Начало по ссылке
https://belogorec-sneg.livejournal.com/21749.html Величественный правый берег радовал разнообразием форм и цвета.
Интересно было бы взглянуть на эти края золотой осенью в хорошую погоду.
Но и в это время года здесь прекрасно!
Солнышко вдруг спряталось за легкой, но достаточно плотной облачностью. Ожидая скорого схода я не форсировал события и подойдя поближе к берегу выключив мотор, решил немного побросать спиннинг сплавом.
Поймать ничего не поймал, но сам факт короткой рыбалки свидетельствовал о том, что переход на катамаран потихоньку начинает менять походные привычки - на байдарке совсем не было желания тратить на это время, а тут обстоятельства как нельзя лучше располагали к этому.
Думаю, что когда привыкну к катамарану, быт получится более содержательный нежели в походе на байдарке.
Дойдя до понтонного моста в Старой Калитве, уже издалека заметил, что левый пролет, по которому автомобили съезжают непосредственно на понтоны, достаточно широкий и вполне высокий. Визуально по габаритам можно пройти. Выдвинулся на разведку.
Тема схода постепенно улетучивалась - в случае, если получится пройти мост без обноса берегом, предполагавшего немало работы по разгрузке и частичной разборке ката, то продолжим сплав.
Прогулявшись по понтонному мосту утвердился в мысли, что проходим без проблем, достаточно лишь сложить кабину не снимая оборудования, которое даже в таком состоянии продолжает выполнять свои функции в полном объеме.
Проход под пролетом вышел забавным - экстримом это назвать нельзя, но по высоте я несколько переоценил наши возможности и пришлось буквально прижиматься к судну, чтобы пролезть под металлическими балками. Тем не менее преодолели препятствие без потерь и даже с приподнятым настроением. Причалили к берегу, поставили в походное положение рубку и переглянувшись отправились дальше, обозначив финишной точкой Верхний Мамон, в районе которого Дон пересекает М4.
Солнце вновь навело порядок на небосклоне, разогнав утреннюю облачность. Перед Новой Калитвой пришлось немного побороться со встречным ветром на коротком участке, а сразу за левым поворотом ветер стал помощником впервые за несколько сот километров, пройденных по Дону в этом году.
На реке редко случается боковой ветер - откуда бы он ни дул, он превращается либо во встречный, либо в попутный. Зная эту особенность я уже заранее знал, что ниже Новой Калитвы так и получится. Солнце приблизилось к зениту, мотор работал практически на максимуме, а течение и попутный ветер приносили 6-7 км/ч.
И в тот момент, когда показалось что все совершенно наладилось, пришло сообщение от МЧС, предупреждающее об усилении ветра до 19 м/с и грозе ближе к ночи.
Экипаж выразил легкое сожаление по этому поводу, но держался спокойно и уверенно ровно до короткого участка с порывистым лобовым ветром немного не доходя Гороховки - вот они эти двести-триста метров.
На фото хорошо видно, что прямо напротив поворота берег понижается практически до нуля, а ветер со скоростью не менее 15 м/с дует как раз оттуда, куда направлен объектив фотоаппарата.
На этом участке всё сошлось в одону точку - эмоциональное напряжение экипажа, ветер, солнце, течение, сила мотора, емкость АКБ и заметная парусность судна. Какая-то одна из союзных группировок должна была победить.
Ветер ставил кат перпендикулярно своему направлению дутья, а мотору даже на максимальной скорости не удавалось поставить нос по ветру, из-за чего нас медленно но верно сносило к обрывистому левому берегу.
Конечно, можно было взять весла и помочь союзным силам в преодолении этого отрезка, но тут мне поступило резонное предложение провести натурный эксперимент и посмотреть, что будет с катамараном, окажись я в подобных условиях один и без запаса энергии.
