В России всегда ( по видимому, и сейчас) реализовывался, несмотря на все потуги интеллигенции, принцип "Народ и Власть едины". Поэтому обзор положения евреев в России сделан в виде обзора отношения к ним властей.
Александр Первый.
Александр I Павлович (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург - 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) - Император и Самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года), проведший в России умеренно-либеральные реформы. Старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.
К началу царствования Александра Первого в России существовало множество разноречивых законодательных актов о евреях, изданных, в основном, при Екатерине Первой. Кроме того, в Сенате накопился ряд жалоб от евреев на их положение и нарушение прав. Указанные обстоятельства требовали пересмотра еврейского законодательства. Император учредил Комитет, который мог бы "представить виды для общего положения о евреях", при этом "разные обстоятельства, до евреев относящиеся, самому государю в проезд через польские губернии представившиеся, и разные представления о положении их меру сию его величества нужной почитать заставляют" .
Николай I
Никола́й I (25 июня [6 июля] 1796, Царское Село, Российская империя - 18 февраля [2 марта] 1855, Санкт-Петербург, Российская империя) - император Всероссийский с 19 ноября (1 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта) 1855, царь Польский (единственный коронованный польский монарх из числа Всероссийских императоров[3]) и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.
Николай I правил страной тридцать лет - с 1825 по 1855 год. На смену Александру I пришел император, который желал, чтобы у всех были одни и те же мысли и взгляды, угодные правительству. Зa тридцать лет правления Николая I увидело свет огромное количество правительственных указов о евреях.
В 1827 году Николай I подписал указ "О рекрутской повинности". Военной службе придавали характер "воспитательной меры" для подавления "фанатизма" не поддающейся влиянию еврейской народности. Предполагали заранее, что еврейский солдат в казарме, оторванный от родной среды и принуждаемый командирами, волей-неволей откажется от прежнего образа жизни и, в конце концов, перейдет в христианство. В отличие от других, их призывали в армию не с восемнадцати, а с двенадцати лет. Совершеннолетних определяли сразу же на действительную службу, а малолетних - с двенадцати и до восемнадцати лет - направляли в батальоны и в школы кантонистов "для приготовления к военной службе".
Руководители кагалов и ответственные за призыв должны были непременно набрать требуемое количество рекрутов, не то их самих - в наказание - брали в армию. И потому каждый кагал содержал сыщиков и стражников, которые устраивали ночные облавы или ловили в окрестностях города уклонявшихся от призыва
Николай I был инициатором многих ограничительных законов и вникал практически во все мелочи еврейской жизни, хотя огромная Российская империя предоставляла ему массу иных забот. Своими постановлениями правительство вторгалось во все области внутренней жизни евреев и даже попыталось изменить их внешний облик. В какой-то момент в Петербурге решили, что традиционная одежда "отталкивает евреев от всякого сообщения с христианами", и решили эту одежду искоренить. Власти ввели особый налог на «шитье еврейской одежды со всякого мужского и женского верхнего платья». В 1844 году налог ввели уже не на шитье, а на ношение еврейской одежды. Российские евреи усматривали в политике властей покушение на их веру.
Александр II
Александр II Николаевич (17 [29] апреля 1818, Москва - 1 [13] марта 1881, Санкт-Петербург) - Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855-1881) из династии Романовых.Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года - императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны. Погиб в результате террористического акта, организованного тайной революционной организацией «Народная воля».
К моменту вступления Александра II на престол стало ясно, что жесткая «еврейская политика» Николая I оказалась неудовлетворительной и требовала пересмотра. Александр II, считавшийся либералом, был непоследователен, особенно в еврейском вопросе.
С 1841 г. начала осуществляться программа еврейской реформы, составленная Государственным советом, согласно которой предлагалось произвести «разбор» или сортировку евреев, разделив их на «полезных» и «бесполезных» или вредных; к первым предполагалось отнести гильдейских купцов, цеховых ремесленников, земледельцев и мещан оседлых, ко вторым - мещан неоседлых. Мещанами неоседлыми становилась вся масса бедняков, для которых предусматривались различные (репрессивные) меры - в частности, усиленная рекрутчина с тройной нормой взятия рекрутов по сравнению с нормой для христиан - с целью обращения к "полезному" труду.
