3 лыжных выхода в Подмосковье:
1. Донховка - Конаково - Дубна, 23-25 февраля
2. Калистово - Фрязино, 5 марта
3. Фрязево - Кузяево, 12 марта
1. Донховка - Конаково - Дубна, 23-25 февраля с группой А.Бубнова.
23 февраля. День первый.
На Иваньковское водохранилище идём с целью приблизить условия тренировки к реальным (тундровым).
Выгружаемся из конаковской электрички на платформе Донховка. Пасмурно, недавно прошёл снегопад, в Москве снег сырой, а здесь на радость прохладнее и снег сухой, проблем со скольжением не испытываю (правда, у меня и так пластик). От станции идём в сторону Волги сначала по грунтовке к деревне, затем через неё к дороге М10 - Конаково. Далее неглубокая тропёжка по колее через поле к окраине леса, проход через дачи (здесь тропим уже глубже), затем лес. Проходим пару километров и встаём на обед.
Лесная дорожка выводит нас к дачам, где приятно было разогнаться по укатанной улице. Ещё немного, и мы на Волге. Здесь ждём отстающих, но нам с Леной Сидоркиной мёрзнуть не хочется, и мы устремляемся по буранке вперёд в сторону Конаково, завидев впереди в небе разноцветные купола многочисленных кайтов и нескольких парапланов. Когда подошли ближе, Лена встретила каких-то своих знакомых, так что постоять-помёрзнуть маленько пришлось.
До ледовой переправы долетели легко - по буранке скольжение отличное, а дальше в нужную нам сторону (вперёд и на противоположный от Конаково берег) приходится тропить. На ночлег встаём на левом берегу чуть не доходя большой ЛЭП. Лес здесь хороший, много сушин. А вот далее было бы уже гораздо хуже.
24 февраля. День второй.
Продолжаем путь уже в меньшем количестве: Игорь Лазарев уходит в Конаково, кто-то остаётся у костра. Сперва идём по буранке, рядом рыбаки на машинах даже зимник-автобан раскатали. Но через некоторое время (после поворота Волги) рыбаки заканчиваются, вместе с ними заканчиваются и буранки. Тропим, ведь снега в предыдущие 2-3 дня навалило изрядно, и он ещё не успел зафирноваться и уплотниться. Подвернувшаяся колея от узкоколёсых машин не сильно улучшила дело. На широких лыжах идти по ней было очень не удобно; это только изматывало, хотя и скорость была больше, чем при обычной тропёжке. Изначально планировалось подойти сегодня поближе к Дубне, а завтра утром уехать в Москву на электричке в 10.55. Но планам не суждено было сбыться. Когда сгустились сумерки, до дамбы оставалось ещё километров восемь. Решили не идти в темноте, а ставиться на одном из островов. Выбирая место, наткнулись на оборудованную расчищенную площадку для костра, правда, не приспособленную к тому, что каны будут вешать на тросик. Да и сушин в округе было маловато.
Ужинали с индустриальным видом на Конаково: вдали, на противоположном берегу, из-за леса торчали трубы ГРЭС. Они и валящий из них дым подсвечивались каким-то зелёно-голубым светом, так что картина была впечатляющая.
25 февраля. День третий и последний.
После рассвета водохранилище в миг покрылось многочисленными рыбаками.
Завтрак приготавливаю быстро, но после еды и сбора палатки народ ещё час занимается непонятно чем. В результате на 11-часовую электричку из Большой Волги уже точно не рассчитываю. А следующая только в 15.00, не считая экспресса в 13.15, но он с тётками.
Хоть и не торопимся, но всё же быстро летим по буранке, и через час-полтора мы уже идём по дамбе. Проходим ряды машин, и выйдя на асфальт, уезжаем на автобусе к станции Большая Волга. Один за другим все соглашаются ехать на экспрессе в 13.15 за 140 р., но и его ещё надо ждать. Дорога на Москву рядом, на АЗС отличная позиция, и я вскоре уезжаю на мерсе, разумеется сразу до Москвы. В выходные довольно неплохой поток рыбаков, и я ехал с одним из них. Поскольку рыбалка шла не важно, он решил свернуться пораньше. Представляю себе поток машин, который будет когда остальные три сотни рыбаков устремятся домой.
Хоть и слегка постояли в пробке у Долгопрудного, в Москву приезжаем разумеется раньше экспресса. Шокируя людей своими бахилами, залезаю в трамвай и еду домой.
2. Калистово - Фрязино, 5 марта
Краткое описание маршрута -
<здесь>,
километровка маршрута -
<здесь>.
В Калистово из электрички выходит толпа людей с лыжами, но все устремляются в сторону Морозок. Однако мне пока везёт: лыжня в сторону Фрязино лишь слегка присыпана хлопьями свежего снега. Похоже, часа два назад здесь прошла группа.