Вызов был принят, мотор выключен, судно положено в дрейф на волю ветра и течения. Вполне предсказуемо мы потихоньку были прибиты к песчаному обрыву с небольшой песчаной полочкой и зафиксировались в этой позиции. Дальше был вариант выйти на узкую полоску песчаной косы и провести кат либо выше по течению, либо ниже, в зависимости от того, какая задача имела больший приоритет. Правда по ходу эксперимента у ката сорвало незакрепленное лобовое стекло, которое обладая запасом плавучести за счет течение вернулось само прямо к левому борту и было благополучно выловлено.
Оттолкнувшись от берега веслом и включив мотор, я немного обманул ветер подставив ему корму и набрав ход по инерции вернул кат на курс против ветра, описав дугу в 180 градусов. Началось преодоление лобового сопротивления и без лобового стекла это оказалось заметно эффективнее.
Так продолжалось до тех пор, пока сильным порывом кат снова не поставило поперек, но на этот раз повторить маневр почему-то не получалось - видимо на этом участке ветер был слишком сильным. Казалось, что все повториться сначала. Понимая, что в этом смысла нет, я включил заднюю скорость, которой вполне хватило, чтобы компенсировать снос к левому берегу. Навигатор показывал 0,5-0,7 км/ч в нужном направлении.
Правильно расставленные союзные силы медленно, но верно тащили кат к заветному повороту и минут через десять левентик ослаб и спрятался за правым высоким берегом, из-за которого на ближайшие 12 км превратился в попутный, видимо осознав бесполезность своих попыток сбить нас с курса.
За всем этим действом с берега спокойно наблюдало стадо коров, которое всего лишь пришло попить воды в жаркий вечер, а оказалось у самого театра боевых действий.
Думаю, что местные хлопцы, та дивчины, испив того молока, проникнуться духом победителей и к их способностям добавится не лишняя капля, которая когда-нибудь поможет стойко преодолеть трудности.
Как выяснилось, сильный попутный ветер тоже оказался способен на небольшие пакости, видимо так сказалась обида за недавнее поражение - периодически порывы ставили кат поперек русла, по причине чего скорость падала до скорости течения + 0,5 км/ч. Это нас никак не устраивало.
Едва ветер ослабевал, я снова и снова ставил его носом вперед и старался упреждать порывы движением руля и повышением передачи на моторе - это приносило неплохие результаты + правый берег изобиловал возможными местами для стоянок. А останавливаться в этот день нужно было исключительно под правым высоким берегом, дабы не оказаться на сильном ветру.
Признаюсь, мы с супругой не любим сильный ветер, правда она не любит его сильнее чем я, потому от планов дойти до Верхнего Мамона пришлось отказаться и искать первый же удобный выход к цивилизации. В это время мы проходили Гороховку, раскинувшуюся километров на десять вдоль Дона, но... за полукилометровой полосой ивняка. Разве что ближе к её концу могли найтись удобные подъезды к берегу.
В этом отношении Дерезовка выглядела предпочтительнее, т.к. стояла прямо на берегу Дона, но доходить до неё ближе к темноте не имело смысла. Решено было заблаговременно найти удобную стоянку и сниматься с самого утра.
Пройдя длинную прямую вдоль Гороховки мы подошли к небольшому правому повороту и короткому участку, на котором очевидно ожидался встречный ветер. Тут мы уже взялись за весла и стали подгребать поближе к правому берегу. Вскоре показалась удобная поляна и, чтобы нас мимо неё не пронесло течением, мы принялись грести в полную силу. Маневр удался.
Несмотря на то, что это был водопой, площадка оказалась чистой и удобной для постановки лагеря. Ветер до нас не доставал, хотя деревья на правом берегу непрестанно клонило вбок сильными порывами.
Кат был надежно зачален и привязан с носа и кормы к забитым кольям. Небо готовилось показать красивый закат, а мы не торопясь поужинали и принялись ставить лагерь.
Это был тот редкий случай, когда я поставил палатку, задействовав все предусмотренные конструкцией колья и растяжки.