В царствование Александра II значительное внимание уделялось образованию евреев. В части традиционного образования правительство стремилось поставить под свой контроль подготовку раввинов и меламедов, усилить светские элементы в образовании, а раввинов сделать проводниками правительственной политики. На воспитанников раввинских училищ распространили льготы, предоставленные евреям, обучающимся в гимназиях
Предпринимались усилия для привлечения евреев в общие учебные заведения, в том числе высшие. С января 1863 г. из сумм свечного сбора стали выделять 24 тыс. руб. ежегодно для еврейского юношества, получающего образование в общих низших и средних учебных заведениях Министерства народного просвещения. Эта сумма шла на стипендии ученикам - от 25 до 60 руб. серебром в год. В 1864 г. в принятом уставе гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения было подтверждено, что в них обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания.
В 1865 г. евреям (и полякам) запретили покупать, арендовать, брать в управление и залог земли в западных губерниях. Евреи могли быть только винокурами и арендаторами корчем. В 1866 г. было прекращено переселение евреев в земледельческие колонии и отчисление денег на эти цели из сумм коробочных сборов.
Многочисленные противоречия в законах, циркулярах и разъяснениях по еврейскому вопросу вновь заставили правительство вернуться к нему.
Хотя законодательство и декларировало свободу вероисповедания, в действительности многие относились к иудейству как к едва терпимой религии. Сохранялся принцип, по которому лишь принятие христианства (прежде всего православия) делало еврея полноправным. Был установлен пониженный возраст религиозного совершеннолетия: в 14 лет подросток мог креститься без согласия родителей при наступлении правового совершеннолетия в 21 год. С разрешения министра внутренних дел дозволялся переход в православие и в более раннем возрасте.
Во второй половине царствования Александра II первоначально более или менее либеральная политика в области еврейского вопроса стала ужесточаться. Все реформы Александра II в части еврейского вопроса носили крайне ограниченный характер и касались лишь очень небольшой части евреев. Основная же масса еврейского населения оставалась бесправной и обездоленной.
Александр III.
Алекаа́ндр III Александрович (26 февраля [10 марта] 1845, Аничков дворец, Санкт-Петербург - 20 октября [1 ноября] 1894, Ливадийский дворец, Крым) - император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский с 1 [13] марта 1881 года. Консерватор.
Сын императора Александра II и внук Николая I; отец последнего российского монарха Николая II.
Даже люди из ближнего круга царя характеризовали его «умственным пигмеем» и «венценосным Митрофанушкой». Говорили, что он не отличался широтой интересов, сызмальства выказывал “тупость и упрямство”, что все науки были ему скучны, а нравились разве только верховая езда, обращение с оружием и физические упражнения, благо был этот монарх настоящим богатырем и обладал недюжинной физической силой.
Александр III резко ужесточил политику в отношении евреев, отняв надежду на позитивные перемены. Все это сделало правление Александра III самым трагическим временем в истории российских евреев.
Александр III видел вокруг всевластие могущественной “жидовской спайки”. Политическим идеалом Александра III, было государство с одним народом, одним языком, одной религией и одной формой администрации. На одном из ходатайств, сетующих на ограничение в правах русских евреев, он отметил на полях: “...Они забывают страшные слова их предков. Кровь Его на нас и на чадах наших! Вот в чем вся их гибель и проклятие Небес!”. И ещё в том же духе: “Если судьба евреев печальна, то она предначертана Евангелием”.
Из всех российских монархов ему более всего была близка отличавшаяся воинствующей юдофобией императрица Елизавета Петровна с ее знаменитым: “От врагов Иисуса Христа не желаю интересной прибыли!” Александр III отличался не только антисемитизмом религиозным, но и этническим, расовым.
Александр, считал, что крещение евреев вызывалось не искренним убеждением, а каким-либо житейским расчётом; когда же эти расчёты не оправдывались, выкрест большею частью опять “совращался” в иудейство. Александра III весьма раздражало даже чисто внешнее сходство с евреями, в том числе и в собственном семействе! Он не жаловал детей великого князя Михаила Николаевича Романова по причине их “несколько еврейского типа” внешности. Царь долго не соглашался на брак Александра Михайловича с великой княгиней Ксенией Александровной.