Очень красивый день, хоть и пасмурно. Зато деревья все стоят как хрустальные. Пожалел, что не взял фотоаппарат.
Лыжня промаркирована красными бумажками с надписью "Калистово-Фрязино 2006", но перед выходом к Ярославке протропленная лыжня сворачивает с маркировки. Как позже выяснилось, она обходила карьер.
Переход через Ярославку очень удобен: не снимая лыж по трубе под трассой.
В лесу перед жд Софрино - Красноармейск встретил пару локальных лыжников. После Красноармейской жд и поля лыжня вышла на газопровод, а при пересечении свежерасчищенной дороги Никольское - Васюково потерялась. Здесь я поплутал некоторое время, нашёл маркировку (метров 250 по дороге в сторону Васюково), но лыжня была старой, почти заметённой. По ней спустился к Талице, затем налево вдоль речки, и через полкилометра вышел к мостику через речку. Тут пришла свежая лыжня из Васюково.
После мостика лыжня забралась на склон и вышла на газопровод. Накатанная лыжня пересекла газопровод и ушла, вероятно, в Зеленоградскую. А по газопроводу в сторону Фрязино - полузаметённая колея. Выйдя на поле, обнаружил расчищенную дорогу и продолжил путь по ней. Навстречу лыжник, но, увы, не из Фрязино, а тоже локальный. Надо заметить, что это был последний человек встреченный на пути Калистово - Фрязино. После Чекмово дорога уходит в неподходящем направлении, пришлось тропить по газопроводу. Лыжня временами угадывалась, но на поле перед Царёво исчезла вовсе.
Перейдя дорогу Пушкино - Красноармейск, пошёл по маркировке, но она завела меня в лес к оборудованному месту для костра с аккуратно сложенной поленницей, накрытой полиэтиленом. Далее маркировка исчезла. Поплутав по лесу вышел туда, где по идее должна идти лыжня, и не ошибся. На окраине поля по газопроводу даже была свежая лыжня, но пойти по ней оказалось ошибкой. Лыжня зашла в лес и в квадрате 1х1 км стала наворачивать круги. Когда я это понял, пришлось тропить к бетонке.
В том месте, где газопровод пересекает бетонку, маркировка обнаружилась снова. И не только маркировка, но и лыжня. Это был один человек, пришедший со стороны Фрязино, не дошедший 30 м до бетонки, и повернувший назад. Дело уже шло к вечеру, и если бы не эта лыжня, то правильным решением было бы уезжать с этого места в Софрино или Пушкино (ну или сразу в Москву).
На поле, за какой-то будкой и мостом через ручей, обнаружились следы ещё двух развернувшихся людей, а вскоре слева подошла буранка с отличной лыжнёй по ней. Я втопил, и оставшиеся 12 км до Фрязино пролетели на ура. После второго поля (с Корякино и Богослово), начались местные лыжные автобаны. Ориентироваться в хитросплетении лыжней было несложно: лыжи сами ехали по "главной" лыжне. Я лишь проверял направление по компасу. Тем не менее, к станции Фрязино-товарная вышел не чисто. В смысле, пришлось идти полкилометра по неудобной грязной дороге до переезда и станции. Подозреваю, должна быть лыжня прямо к платформе.
С блужданием и тропёжкой 35-километровый маршрут Калистово - Фрязино занял долгое время: с 11 до 20 часов. Места красивые, единственный недостаток - это шум Ярославки, который приходится слышать долгое время (лыжня на протяжении 10 км идёт на удалении всего лишь 1-2 км от шоссе), а также шум Фрязино, слышный задолго до подхода к нему.
3. Фрязево - Кузяево, 12 марта
Краткое описание маршрута -
<здесь>,
километровка маршрута -
<здесь> и
<здесь>.
Ещё давно мне хотелось пройти на лыжах Фрязево - Шевлягино. Когда я побывал летом в этих краях, район мне понравился. В декабре с группой Саши Укладовой мы предприняли попытку пройти Казанское - Шевлягино, но не достигли успеха и вернулись во Фрязево. Тогда мы долго тропили по заваленному грейдеру во Власово и вовремя поняли, что на Казанскую дорогу пройти не успеем. Теперь, значит, дубль два. Ну и конечно, мне хотелось испытать бескиды перед походом.
Компанию мне составила
Полина, а также Сергей Лекай и Ольга Смирнова (известны по
Письму из Заира).