Состояние неба явно предвещало грозу, предсказанную МЧС накануне. Ветер не унимался, но проходил выше нас, где-то над головами, выдавая себя лишь шумом деревьев противоположного берега.
Но был и плюс - ночь по прогнозу должна была быть теплой.
Молнии полыхали по всей округе, но над нами продолжало оставаться чистое, звездное небо. Не спалось. Мы лежали с открытыми полами в палатке и рассматривали округу - дойдет ли и до нас эта гроза? Москитов практически не было, им было не до нас, такой ветер мог унести их с теплого юга в сторону холодного севера, а кому такое понравится? Это мы можем на машине запросто съездить и туда, и сюда, а их, если снесет, то до самой зимы не успеют вернуться в теплые края, так и сгинут в безвестности...
Часам к двум ночи гроза добралась и до нас. Дождь сильным не был и интенсивно шел всего минут сорок, оставив на утро лишь крапающий туман.
Мы поставили на катамаран тент и собрали лагерь. Солнца особо не требовалось, течение и попутный ветер без труда помогали преодолевать последние километров пять до Дерезовки.
Должна была и такая погода попасться нам по пути. Крыша над головой позволяла не опасаться вероятного дождя, да он и не собирался начинаться, лишь пугая нас хмурым и неприветливым небом.
Оставалось пройти совсем немного. Остановились мы примерно там, где стоит буква "н" в слове "Дон".
Казалось, что впереди только скучные и неинтересные сборы домой... Как же я ошибался! Этот день оказался не менее запоминающимся, чем весь поход.
Выспросив у рыбаков про удобные места для снятия с реки и дойдя до одного из них, супруга первой отправилась посмотреть, что же это за Дерезовка такая (видимо обрадовавшись тому факту, что нет больше ветра, волн и "расколбаса", как окрестила она наши мытарства на волнении). Уже через две минуты она пришла с новостью о том, что Дерезовка - замечательное место!
Мы поменялись местами и теперь уже я предпринял попытку разобраться с тем, как нам удобнее организовать возвращение в Белогорье. Времени было более, чем достаточно - каких-то девять часов утра, да и погода разгулялась, вышло солнышко и ветер куда-то спрятался.
Едва выйдя на дорогу, проголосовал первому же попавшемуся навстречу авто - "четверка" остановилась, и я поведал хозяину в чем, собственно, дело. "Обрисую свою ситуацию", отвечал Владимир, так звали моего нового знакомого, "мне сейчас тут нужно оставить своё авто и с другом ехать в Верхний Мамон, чтобы забрать лодку и пригнать её в Дерезовку".
Верхний Мамон - это как раз то, что мне нужно, даже от денег за доставку гостеприимные дерезовцы отказались. Я быстренько взял документы и ключи от авто, и оставив жену с катамараном, выдвинулся в нужном направлении. Ребята заверили меня, что тут спокойное место и нет причин волноваться за супругу - так это и было.
Вариантов с доставкой в Белогорье было два: один на такси до машины с возвратом в Дерезовку, а второй - на небольшом грузовичке, загрузив катамаран и экипаж на борт. По дороге выяснилось, что ключи от авто я только собирался взять, но не взял, поэтому искать стали какую-нибудь ГАЗель.
Мои новые знакомые стали принимать в этом процессе самое активное участие, мне даже стало неловко, что они отложили свои дела и занимаются моей проблемой. Малотоннажный грузовичок не желал находиться ни у их знакомых, ни у знакомых их знакомых, не попадались и праздношатающиеся автомобильчики - все были чем-то заняты.
Примерно через час Владимир говорит мне "Все, решено! Сейчас едем спускать лодку, Сергей отвезет тебя обратно в Дерезовку, ты там пока собирайся, а я рекой часа через три приду на моторе и отвезу вас с женой в Белогорье на своем прицепе". Ни прибавить, ни убавить, всё ясно, на том и остановились, но по пути нужно было заехать за новой цепью для лодки и контурными картами для его сына.