3 апреля 1881 г. в Петербурге были казнены наиболее видные «первомартовцы» (участники цареубийства Александра II), а уже 29 апреля 1881 г. был обнародован написанный Константином Победоносцевым царский Манифест «О незыблемости самодержавия». Одновременно почти в шестистах населенных пунктах на юге и западе России прокатилась волна погромов. В местной печати велась подстрекательская агитация, призывавшая разделаться, наконец, с жидами-эксплуататорами. В низах сложилось стойкое убеждение, что имущество и сама личность еврея не пользуются охраной закона, что нехристей можно безнаказанно грабить и громить. Личное отношение императора к погромам видно из слов в разговоре с Варшавским генерал-губернатором Иосифом Гурко: “В глубине души я всегда рад, когда бьют евреев”. А вот текст. одной из полицейских прокламаций: “Знаете ли вы, братья и сёстры, рабочие и крестьяне, кто главный виновник всех наших несчастий? Знаете ли вы, что евреи всего мира… объединились в союз и решили полностью разрушить Россию? Рвите на части, убивайте этих врагов Христовых, как только завидите”.
Александр III на донесении о погроме в Ростове написал “Весьма печально, но этому конца я не предвижу; слишком эти жиды опротивели русским, и пока они будут эксплуатировать христиан, эта ненависть не уменьшится”. .
Принципиально новым стал подход самодержавной власти к евреям. Прежняя долгосрочная цель их “слияния” (“сближения”) с общим была объявлена недостижимой, а потому “всякое направление дела в этом смысле, как не обещающее успеха, должно [было] быть оставлено”. На смену проводимой государственной политики Николая I и Александра II ассимиляции евреев пришло неукротимое стремление Александра III превратить их в изгоев, всячески оградив коренное население империи от их “зловредного” влияния.
Александр III с самого начала был поборником иммиграции евреев за границу.В своём антиеврейском запале царь едва ли уступал своему брату, великому князю Сергею Александровичу, ставшему московским градоначальником и генерал-губернатором. Это был ультра-ретроград, помешанный на тотальной идее мирового еврейского заговора. Сергей Александрович довёл Москву до почти революционного состояния. Благодаря этой политике произошла удивительная метаморфоза: из трусливых людей евреи превратились в революционеров, бомбистов, террористов, пытаясь отвоевать элементарные права, не только свои, но и всего российского народа.
Отношение Александра III к евреям это апофеоз злобствования, безграмотности и узколобой мстительности. При этом Царе-Миротворце изгнания, депортации, аресты и избиения стали уделом отнюдь не мирной жизни российских евреев.
Николай II
Николай II Александрович (6 [18] мая 1868, Царское Село - 17 июля 1918, Екатеринбург) - император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский (20 октября [1 ноября] 1894 - 2 [15] марта 1917). Из императорского дома Романовых. Полковник гвардии (1892); кроме того, от британских монархов имел звания адмирала флота (28 мая [10 июня] 1908 года) и фельдмаршала британской армии (18 [31] декабря 1915 года). Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции в марте 1917 года,
Александр III не любил немцев. Николай II - японцев. Но больше всего оба не любили евреев. Антисемитизм - это, пожалуй, единственное, что унаследовал сын от отца в полной мере.
Последний российский император Николай II, вступив на престол, не оправдал надежды общества на благотворные перемены. Его аттестовали “Маленьким и Ничтожным”, имея в виду не только внешность, но и дух.
В конце XIX - начале ХХ века более чем пятимиллионное еврейское население Российской империи подвергалось открытой дискриминации, преследованиям, унижениям. Причинами их были религиозная нетерпимость и связанные с нею предубеждения, страх перед экономической и иной конкуренцией, сомнения в лояльности евреев «престолу и отечеству» и т.д. Дискриминация начиналась с выбора местожительства. Подавляющее большинство российских евреев имело право жить лишь в пределах так называемой «черты оседлости» - в западных и южных губерниях, где ко времени присоединения этих территорий к России уже проживали их предки или где ощущалась потребность освоить пустующие земли. Однако и внутри «черты» было множество ограничений. В 1882 году евреям запретили поселяться в сельских местностях, что на деле сократило площадь за «чертой» процентов на девяносто. Стиснутая в городках и местечках, лишенная полноценной свободы выбора занятий, бОльшая часть евреев прозябала в бедности.