Со станции Фрязево пошли по дороге вдоль путей, затем обнаружилась лыжня, которая перешла через боковую ветку жд, и пошла краем леса вдоль речки. Выйдя на поле лыжня разумеется пропала - что-то в последнее время нам везёт на снегопады. Вышли краем леса (вспомнил знакомые места, где ночевал 1,5 года назад на гонках ПЛАС) к автобусной остановке у поворота на свх. Фрязевский. Далее по трассе прошли обратно в сторону Фрязево до жд переезда - там, судя по описанию должна начинаться лыжня (которая, однако, чаще не бывает, чем бывает). Правильнее было бы сразу идти по жд колее.
Подзаметённую лыжню мы вычислили быстро: она начиналась за мостом. На краю поля лыжня быстро потерялась, зато подвернулась недавно чищенная дорога, на которой, правда, за ночь намело сугробов. Лекай прошёлся по полю на разведку, а я пошёл по этой дороге, прямой как просека, хотя и было это немножко не туда, куда нам надо было. Все решили идти по дороге. Через некоторое время опять оказались на уже знакомой жд колее, идущей из Фрязево куда-то в лес почти на юго-запад, параллельно бетонке. Нам туда было не по пути, но решили не тропить через поле, а зайти по жд в лес. На переезде повернули на асфальтовую дорогу, идти по которой было малоприятно, но назад идти уже не хотелось. Вскоре упёрлись в КПП, где всех пускают, и оказались в каком-то ностальгическом "закрытом" городке. Прошли прямо (на юго-восток) до конца и упёрлись в вонючие отстойники (это там, где на карте обозначено сар.). Всё же стоило, если и не тропить по полю, то хотя бы пройти через свх. Фрязевский.
По газопроводу попали наконец-то в лес, а после первого пересечения просек вышли на подзасыпанную лыжню. Скольжения на бескидах практически не было, но и серьёзного подлипа тоже. В любом случае хоть какая-то лыжня - это не тропёжка. Довольно быстро лыжня вышла на грейдер и пошла в нужную сторону. Мы, правда, сначала сомневались, что это тот самый грейдер, как-то уж быстро на него вышли.
За 100 метров до того места, где грейдер поворачивает на восток (перед р. Дрезной), на пересечении просек лыжня повернула налево, на северо-восток. Кроме того, по просеке проходил буранный след. Не доходя до р. Дрезны, остановились на обед с костром, супом и чаем. Сходив вперёд на разведку, узнал знакомые места: полтора года назад на соревнованиях ПЛАС мы блуждали в этом районе к востоку от речки Дрезны, не имеющей определённых очертаний, и представляющей из себя летом лишь заболоченную местность.
Когда завершили обед, стало уже темнеть. Лыжня, как я и предполагал, вышла снова на грейдер. Но не пошла по нему, а пересекла и продолжилась в направлении ЮЗ. Предпринял попытку тропить по грейдеру (я знал, куда он выводит, а вот куда шла лыжня пока было лишь загадкой). Идущие за мной на беговых лыжах проваливались глубже, чем по колено, и их скорость была низка. Решили всё же вернуться на лыжню и продолжить путь по ней. Тропя по грейдеру, мы рисковали не успеть на последнюю электричку. Предположив, что лыжня выведет куда-нибудь к Кузяево я, кажется, успокоил группу.
Ситуация временно усложнилась на поле: лыжня пропадала из виду, но терять нам её совсем не хотелось. Применили метод хождения "на ощупь": аккуратно идёшь и нащупываешь её под собой, анализируя плотность снега. К счастью, поле (или скорее болото) было небольшим. Далее лыжня шла по обочине канавы, пересекли какую-то просеку или дорогу, или газопровод. Через какое-то время лыжня вышла на дорожку (засыпанную колею) и пошла по ней. В конце концов вышли на широкую, лишь слегка присыпанную, дорогу, и совсем скоро оказались среди каких-то полуразвалившихся строений, обозначенных на карте как пионерлагерь. До Кузяево осталось совсем немного, а дорога позволила ускориться. В самом Кузяево мы перепутали дороги, поленившись лезть за картой, и вместо станции ушли к жд переезду, да ещё и по неприятной грязной асфальтовой дороге, да ещё и наблюдая уходящую в Москву электричку. Вернулись на перекрёсток к указателю "пл. 64-й км", на самом деле это имелась в виду станция Кузяево. По чистой укатанной дороге удалось впервые за сегодняшний день нормально разогнаться. Даже бескида летели. Но, как оказалось, торопиться было не обязательно, электричка намечалась лишь в 22.16, и полчаса мы ждали её.
Итог: места хорошие, но надо всё же из Фрязево идти через поле, обходя населёнку. Идти с пл. Казанское не имеет смысла: там тоже тропёжка через поля и населёнка. Выходить из леса лучше не в Кузяево, а в Шевлягино или 73-й км - там меньше населёнки. Идти через лес интереснее не по грейдеру, а по просекам и лесным дорожкам, но места эти малопосещаемые, что надо иметь в виду при расчете скорости передвижения.