В приложении "Кенес Йерушалаим 21" к N1084 еженедельника "беШева " опубликована статья Мири Бен- Давид Леви " Вместе или поодиночке", посвящённая возможному состоянию израильского общества после продолжающейся до сих пор войны. Эта статья побудила и меня высказать своё мнение.
"После тяжёлого года поляризации и беспричинной ненависти разразилась война, и стало важным чувство единства народа. Но останется ли народ единым после войны? Несмотря на все разногласия и всякие трещины, в наших ли силах остаться едиными? Мнения об этом различны, но все соглашаются, что ответственность за это, в первую очередь, лежит на каждом из нас " - написано в этой статье . К единству, почему-то, призывают только "умеренные ".религиозные сионисты.
Хотя автор нижеследующего высказывания, разумеется, ненавидим мною, но всё-таки…"Евреи единодушны лишь до тех пор, пока им угрожает общая опасность или пока их привлекает общая добыча. Как только исчезают эти два импульса, сейчас же вступает в свои права самый резко выраженный эгоизм. Народ, который только что казался единодушным, тут же превращается в стаю голодных грызущихся друг с другом крыс" - Йимах шемо шель мехабер.
По-моему, дело не в разногласиях, трещинах и резко выраженном эгоизме еврейского населения Израиля. Светский, а другого первоначально и не было, сионизм возник как реакция на зверский европейский , особенно зверский восточноевропейский, антисемитизм. См. программную речь Макса Нордау на Первом сионистском конгрессе в Цюрихе. По мнению Нордау, если бы положение евреев во всех европейских странах в конце 19 века было бы столь же хорошим, как их положение в Англии, то никакой сионизм был бы не нужен. Сейчас 21 век. И надо честно признать, что положение евреев, во всяком случае пока, во всех странах Запада даже лучше, чем было их положение в Англии в конце 19 века. Галут перестал быть унизительным и нищим. Участники почти всех антисемитских инцидентов в странах Запада это иммигранты мусульмане, м вызваны эти инциденты положением на Ближнем Востоке.
Поскольку евреи не могут жить без "тотальной идеологии", таковой сначала был модный во всём мире в первой половине 20 века социализм. Мода прошла, понятно, что не смогла идеология религиозного сионизма заменить социализм. Либеральный религиозный сионизм рава Рейнеса является, собственно, ухудшенным изданием модного сейчас светского либерализма- пофигизма. А мессианский религиозный сионизм рава Кука, несмотря на декларативную преданность ему, является слишком, во всех отношениях, сложным для "народных масс".
Про харедим - молчу, молчу, молчу!...Но, всё-таки, совсем чуть-чуть. По- моему, харедимный иудаизм по сути это галутный иудаизм.
И всё-таки, не менее половины еврейского населения Израиля сионисты в буквальном смысле слова. Oни хотят жить в своей стране, а не быть приправой в чужом супе. Другая часть, если не имеет капитала, то мечтает реализоваться и нажить его на Западе. А если имеет капитал, то стремится, пока суть да дело, преумножить его, полагая, что с капиталом она не пропадёт, хоть в США, хоть в Зимбабве. Скатертью дорога!