Лишь немногие «лица иудейского вероисповедания» в эпоху либеральных реформ 60-70-х годов XIX века имели право жить на других территориях России: купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, мастера дефицитных в то время ремесел. Временно там могли проживать студенты, ученики ремесленников, купцы низших гильдий. В Москве на улицах и вокзалах ловили прохожих с «семитскими лицами» и препровождали в участки для проверки документов. В Киеве не реже раза в неделю устраивались ночные облавы в гостиницах и постоялых дворах. Периодически из городов изгоняли и тех, кто ранее уже получил право жительства (в 1888-м - из Ялты, в 1891-1892-м - из Москвы).
Государственная служба для евреев была закрыта, доступ к свободным профессиям (например, адвоката) ограничивался. В армии еврей не мог быть даже унтер-офицером. В гвардию и пограничные войска его не допускали. С 1890 года евреев лишили права избирать и избираться в органы местного самоуправления (земства, городские думы).
Ограничения в допуске к образованию. С 1886-1887-го в высших и средних учебных заведениях для евреев определили так называемую «процентную норму»: 10 процентов в черте оседлости, 5 вне ее и 3 в столицах (в 1908-м, а затем 1915-м столичную «норму» слегка повысили).
О погромах. Их можно назвать «вопиющим нарушением основополагающего права на жизнь и личную безопасность». Первая волна еврейских погромов прокатилась по югу России в 1881-1884 годах. В 1903-м мир потряс чудовищный погром в Кишиневе. В 1905-1907 годах «черная сотня» свирепствовала в десятках городов. В одной Одессе было убито свыше трехсот евреев.
По свидетельству кишиневского губернатора князя Урусова, царская бюрократия и офицерство рассматривали погромы как «естественное явление», «пример борьбы здорового народного организма с внедрившейся в него заразой».
Одним из наиболее отвратительных проявлений государственного антисемитизма были фабрикуемые время от времени дела по обвинению евреев в так называемых «ритуальных» убийствах (самое нашумевшее среди них - «дело Бейлиса»1912 года).
Дискриминация, преследования, унижение человеческого достоинства выталкивали евреев из России (с 1881 по 1914 годы - 1,9 млн. человек). Основной поток эмигрантов направлялся в Америку, те, кто принял идеи сионизма, переселялись в Палестину.
Поэтому неудивительно, что доля евреев среди революционеров был много выше их доли в населении. Распространились среди них сочувствие или, по меньшей мере, терпимость к революционной деятельности. И это понятно - ведь из революционного лагеря исходили изьявления солидарности, осуждение антисемитизма, обещания полного равноправия. Там и только там евреи принимались на равных.
Начавшаяся в 1914-м мировая война принесла евреям новые испытания. После поражений и отступления русской армии в 1915 году верховное командование сочло за благо возложить ответственность за неудачи на привычного козла отпущения. По всему тысячекилометровому фронту военные суды приступили к фабрикации шпионских дел против евреев. Повешено было множество невинных. Затем решили полностью выдворить «вредный элемент» из прифронтовых областей. Неописуемо творившееся во время этих эвакуаций. Вся еврейская масса была до крайности озлоблена и приходила в районы нового водворения революционно настроенной. Дошло до того, что военные власти запретили использовать еврейский алфавит в печати и даже в частной переписке.
Властям требовалось подвести фундамент под всё усиливавшийся государственный антисемитизм. С этой целью была сфабрикована фальшивка “Протоколы сионских мудрецов”. “Протоколы” в виде брошюры были изданы под редакцией религиозного писателя Сергея Нилуса и появились в 1905 году. Они произвели на российское общество ошеломляющее впечатление.
