Учёба

Aug 30, 2011 04:53

Предлагаю вам рассказ о том, как я отучился семестр в английском университете в г. Оксфорд: впечатления, сравнение с УПИ, подведение итогов. Описание слегка сдобрено рассуждениями на тему «Кто виноват и что делать?» =).

Мой университет - Oxford Brookes University, по рейтингу английских университетов, составляемым авторитетными английскими изданиями типа The Guardian и The Times, занимает сточку номер 51, и это, надо сказать, очень достойное место в рейтинге. Учусь я в университетской бизнес школе на магистра по специальности MSc Business Management.

Теперь подробнее о самом процессе. Лекции по каждому предмету длятся 3 астрономических часа с перерывами и проходят в удобных аудиториях с мягкими креслами. Ведутся все они в одинаковом формате - профессор рассказывает материал, помогая себе слайдами Power point на экране проектора, а студентам раздаются распечатки слайдов с местами для заметок. Стоит отметить, что никто не читает с бумажки - такое просто невозможно (справедливости ради, стоит отметить, что препод-исключение из правил все-таки был, но он вел лекцию только один раз). У нас, помню, в УПИ такое бывало не раз =)). Все лекторы обладают необходимыми качествами хорошего преподавателя - доходчиво объясняют, взаимодействуют с аудиторией, так называемые Навыки Презентации у всех на высоте, используют power point только чтобы обозначить ключевые моменты, то есть не тупо повторяют, что написано на экране проектора.

Один из предметов - Financial accounting and statistics был построен в очень хорошем формате: 1,5 часа идет лекция, а потом 1,5 часа семинар на компах, закрепление всего того, что только что было озвучено на лекции. Компы все хорошие, компьютерные классы удобные, тоже оборудованы проекторами. Я считаю, этот предмет один из самых важных и очень рад, что он мне, на удивление, очень понравился с самой первой лекции. «На удивление» потому, что я сравниваю с подобными дисциплинами, которые (а главное Как) нам читали в УПИ. Препод очень крутой был, такой типичный англичанин с бородкой)). Он в прошлом руководил большим бизнесом, а сейчас ушел в преподавание. И нам-то как раз преподавали не углубленный бухучет, то есть не то, чему учат бухгалтеров, а фактически то, как называется основной учебник по предмету - Financial accounting for decision makers, что тоже очень круто. Еще один очень классный препод - руководитель всей программы. От него все в восторге вообще). Он прямо умеет держать в напряжении). Но и подкалывает так, что будь здоров)). Но это все в хорошем смысле конечно. У него просто такой очень особый стиль. В конце своей первой лекции он раздавал распечатки, их нужно было подходить и брать индивидуально тк они какие-то очень ценные были. А препод по национальности венгр. И он периодически тем, кто подходил, всякие шуточки отпускал. Когда я подошел, он сказал, улыбаясь, с очень легким акцентом: «Серъёжа»))). Блин мне было так приятно чесслово и одновременно смешно :D. Очень понравился мне предмет Personal development and Leadership. Занятия проходили в следующем формате - сначала немного лекции, остальное семинар. Основная задача курса - наработка навыка рефлексии и так называемого Critical thinking/reading. Суть последнего вкратце значит, что при чтении или обдумывании чего-либо всегда нужно задавать вопросы: Почему автор это написал? Какие конкретно у него могут быть причины, чтобы занимать подобную позицию? и тд. У нас возникали очень интересные дискуссии. Семинары были очень интересные. Мы обсуждали разные вопросы человеческих качеств, адаптивности в контексте международного бизнеса и разных культур и тд.