Потом мы поехали к его тестю, который, собственно, лодку и построил, приварили к ней новую цепь, покрасили сваренное звено, выкатили прицеп и поехали на Дон. До этого завезли тёще наливочку...
Всё шло по плану до тех пор, пока лодка не коснулась воды - по левому борту наметилась приличная течь. "Надо немного подождать, сейчас верба намокнет и течь закроется", говорил тесть. "Нет, течь слишком сильная, не закроется", спокойно возражал Владимир.
"Ладно, сейчас мы сгоняем за ... и законопатим", с этими словами одна из машин быстро удалилась обратно на берег, правда забыл как назывался тот материал, которым предполагалось законопатить щель. В этот момент я начал четко понимать, что дело уже к полудню, жена там сидит одна у катамарана, а я никак не могу решить транспортную проблему, хотя все и всеми делается правильно, так что грех жаловаться.
Беспокойство нарастало, и я робко предложил закинуть меня обратно к стоянке такси, на которой я смогу вернуться в Дерезовку, забрать ключи от своего авто и доехать до Белогорья. "Не волнуйся, сейчас мы его отправим и отвезу тебя к такси", сказал Сергей, но Владимир не долго раздумывая парировал "Да, что я, маленький, что ли, сам не справлюсь? Поезжайте обратно, все нормально!" и мы двинули в сторону автовокзала Верхнего Мамона.
Выезжая обратно на дорогу, Сергей поехал немного иначе, чем спускался к Дону, на что я попытался было возразить, что возвращаться лучше тем же путем, но не успев договорить решил замолкнуть увидев подъем... "Вот сейчас для полного счастья не хватает только застрять!", пронеслось в моей голове и одновременно с этой мыслью "семерка", перескочив через первую промоину на колеях крутого подъема, остановилась при переезде второй... Совершенно очевидно, что покинуть в такой ситуации моих новых друзей я не мог, теперь это уже наша общая проблема. Но закончилось все благополучно, Сергей, немного отъехав назад, ловко тронулся и "на тоненького" выскочил на ровный участок подъема.
Можете мне поверить, за долгую водительскую жизнь я могу должным образом оценить маневр Сергея - то место, куда он въехал, по моему опыту на легковушке не преодолимо и это не истерика избалованной барышни, у меня в армии Урал по подножку в болоте сидел, понимаю о чем речь.
Подъехав к станции, Сергей заприметил своего знакомого таксиста, и подведя к нему практически за руку, рассказал всё, что нужно сделать, цену долго не обсуждали.
Минут через пятнадцать выяснилось, что таксист записался на прием в пенсионный фонд и отвезти меня в Белогорье не успеет, но пересадит на другую машину. Подъезжая к Дерезовке я стал понимать, что выезжал отсюда полным "овощем", т.к. не удосужился даже запомнить дорогу... К счастью, Дерезовка - не Москва, спусков к Дону не много, да и место нашего финиша я запомнил по карте, поэтому плутать не пришлось.
Обстановка у причала, и правда, была спокойная и я, забрав ключи, помчался на второй круг. В Мамоне я был пересажен еще к одному Сергею и мы тронулись в путь. "Белогорье? Нет, по М4 не поеду, там встрянем часа на три, едем через Россошь", вынес вердикт мой новый попутчик. Вот тут, видимо, жестко затупил уже я сам... Когда минут через тридцать я начал медленно догонять, что это за дорога через Россошь, включенный навигатор показал, что из этой точки, что через М4, что через Россошь, уже разницы нет. А самое главное, М4 зеленая в обоих направлениях!
Выразив по этому поводу небольшое разочарование я замолчал до самого Белогорья, потому что я не могу даже слегка сердиться на всех тех людей, с которыми мне довелось встретиться в этот день, насколько они были со мной участливы, искренни и доброжелательны.