Но, министр внутренних дел Столыпин объявил, что “Протоколы” - подделка, причем весьма грубо сработанная. Проведенное под его руководством расследование подтвердило, что это “произведение” родом из Франции, причем оригинал текста с евреями никак не был связан, и сфабрикован полковником Департамента полиции Петром Рачковским, в чем ему помогали журналист Матвей Головинский и агент Охранки Иван Манасевич-Мануйлов. Результат расследования потряс царя. Он начертал в сердцах: ” «Протоколы” изъять, нельзя чистое дело защищать грязными руками”
Столыпин хотел понять и объяснить психологию российских евреев. Он, в частности, говорил: “Евреи бросают бомбы. А вы знаете, в каких условиях живут они в Западном крае? Вы видели еврейскую бедноту?.. Я, конечно, погромов не допущу. И в порыве справедливого даже недовольства, нельзя забывать неправильность мерить всех на один аршин. Нельзя заставлять страдать ни в чем не виновных за виновных. Я знаю, чем вызываются всякие самосуды. Это выплеск кипятка из наполненной до краёв чаши, порыв пара, непредусмотрительно закрытого, которому не дано естественного выхода. Я, как русский, верен родному национализму, но я именно потому, что русский, не могу быть ненавистником инородцев, в том числе и евреев. Это будет противно и нашей религии, и природе русского человека”.
“Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!”, “Не запугаете!” - эти слова из выступлений Столыпина перед депутатами стали крылатыми. А в начале октября 1906 года на очередном заседании Совета министров он предложил обсудить конфиденциальный вопрос об отмене некоторых ограничений в отношении евреев, которые, по его мнению, раздражают еврейское население, питают революцию, вызывают критику России за границей, включая Америку, однако же не приносят реальной пользы.
Васти стали лишать евреев даже тех ограниченных прав, которые были им даны во время революции 1905 года.Совет министров установил новую процентную норму для государственных средних учебных заведений: число евреев в них не должно было превышать в черте оседлости 15%, во внутренних губерниях - 10 %, в Москве и Петербурге - 5% .Процентная норма в государственных высших учебных заведениях вынуждала многих евреев поступать в частные институты (многие уезжали учиться за границу). .
С начала ХХ века антисемитизм в России начал приобретать уже откровенно расовые черты. В принятом в 1910 года уставе 2-й мужской гимназии в Полтаве, содержавшейся дворянством, говорилось, что в нее не принимаются евреи, а также лица, «рожденные в иудейской вере», но принявшие потом христианство. Крещеных евреев и их детей перестали принимать в Военно-медицинскую академию. Даже ее начальнику, выкресту Александру Данилевскому, не удалось добиться принятия в академию его собственного сына. В изданных в 1912 году дополнениях к «Правилам о приеме в кадетские корпуса», запрещалось зачислять в них детей еврейского происхождения, даже если крестились их отцы или деды. Примечательно, что и в Воинском уставе 1912 года дискриминация евреев уже стала тотальной.
Непоследовательная политика царя привела к радикализации части еврейской молодежи, которая ушла в террор и революцию. Терпимость к революционной деятельности была присуща именно еврейской среде - из левого революционного лагеря раздавались призывы к солидарности, осуждению антисемитизма, нарушению обещания равноправия и т.д. По существу только там-то евреи и принимались на равных.
Трагический парадокс конца XIX-начала XX вв. был в том, что разрушение самодержавия представляло для страны не меньшую опасность, чем оно само.
Февральская революция 1917 года.
Февральская револю́ция 1917 года в Росси́и это массовые антиправительственные выступления петроградских рабочих и солдат петроградского гарнизона, приведшее к свержению российской монархии и созданию Временного правительства, сосредоточившего в своих руках всю законодательную и исполнительную власть в России. Революционные события охватили период конца февраля - начала марта 1917 года (по юлианскому календарю, действовавшему в то время в России).
Поддержка Февральской революции со стороны еврейства была почти всеобщей, еще с 1880- гг. императорская власть стремительно утратила поддержку широких слоев еврейства, особенно с 1905 года. До этого еврейство еще на что-то надеялось (гражданские права, отмена черты оседлости, расширение категорий, на которые ограничения не распространялись), но в 1905-1907 гг. существующая власть и лично император предстали как принципиальные противники таких изменений.
