, важнее было содержание, а не оболочка.

Зато потом украинским барокко восхищались московиты. Говорят, мастера, строившие Большой собор Донского монастыря, специально ездили в Киев, чтобы посмотреть, что там за новые пятиглавые храмы строят, и переняли некоторые приемы. Позже и в Москве широко распространилось барокко, только на Украине оно было сходно с польскими образцами, а в России - больше с итальянскими (нарышкинское я имею в виду).



Очаровательный фонтан "Самсон". Он же "Отдай жвачку!"

На территории монастыря Мазепа построил новый Богоявленский храм, старый разобрали и построили из его бревен первую Андреевскую церковь. В новый храм перенесли драгоценные святыни, включая образ Богоматери Вышгородской и кресты, подаренные Сагайдачным и Патриархом Феофаном. Новый собор возводили в 1690-1693 годах, главный архитектор - Осип Старцев. Пятиглавый храм был почти точной копией Николаевского (военного собора), другого создания Стасова и Мазепы. Оба храма были разрушены в 1930-х. Лично я, судя по старым фотографиям, нахожу храмы несколько тяжеловатыми, мне такие пропорции не очень нравятся, но это все-таки не повод разрушать 300-летние постройки!



Ансамбль Братского монастыря и Академии на фото начала 20 века

При Иване Мазепе (?) был построен также храм Святого Духа и трапезная (1693, восстановлено в 2007 году).
Разобрали в 1953 году и величественную колокольню, возведенную в 18 веке. Она стояла на месте нынешнего входа в полукруглый корпус Могилянки.

Сейчас на территории Братского монастыря находятся корпуса 15 городской больницы и здания, принадлежащие Морскому Военному училищу. Часть старых построек, которые принадлежат больнице, требуют реставрации. Некоторые утраченные здания Академии и монастыря восстановлены заново. Во внутреннем дворике есть несколько интересных объектов - скульптуры, например, и солнечные часы. Насмотрелись? Ну, пойдем дальше.

ПС. У меня, как всегда: хотела пару слов, а получилась диссертация.Если есть ошибки - пардон, заканчивала в 3 часа ночи.
Previous post Next post
Up