Самая крутая лекция за все время была по предмету Strategic Perspectives. Препод даже на фоне остальных очень крутых преподов выделялся. Личные качества, интересный материал, способ подачи - все в сумме дало супер лекцию =). Он, помню, рассказывал про современные шопинг моллы, что люди туда приходят чтобы «Spend the money they don’t have on the things they don’t need», и еще он вспомнил фильм Уолл Стрит конца 80х где главный герой Майкла Дугласа говорит «Greed is good» и про те самые гигантские шопинг моллы говорил (препод), что они есть «Temples of greed»))). Еще говорил, что он старается как можно больше использовать велосипед вместо машины и уже прикупил себе земельный участок, где будет сам выращивать продукты. Сама лекция была посвящена корп. соц. ответственности и мы рассматривали интересный кейс-стади: около 30 лет назад где-то в глубинах Индии произошла авария на химическом заводе. Тысячи человек погибли в течение нескольких дней. Сотни тысяч жили и живут сегодня ощущая на себе последствия этого происшествия. Люди живут очень бедно, и чиновникам естественно до них дела нет никакого, но они, собравшись с последними силами, выступили в защиту своих прав. Государство начало что-то делать в принципе только в 90х, спустя много лет после аварии. В итоге решили выплатить компенсацию тем, кто до сих пор жив - 315 фунтов, на каждого умершего - 780 фунтов. Причем там до сих пор пофиг на людей и, судя по всему, собираются продолжить производство. И еще фишка в том, что в СМИ эта авария не получила никакой огласки. То есть корпорации переносят производство в страны третьего мира не только потому, что там дешевая рабочая сила, но и по тому, что если что-нибудь случится, то до людей в этих странах никому не будет дела, хоть там 10 человек погибнет, хоть 10.000. Представьте, если бы подобная авария произошла где-нибудь в Европе или Америке.

Обучение в УПИ ни в какое сравнение не идет по нагрузке. Здесь много времени приходится проводить читая литературу и статьи. А хорошее обучение, как я считаю, невозможно без самостоятельного изучения большого количества различных источников. Вот тут стоит вспомнить одну из главных задач хорошего учителя, как мне кажется - заинтересовать и мотивировать к самообразованию. Прослушал лекцию -> почитал разную литературу -> пришел обратно к учителю обсуждать, что прочитал.

Конечно, если говорить про УПИ, мы сами по большей части виноваты в том, что быстро разленились и не использовали на полную те возможности, которые в некоем количестве у нас все-же были. Но с другой стороны, нельзя не признать того, что сам подход к обучению со стороны упийских преподавателей сильно уступает здешнему. Я не спорю с тем, что нужно в первую очередь усилие со стороны студента. Но если он предпринял такое усилие - он должен находить реальный отклик в преподавателях, желание научить, объяснить (несколько раз, если потребуется), заинтересовать - и все это в исключительно дружелюбной форме. Заинтересовать - ключевой момент, а то получается - ну сделал ты над собой усилие, ну вызубрил все эти тома учебников, а потом получил пятерки, вздохнул с облегчением и без сожаления выкинул все это из головы. Для меня это подкрепляется утверждением, что далеко не все студенты, поступая, например, на Экономический факультет (или Международных отношений), понимают четко, чем конкретно они будут заниматься в будущем. Сужу по личному опыту и общению со сверстниками. Еще, мне кажется, нужно учитывать, что творится в голове студента на 1,2 курсах. В таком возрасте еще нельзя к студенту относиться как к взрослому человеку. У нас тут бакалавры такое творят вечерами..)) Да и мы в свое время были хороши =). Вот магистры - другое дело, но к ним и подход может быть другой. Всегда есть исключения, но я говорю об общей массе студентов. Когда чувствуешь «свободу» - сложно остановиться. Это уже раздел психологии и, на мой взгляд, нужно уделить какое-то время, чтобы понять студента, а не просто - не хочешь, не надо, никто не заставляет. Проще говоря - подходить к делу с душой. А то вот вспомнишь наших тетенек из деканата и некоторых преподавателей… дак о чем тут можно говорить вообще)). Эту дискуссию можно продолжать бесконечно, начиная с того, что уже в школе, возможно, всё не так.. но я просто решил по узкому направлению несколько мыслей высказать. Короче говоря, надо что-то определенно менять в нашей системе образования. Но, как обычно, начинать надо с себя =).