Через час и десять минут по приезду в Белогорье, я был уже в Дерезовке... С девяти до двух я добирался до Белогорья и с двух до трёх обратно! В этот момент накатила, было, мысль, насколько мы, городские жители, расторопнее, но со стыдом была изгнана из головы - часто ли мы принимаем такое участие в проблемах случайных прохожих у себя в городах? Разве что пальцем путь укажем, или пару рублей нищему подадим... Редко, редко натолкнешься на человека, готового потратить на твою проблему минут десять. Так что быстро, это не всегда правильно, ведь мы именно нехваткой времени и своей занятостью зачастую объясняем свое нежелание принять в ком-то деятельное участие.
Приехав обратно, вместо, как мне казалось, унывающей жены, мне встретился довольный жизнью человек! У неё тут, оказывается, было все замечательно - отличная тихая погода, красивая река, еда и вода в достатке, селяне с интересом выспрашивали про стоявший у берега катамаран, всё чин по чину. Это мне казалось, что с утра прошла целая вечность, пока я решал вопросы с доставкой, в тихой и чистой Дерезовке время текло совершенно иначе.
Минут за тридцать передо мной пришел на лодке Владимир, с которым и я и супруга не сговариваясь, договорились о покупке мёда от собственных пчёлок.
Собрали снаряжение, загрузили в прицеп и еще на час попали на ужин к Владимиру. Суетливость к этому моменту покинула меня практически полностью, мне было хорошо и совершенно безразлично, докуда мы успеем доехать в этот день.
Через некоторое время мы двинули в обратный путь и решили ехать до Воронежа, где и заночевать, да простят меня за это мои Белогорьевские братья! Усталость давала о себе знать, не хотелось ни их дополнительно загружать, ни подниматься вместе с ними рано на работу, ни спать в машине...
Мой суммарный пробег в этот день на авто по маршруту Дерезовка - Мамон - Дерезовка - Мамон - Гороховка - Калитва - Россошь - Подгорное - Белогорье - Дерезовка - Воронеж составил 33 х 3 + 130 + 91 + 240 = 560 км.
Такой день трудно забыть!
Остановились в той же гостинице, в которой этим летом мне уже трижды приходилось ночевать, а на утро не спеша отправились в обратный путь. Южный ветер дул всю дорогу. Мы периодически тормозили у обочины и покупали у местных жителей то, картошку, то яблочки, то тыкву. А на подъезде к Задонску женщина продала нам шикарные белые грибы!
После Задонска я втихаря свернул на Липецкую дорогу, желая по пути заскочить в Полибино, чтобы забраться на Шуховскую водонапорную башню, но получил за это строгий выговор. С одной стороны, справедливо, мнением члена экипажа пренебрегать в походе нельзя, а, с другой стороны, не совсем - места там красивые, да и лимита времени на возвращение не было.
По дороге в Липецкой области проезжали живописные сосновые леса на холмистой местности и даже заехали в один из них, чтобы поискать грибочков.
Кое-что нашли и добавили к купленным белым. Попалась и полянка с незнакомыми грибами, которые я посчитал шампиньонами, но мы их оставили на месте. Шампиньоны это, или нет?
Мне эти грибы показались съедобными, но правила есть правила.
Ближе к семи вечера мы уже были у родительского дома. Дождь и на этот раз не обошел стороной в дороге - не помню, чтобы хотя бы раз получилось доехать до Белогорья или вернуться обратно без дождя, хоть немного, но где-нибудь брызнет.
Если бы не супруга, хоть временами и сердился я на неё, то отчет бы получился как обычно скучным, состоявшим из пары десятков фотографий и голой статистики пройденных километров, пусть и до запланированной цели...
...ну и немного статистики, куда ж без неё!
Click to view
Все части похода собираются здесь:
http://belogorec-sneg.livejournal.com/1442.html