В эти весенние каникулы случилась у меня туристическая поездка в Вену. И буквально с первого момента, когда выбор города для поездки определился, я решила, что обязательно схожу в Венскую оперу.
Не на экскурсию, а именно на спектакль.
Обычно во всех моих зарубежных поездках с театрами у меня как-то не складывалось. Да и цели я такой почему-то не ставила. В Париже, например, мы были в Гранд Опера просто на дневной экскурсии по театру. Билетов на спектакли в тот момент там не было.
Но в этот раз, опробовав систему электронных билетов на московских театрах и выставке Кранахов в Пушкинском, я осмелела и заранее попробовала купить билеты в Венскую оперу. Музыкант я, в конце-то концов, или кто?
Если кому интересно: сайт Венской оперы, где я покупала билеты:
http://www.wiener-staatsoper.at/Content.Node/home/Startseite-Content.de.phpСначала, зайдя на официальный сайт оперы, я ничего не поняла. На ближайшие спектакли билеты есть, а на дни нашей поездки ни одного, одни нули. Все пересмотрев и перечитав, я разобралась. Они выкладывают билеты ровно за два месяца до спектакля. Теперь предстояло определиться с выбором спектакля. На эти дни по программе были не самые знаменитые представления.
1. Р. Вагнер "Парсифаль" (опера)
2. В.А. Моцарт "Милосердие Тита" (опера)
3. А. Адан "Корсар" (балет)
Ничего из представленного я не знала.
Вагнера не очень люблю.
У Моцарта это поздняя опера, мало известная и редко исполняемая.
Балет, по отзывам, не самая сильная сторона Венского оперного театра.
Решила идти на "Парсифаль". Почитала, послушала кусочки, интересно! Но вдруг обратила внимание, что начало спектакля не в 19.00. или 18.00., а в 17.00. Почему так рано? Это неудобно, из-за этого придется весь день комкать, ни на одну экскурсию толком не успеешь.
А оказалось, что спектакль идет 5 часов!!! Хорошо, что я это заранее узнала. Нет, ребята, пять часов слушать оперу я была не готова. Решила идти на Моцарта.
С билетами никаких проблем не было. Электроная система работает очень четко. В эти дни курс евро и доллара был довольно высоким, но деньги были сняты с карточки по минимальному на тот момент курсу. Это приятно удивило!
И вот мы в Вене!
Город чудесный, народ очень тактичный и доброжелательный. Все достопримечательности близко, до всего можно дойти пешком. О Вене можно рассказывать много. А я вернусь к опере.
Мы с подругой, как путные люди, перед спектаклем надели строгие платья и туфли, чтобы не быть белыми воронами среди театральной публики.
Дальше пошли удивительные вещи!
Заходим в оперу. Билетёров нет. Охраны нет. Никто ничего не проверяет. И это, заметьте, примерно через неделю после терактов в Брюсселе!
Народ одет совершенно кто в чем. И нарядно, и в джинсах. Пытаемся найти гардероб. У нас билеты были на балкон. Оказалось, у балкона свой гардероб наверху. Поднимаемся по лестнице. И здесь в гардеробе у нас быстренько глянули на наши электронные билеты и забрали куртки. Всё! Дальше в зрительный зал.
Места первый ряд балкона сбоку, но все довольно удобно, видно хорошо, перед тобой выдвигается небольшой экран, на котором высвечивается текст на немецком или на английском, мы ни того, ни другого особо не знаем, поэтому слушали так.
Да, там был такой вот занавес. ))
Звучит увертюра.Мы наслаждаемся! Я, естественно, к походу в театр подготовилась. Прочитала и либретто, и про саму оперу. Действие ее происходит в древнем Риме. Тит - это римский император (79-81 годы).
Начинается действие. Но что это? На сцене какая-то современная молодежь: девицы в мини и блестках, парни в джинсах. Современная одежда и прически. Фуршетный стол, все ходят с бокалами, пьяный мужчина засыпает за столом. Я шепчу подруге: "Может, спектакль поменяли?"
Оказалось, все гораздо проще! Они сделали современную постановку, перенесли сюжет в наше время.
Ну, скажите мне, зачем? Ведь я приехала в Вену, купила эти дорогущие билеты не для того, чтобы смотреть на девиц фотомодельной внешности в скинни и мини. Мне хотелось увидеть оперу такой, как ее задумал Моцарт, перенестись в то время, почувствовать дух той эпохи! Я бы еще поняла, если бы это был какой-нибудь супер современный театр, славящийся своими оригинальными трактовками классических произведений. Но ведь это же Венская опера!
Как вам, например, такой момент?
По сюжету оперы главная героиня Вителлия подговаривает своего любовника Секста организовать заговор и убить Тита, чтобы самой стать императрицей. И вот на сцене звучит страстный дуэт любовников, а в это время участники заговора походят к большой кровати, которая стоит между ними, и каждый берёт с кровати и надевает на себя бронежилет и автомат. Бронежилет и автомат, Карл! И так человек десять. Причем вещи по виду совсем не бутафорские!
Или еще.
Заговор почти осуществляется, на сцене бойня, и молодые парни и девушки падают и лежат трупами с задранными рубашками и юбками минут десять, пока главные герои разбираются со своими чувствами.
Бедный Моцарт! Вряд ли он мог предположить, что так немилосердно обойдутся с его "Милосердием Тита"!
Нет, музыка и голоса - всё было прекрасно! Двух главных героев-мужчин исполняли девушки, причем очень достойно! У Моцарта Секст -это кастрат-сопрано, а Анний просто сопрано. Кстати, и во времена Моцарта эти партии тоже часто отдавали женским голосам.
Да, а моей подруге всё понравилось. Она говорит, что это очень современно, заставляет искать политический подтекст. Наверное, я старомодна, не понимаю новых тенденций, не хочу искать подтекстов. Хочу услышать только тот подтекст, который вложил в эту оперу Моцарт.