Такое небольшое лирическое отступление получилось. Возвращаемся обратно в Оксфорд. Здесь университет платит баснословные деньги на поддержание своей электронной библиотеки, которая пополняется последними академическими статьями, в том числе из разных профильных журналов и книг. Ну и физическая библиотека тоже на уровне - комп. база данных, пришел - быстро нашел что надо. И еще кучу денег они платят различным авторитетным базам данных и аналитическим организациям, которые мониторят ситуацию в мире и потом эти самые статьи и обзоры пишут, которые люди только за большие деньги могут получить. Система антиплагиата, которая охватывает ВСЕ учебники и статьи работает бесперебойно =). У нас же в универах на это всем пофигу. Хотя, мне одногруппник москвич рассказывал, что у них тоже была такая система, но это все таки Москва.. Вообще я вот думал, что если нашу систему образования и западную как то соединить, взять лучшее от обоих, то получился бы отличный вариант.

В моей группе очень популярный возраст - 27! Большинству кого не спросишь - 27)) но есть и 28,29 и даже 30 (или 31). Я один из самых молодых, таких как я наверно человека 4-5, остальные - старше. Так получается, что мы с одногруппниками вне учебы не особо контактируем. Я в основном со своими соседями куда-либо выбираюсь и общаюсь.

Теперь немного об итогах. Закончился первый семестр. Три месяца подряд: май, июнь, июль было очень тяжело - сплошные курсовые (индивидуальные и групповые) и экзамены. В плане групповых работ мне повезло с составом групп. Я помню, как Сергей С. рассказывал о том, что ему все самому приходилось делать за всех, тк все были жутко тупые)). С теми, с кем я работал в группах у меня, к счастью, все складывалось хорошо - работали дружно и продуктивно. Хотя я слышал истории как у Сосны про некоторые другие группы. Последнюю работу я сдал в 23:39 1го августа за 20 минут до дэдлайна, перед этим просидев перед компом около 35 часов с двумя перерывами на подремать на час и полтора часа))). Как сейчас помню - нажал на кнопку Submit.. полоса загрузки.. загорелась зеленая лампочка «Ваша работа успешно загружена», и как я откинулся назад в кресле «Ну всё… НАКОНЕЦ-ТО! СВОБОДА!» :D

Упи-стайл конечно же тут не проканывает. Все надо начинать делать заранее и должным образом, потому что никаким другим способом кроме как действительно просмотром множества лит-ры/статей, сдать работу на хорошую оценку не получится. Оценки у меня получились разные - от «кола» до «почти идеально» (это 86 из 100). В основном, переводя на русский - четверки и пятерки. Основательно завалил я, как ни странно, свой самый любимый предмет. Причем завалил так, что даже не имел права пойти на пересдачу. Это был письменный экзамен. У нас всего было два письменных экзамена и оба я написал неважно. Курсовые мне давались гораздо лучше. Вероятно, я просто не понял специфику сдачи - Что надо писать, Где и Как.. ну и, просто недоучил. Тоже, справедливости ради, стоит отметить, что со вторым письменным экзаменом произошла некрасивая история - мы даже хотели жалобу писать - мол, на консультации перед экзаменом говорили одно, а оценивали в итоге по совершенно другим критериям, в итоге - 70% группы завалило.. ну да ладно. В общем, тот предмет, что я завалил основательно мне надо проходить снова - слушать все лекции и писать потом экзамен. Этот предмет читают только с января, то есть я остаюсь здесь на дополнительный семестр январь-май 2012. Предмет мне очень нравится, лекции интересные, да и по экзамену я смогу получить максимальную оценку, тк если просто пересдаешь - больше тройки получить нельзя. Единственное что надо будет дополнительно платить за этот предмет.
Ну вот, в принципе, и все, что я хотел рассказать про учебу. Скоро напишу про все остальное и выложу фотографии Оксфорда =).
Previous post Next post
Up