Когда в марте 1917 года царизм пал, один из первых декретов Временного правительства касался именно евреев, был издан Закон “Об отмене вероисповедных и национальных ограничений”. Основным политическим требованием момента было гражданское равноправие. Именно на основе этого Закона евреи были уравнены в правах.
Тому обстоятельству, что революция и полноправие евреев свершились в Пурим - праздник чудесного освобождения евреев от очередного притеснителя - они придавали мистическое значение. Многие евреи были приняты в военные училища, куда прежде путь им был заказан. К маю 1917 года в них, а также в школы прапорщиков было зачислено 2600 евреев, а к лету 1917 года в одном только Киевском Константиновском училище офицерами стали 131 студента-еврея; в Одессе же офицерские погоны надели 160 евреев.
Но к событиям февраля 1917-го в Петрограде и Ставке, которые привели к крушению царского режима, евреи были практически непричастны. В новое правительство не вошел ни один еврей
Окрепло сионистское движение. В Харькове, Минске, Ростове-на-Дону происходили многотысячные митинги. А в Петербурге состоялась Всероссийская конференция сионистов, на которой 552 делегата представляли 140 тыс. членов сионистских организаций. Антисемитизм, в том числе бытовой, ничуть не отступил, а разразился с новой силой. Стали говорить о еврейском засилье, об их чрезмерном участии в потрясении основ государства. Власти менялись, но погромы не прекращались, а вспыхивали с новой силой. С сентября и до конца 1917 года они прокатились по 60 городам и селениям Киевской, Подольской и Волынской губерний.
Безнаказанность воодушевляла и поощряла крестьян, которые верили, что солдаты присланы центральной властью для расправы с евреями. Погромная ситуация была и в самом Петрограде. Появились прокламации, призывающие к расправе над евреями. Против меньшевиков раздавались грубые выкрики: “Долой их! Это все жидовские морды!”. Евреи объявлялись и главными носителями большевизма.
ЕВРЕИ И "БОЛЬШИВИСТСКИЙ" РЕЖИМ.
Накануне Октября евреи составляли не более 5 процентов численности РСДРП(б). Но в ЦК большевиков евреев (ассимилированных) было около трети, и среди них ближайшие соратники Ленина - Троцкий, Зиновьев, Свердлов и др.
Еще в 1897 году на Первом сионистском конгрессе Макс Нордау заявил : "Есть и такие, которые восставая против лжи новых маранов, но чувствуя себя слишком эмоционально связанными со страной проживания для принятия сионизма, бросаются в армию дичайшей революции, которая обещает разрушить весь существующий порядок и построить новый, в который ненависть к евреям не будет перенесена из-под развалин старого". Именно "такие", поверившие в интернациональный мир без эксплуатации и дискриминации, который наступит после мировой пролетарской революции, составили "еврейское ядро" большевиков.
Незадолго до начала 1-ой Мировой войны молодой российский эмигрант еврей Бер Борохов еврейский политический деятель, идеолог рабочего сионизма, один из лидеров движения «Поалей Цион», присутствовал на лекции Ленина в Льеже, Бельгия. Когда лекция закончилась, Борохов встал и начал излагать основы социалистического сионизма. Ленин улыбнулся и назвал это смешением цветов - попыткой быть "здесь и там". Вы, сказал будущий лидер Советского Союза, пытаетесь усидеть на двух стульях. Проблема в том, что Вы не на двух стульях, а в пустом пространстве между ними.
Ленин опасался, что задержка мировой революции погубит Советскую власть в России.
В политическом отчете Центрального Комитета 7 марта 1918 г. на седьмом экстренном съезде РКП(б), Ленин писал «Если смотреть во всемирно-историческом масштабе, то не подлежит никакому сомнению, что конечная победа нашей революции, если бы она осталась одинокой, если бы не было революционного движения в других странах, была бы безнадежной...абсолютная истина, что без немецкой революции мы погибли... если немецкая революция не наступит, - мы погибнем» .
