Случайно узнала, что сегодня день рождения Бориса Гребенщикова. Поэтому решила запостить одну почеркушку, которую до сих пор откладывала.
МАТИЛЬДА. Он месяц провел взаперти. Все рвал, что о ней напоминало - письма, фотографии. Платья зубами рвал. А главное - книги. Как будто они виноваты.
АНХЕЛИНА. Какой это был ужас, Господи, - тридцать ночей мы слышали, как плачет взрослый мужчина, и всё повторяет: «Аделаида, Аделаида, Аделаида»...
… Он сказал: «Мой сын принадлежит мне одному. Будет жить чистым - без женщин и без книг. Станет, как дикий зверь, зато не узнает горя». Может быть, он и не был сумасшедшим.
***
- Отец называл имена звезд: Альдебаран, Андромеда... И ещё говорил одно слово, тихо-тихо: «Аделаида»...
...Есть такая звезда - Аделаида?
(А.Касона "Дикарь")
Очередная песня, история которой удивила меня. "Аделаида" Гребенщикова выросла из двух историй сразу. Первая - о том, как приятельница БГ, студентка ЛГИТМИКа, попросила его написать песню для своего дипломного спектакля по пьесе Алехандро Касоны и как БГ "под заказ" создал одно из своих прекраснейших произведений. А вторая - о красавице Маргарите, юноше Пабло и его безумном отце, собственно лирическом герое песни. И теперь первое, что встает перед глазами при звуках "Аделаиды", - хижина в горах,овеваемая осенним ветром, сидящий у огня безумец, его маленький сын и косуля, пригревшаяся возле печки.
Пьесу Касоны "Дикарь", которую я буду нахваливать, можно скачать в библиотеке Александра Чупина (к слову сказать, библиотека замечательная) -
вот тут. А пока - немного о пьесе и несколько моих любимых цитат.
История с Аделаидой - неверной, но горячо любимой женой, что погибла во время кораблекрушения - вынесена за рамки пьесы. Покинутый ею безумец так и не появится на сцене. Он умер незадолго до происходящих событий. В мир цивилизованных людей прибывает его сын - дикарь, выросший "без женщин и без книг". Две тетки - милые старые девы, крайне озабоченные судьбой племянника, выписывают ему из города молоденькую учительницу, сиречь и воспитательницу. Вот только одна незадача - ученику уже двадцать четыре года... И ему тоже есть чему научить рафинированную горожанку Маргариту.
Пьеса прекрасна, наивна и нежна. По-испански страстна и целомудренна. Читается на одном дыхании.
МАТИЛЬДА. Какой дикарь! Поцеловать вот так, насильно!
МАРГА. Нет, он ещё не научился целовать. Он меня укусил.
***
МАРГА. Что ты читал?
ПАБЛО. Всего понемногу. Никак не кончу эту нудную повесть - столько действующих лиц, а трюки всё те же, тот же грабеж, те же убийства.
МАРГА. Какую повесть?
ПАБЛО. Вот - «Всеобщая история».
***
АНХЕЛИНА. Как занятно! Он и «Европа» и «Америка» пишет с маленькой буквы. А слово «женщина» - с большой. Что это, по-вашему?
РОЛДАН. Три орфографические ошибки.
***
ЛУЛУ. Вам будет очень интересно послушать, что думает профессор об обезьянах. Они заперты в подвале, а в лаборатории производятся опыты. Профессор делает им разные уколы и смотрит, что получится.
ПАБЛО. Уколы? Тогда, мне кажется, интереснее послушать, что думают обезьяны о профессоре.
***
ПРФЕССОР (торжествует). Говорил я вам! Основные пристрастия первобытного человека. (Записывает.) И, без всякого сомнения, ещё одна страсть - война.
ПАБЛО. Нет, это - нет. Куда мне! Я просто жалкий дикарь. Войной занимаются люди цивилизованные.
(А.Касона "Дикарь")
А в заключение - вспомним, с чего я начала этот пост... и послушаем вместе.
Click to view