Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский «Межигорский» монастырь, который послужил предтечей современного одноимённого монастыря рядом с городом Серафимовичем, был основан в 1652 году по благословению патриарха Никона, и прозван в честь Межигорского монастыря что под Киевом. Сейчас Межигорье вызывает в основном ассоциации с резиденцией бывшего президента Украины Януковича и золотыми батонами, обнаруженными в ней восставшими украинцами после победы Майдана в 2013 году. Но раньше название этого места было связано с одним из древнейших на Руси монастырей.
Это был монастырь Войска Запорожского, в него уходили казаки, решившие на склоне лет посвятить себя служению Богу. Наверное, поэтому у Межигорского монастыря сложились особые отношения и связи с другим казачьим краем - донским. Украинские монахи и благословили дончан на создание собственного «межигорского» монастыря (в наше время это, наверное, назвали бы франшизой). Прозвание это было тем более уместно, что донской монастырь тоже располагался в долине между двух холмов.
Но однажды произошла катастрофа - во время очередного разлива Дона случился оползень, и значительная часть монастырских построек «съехала» в реку. Тогда обитель перенесли на возвышенность, где мы можем видеть её по сей день.
В 1785 году по просьбе местных жителей монастырь был преобразован в женский, предназначенный для вдовых казачек. Не все из них, конечно, стремились к монашеской жизни, но учитывая род деятельности их мужей, монастырь никогда не испытывал недостатка в насельницах.
История Усть-Медведицкого монастыря неразрывно связана с именем самой известной из его настоятельниц, игуменьи Арсении. В миру её звали Анна Себрякова. Это была красивая, хорошо образованная девушка из богатой дворянской семьи, и её ждала судьба блестящей светской дамы, покорительницы мужских сердец. «И вальсы Шуберта, и хруст французской булки». Но Анна выбрала для себя иной путь. В конце 1850 года, в возрасте семнадцати лет, Анна уходит в этот ничем не примечательный тогда, бедный и захудалый монастырь. А ещё через 14 лет становится его игуменьей.
Именно матушке Арсении монастырь обязан тем, что стал цветущим и знаменитым. А также своей главной паломнической достопримечательностью - знаменитыми пещерами. Она собственноручно, вместе с тремя своими духовными дочерьми, создала под монастырём два подземных хода, которые назвала «Крестный путь Спасителя» и «Страстной путь Божией Матери».
С экскурсии в эти подземелья, вход в которые находится в притворе монастырского Храма иконы Казанской Божией Матери, мы с волгоградскими сопаломницами и решили начать, сразу по прибытию в монастырь. И оказалось, что совершенно правильно поступили. Выйдя обратно, мы обнаружили у входа уже неслабую толпу, которая всё последующее время только увеличивалась, приняв, в конце концов, масштабы, заставившие вспомнить приснопамяные очереди за дефицитом, которые я ещё застал на излёте советской эпохи. Если бы мы пошли в подземелья чуть позже, то простояли бы в ожидании часа полтора, не меньше.
Есть что-то мрачно-величественное в этом узком, изгибающемся тоннеле с нависающими низко над головой сводами, по которому тихо и медленно движется людской поток, а единственным источником света являются огоньки от свечей в руках соседей (я сам, по присущему мне легкомыслию, свечами не озаботился). Конечной целью шествия являлась пещера, в которой находится массивный камень с отпечатками коленей и ладоней, которые, по преданию, оставила сама Богородица, когда явилась игуменье Арсении.
Мне уже доводилось бывать в этих подземельях, почти пять лет назад, в декабре 2009 года, со своей бывшей супругой, решившей посредством поездки в знаменитый монастырь «обкатать» новокупленный автомобиль. «А заодно и душу спасти», как говорил один из героев акунинской «Пелагии».
Тогда, зимой монастырь показался мне неприветливым и неуютным. Наверное, главным образом из-за пронизывающего ветром промозглого холода, нависающих серых туч и проплешин сырой земли с клочками пожухшей травы, повсеместно выглядывавшими из-под тонкого слоя свежевыпавшего снега. Но зато сейчас, в последних солнечных лучах уходящего «бабьего лета», впечатление было совершенно противоположным. Этому также немало способствовало обилие нарядно одетых людей со светлыми лицами.
Пять лет назад...
...и сейчас
Такое количество православного люда собралось здесь не случайно. В этот день, 7 сентября, в монастыре состоялся долгожданный праздник - освящение и торжественное открытие Храма Преображения Господня, который строился долгие одиннадцать лет, с 2003 года.
Однако открывшийся храм стал знаменитым задолго до сегодняшнего дня. Я встречал на просторах Интернета восторженные отзывы об этом чуде Усть-Медведицкого монастыря ещё много лет назад, когда он был только возведён. Дело в том, что храм этот не только необычайно красив, он ещё и уникален по своей архитектуре. Что-то подобное можно увидеть ещё только в одном месте, на острове Кижи. Можно даже сказать, что новооткрытый серафимовичский храм - младший брат кижского. Тот тоже посвящён Преображению Господню и имеет 33 купола, которые символизируют число лет земной жизни Иисуса Христа (хотя ни в одном из четырёх евангелий нет прямого указания на возраст Иисуса, принято считать, что он окончил своё служение в 33 года).
Торжественное богослужение было необычайно многолюдным, так что подавляющее большинство участников не смогло попасть внутрь храма и толпились на площадке перед входом. И очень долгим. Мы с сопаломницами успели помолиться, несколько раз обойти монастырь по периметру, спуститься к Дону, подкрепиться монастырским обедом, которым по случаю праздника, бесплатно угощали всех желающих, и снова, вернувшись, помолиться, а оно всё продолжалось и продолжалось.
Вид на монастырь с берега Дона
Наконец служба и освящение закончились, и началась официальная часть. По случаю отсутствия митрополита, который по каким-то не озвученным причинам не смог прибыть на торжество, слово взял епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей. В своей пространной речи он вспоминал времена, когда монастырь только начинал восстанавливаться и оправляться после более чем шестидесяти лет разрухи и запустения. Это было в 1992 году.
«Когда я приехал сюда первый раз, в Храм иконы Казанской Божией Матери невозможно было зайти, потому что там попросту не было пола. Вместо него зияла огромная выемка - рассказывал епископ. - И тогда, глядя на всё это, казалось, что до восстановления храма и монастыря бесконечно далеко…»
Неоценимую роль в воссоздании обители сыграла приехавшая из Украины монахиня Георгия, которая впоследствии стала игуменией возрождённого женского монастыря. А сегодняшнее освящение нового храма епископ Елисей назвал венцом этого возрождения.
Я не стал толпиться в «пробке», образовавшейся у входа в храм сразу после открытия, и зашёл туда несколько позже, когда все желающие «приобщиться» уже выполнили поставленную задачу, и храм опустел. Внутри пахло деревом и лаком.
В волгоградских газетах потом писали, что при росписи храма были применены некие 3D технологии, с целью визуального увеличения внутреннего объёма помещения, но тогда я об этом ничего ещё не знал, и, наверное, поэтому ничего необычного во фресках не заметил. Но в целом храм изнутри оказался вполне достоин своего внешнего облика.
Так у донской земли в этом году появилось ещё одно украшение.