Ленин 01. 10. 1918 писал:«…Международная революция приблизилась… на такое расстояние, что с ней надо считаться как с событием дней ближайших»
Взять власть в России, в ожидании мировой революции, не составляло особых трудностей, поскольку тогда в стране, по выражению организатора Октябрьского переворота Троцкого, "сложилось двоевластие, которое вернее бы назвать двоебезвластием". Но как ее удержать в условиях когда мировая революция все не наступала ( особенно надеялись на Германию)? Ленин стал инициатором широкого выдвижения евреев на ведущие посты в государственном и партийном аппарате, поскольку старый госаппарат саботировал приказы советской власти, да и "еврейский" партаппарат, по мнению Ленина, был надежней. " Большую службу революции сослужил также тот факт, что из-за войны значительное количество еврейской средней интеллигенции оказалось в русских городах. Они сорвали тот генеральный саботаж, с которым мы встретились сразу после Октябрьской революции и который был нам крайне опасен. Еврейские элементы, хотя далеко не все, саботировали этот саботаж и этим выручили революцию в трудный момент.
Мнение М. Горького о большом значении этих элементов. Ленин считал совершенно правильным, хотя признал нецелесообразным особенно выделять этот момент в прессе по целому ряду причин, но подчеркнул, что овладеть государственным аппаратом и значительно его видоизменить нам удалось только благодаря этому резерву грамотных, и более или менее толковых, трезвых новых чиновников". - С. Диманштейн. Н. Ленин о еврейском вопросе в России [Введение], "Пролетарий", г. Запорожье, 1924
Началась Гражданская война. "Арийские воины" всех сторон, участвующих в военных действиях, были настроены погромно. Но характерна реакция на это соответствующего командования. Командующий Белой армией генерал-лейтенант Деникин распорядился не зачислять на офицерские должности евреев. Генеральный секретарь по военным делам УНР Петлюра заявил, что не может воевать против собственной армии. Командующий Революционной повстанческой армией Украины Махно предложил раздать евреям оружие, чтобы они защищались сами. В Красной армии, по приказу Председателя РВС Троцкого, расстреливали перед строем каждого десятого из части, замешанной в погроме.
Гражданская война закончилась полной победой большевиков, но умер Ленин, мировая революция не наступала. В 1922 году Россию обозвали Союзом Советских Социалистических Республик с претенциозным гербом - вполне в духе "перманентной революции" Троцкого, постепенного распространения по планете коммунистического режима. Сталин же решил реставрировать Российскую империю в варианте "государственного крепостничества и реакционного национализма", по выражению В.Набокова.
Сталинский режим довольно медленно эволюционировал к "государственному крепостничеству и реакционному национализму". Многие не замечали этой эволюции. Критическими пунктами условно можно назвать "великий перелом" 1929 года - отмена НЭПа, колхозное закрепощение крестьян и др. , "большой террор" 1937 года - уничтожение старой гвардии и др., "Сталинградская битва" 1943 года - разгон Коминтерна, реставрация РПЦ, установление духа царской армии в Советской и др. Самым мрачным, как это не парадоксально, был послевоенный период - истощенная разрушенная страна, и, как следствие, дремучий национализм и антисемитизм.
Реставрация имперских порядков неминуемо вела к восстановлению государственного антисемитизма. Вряд ли Сталин был "бытовым антисемитом", но он часто использовал антисемитизм в политических целях - для борьбы с Троцким, для проведения "большого террора", для противостояния Западу. К тому же, в последние годы своей жизни он сильно болел и вряд ли был адекватен. Был раскрыт "сионистский заговор" в Министерстве государственной безопасности во главе с Министром МГБ русским генерал-полковником Абакумовым. Заболевший незначительной простудой Сталин, опасаясь попытки отравления врачами, приказал охране выкинуть "кремлевские" лекарства и купить такие же в деревенской аптеке.
Пришедший к власти после смерти Сталина бездарный, сумасбродный, шатающийся из стороны в сторону, Хрущев заложил основы постоянной политики государственного антисемитизма и антиизраилизма. Застойный режим Брежнева, в его старании ничего не менять, сохранял эту политику, тем более, что "на их (антисемитов- Б.А) стороне хоть и нету законов - поддержка всех наших двухсот миллионов".
"Ходить бывает склизко
По камешкам иным,
Итак, о том, что близко,
Мы лучше умолчим" - тем более, что я, Слава Б-гу, вне России уже тридцать лет.