во Владимир по воде

Jun 08, 2005 17:26

5-9 мая состоялось открытие водного сезона 2005 года. Маршрут таков: Кривандино - Власово - Собинка - Владимир по рекам Поля и Клязьма. Дальше долго и с картинками (которые кликаются).




5 мая. День первый.

Желанием наконец-то пойти на воду кроме меня обладала Ира Тесленко, она же и раздобыла судно, выпросив у своих родителей старую немецкую байдарку RZ. Агрегат сей велик и увесист, зато смотрелся на воде красиво - этакий стиль Vintage. Заброска предельно проста: встретились мы на Ярославском вокзале, перешли на Казанский, проминая пеналом со стрингерами и прочим барахлом (этакий "гробик") себе дорогу через скопления людей. В 8.39 электричка неспешно поплелась в сторону Черустей, попутно собирая народ, но всё равно оставаясь достаточно свободной. Созерцали знакомые места (41км, Подосинки, Куровская, Шатура), и вспоминали, кто из нас когда там бывал. На этот раз нам предстояло выгрузиться в Кривандино - тут ещё никто из нас не выходил и не входил, хотя в самом посёлке мне бывать приходилось.
Погода нас радовала: тепло и солнечно, но в тени одного сарая возлежала груда снега, игнорируя уже давно как пришедшую весну.
Через 10 минут мы у автомобильного моста через какой-то приток реки Поли, стапелимся. Процесс сбора байдарки сопровождался ремонтными работами (лечили ранения шкуры заплаткой), параллельно шёл процесс закупки продуктов (увы, по ценам выше московских), а затем и обмен непригодной к употреблению тушёнки на пригодную. Зато мороженное было дешевле московского (хотя дороже чебоксарского) и очень даже вкусное, им мы себя тоже не забыли порадовать.
Когда я клеил байдарку, а Ира занималась укладкой вещей в герму, по мосту в 30 метрах от нас шло двое не вполне трезвых мужиков.
- Эй, девчонки, возьмите меня с собой! - воскликнул один из них.
Я оторвался от процесса и поднял голову. Ничего не сказал, просто строго посмотрел на "любителя поплавать с девчонками".
- Ой, бл%, ё% твою мать, вот это да! - несказанно удивился он и стал извиняться...
Наконец-то, к трём часам дня плавучий агрегат был готов, мы отобедали, спустили судно на воду, загрузили в него барахло, а затем и себя, и в четыре часа дня отчалили. И тут же налетели на пешеходный мостик, который из надводного превратился в подводный, едва скрывающийся под поверхностью.



Стапель на притоке Поли


Кривандино


Поля подступает к огородам

Вот и река Поля, столь необъятная в майские праздники. Проплыли мимо калитки, возвышающейся прямо из водной глади, внутрь заплывать не стали. Огороды вскоре кончились, и река пошла по лугам, а где её настоящее русло - это было нам не понятно. Да и не столь важно - осадка у RZ-тки небольшая, так что где хотели, там и проплывали, только ветки нас цепляли, да завалы не всегда пускали. Но завалы будут завтра, а первый день совсем простой, разминочный, до места стоянки мы из байды не вылезали - обносить было нечего. Так что плыли и любовались лугами и лесами, да и птицами, выскакивающими из кустов то там, то сям... Только часто приходилось угадывать, куда же плыть, ибо встречались такие большие и замысловатые разливы, что, куда уходит река, приходилось додумывать интуитивно, да иногда следить за течением.






Скамейка



На ночлег встали напротив северного края деревни Дмитровка, на правом берегу, в очень приятном сосновом лесу.




6 мая. День второй.

Завтракая, мы обнаружили, что не одиноки на этой речке: мимо нас проплывал экипаж-двойка, по-моему, на "Таймене". Это первая байдарка, встреченная нами; вчера за весь день нам никто не повстречался. Мы пожелали доброго утра, чем повергли их в замешательство: о том, что сейчас может быть утро, они никак не догадывались. Приближалось время обеда, когда, наконец, мы завершили завтрак и сборы. Однако перед отплытием решили проапгрейдить весло. Чтобы вода по нему не текла, из пластиковых бутылок были вырезаны конусы-ограничители и надеты на весло чуть выше лопастей. Второе весло пока не тронули, решив сначала посмотреть на результаты эксперимента.
В 13.20, наконец, отчалили. Сначала плыли через широкие заливные луга, как и вчера, затем, ближе к деревне Власово река стала принимать более чёткие очертания. Проплываем вдоль тех мест, где были зимой. Кусок населёнки: деревня справа, деревня слева. Мост. "Тихие заводи..." - Ира часто вспоминает, и не спроста: заводи одна за другой. Развлечение: переделываем песни. "Сырая байдарка... и СМСок не жди..." Другое развлечение - подплыть к впадающему ручью, что струится по склону высокого берега, и набрать воды. Но это как-то не очень успешно получается: ветки торчат, мешая приблизится к берегу, да ещё и течение сносит.










Река течёт через лес. Это когда воды столько, что деревья стоят в воде. Бескрайняя водяная гладь, зеркало. Лес растёт из воды. Может, здесь когда-то были острова, но сейчас одна сплошная река-озеро. Развлечение номер три: лавировать между стволов деревьев. Некоторые деревья, ранее стоящие на берегу, подмыты, и теперь склоняются над руслом, грозя вскоре обернуться очередным завалом. Проплываем под их ветками, они гладят нас по макушке и осыпают каким-то мусором. Больше всего почему-то достаётся Ире.
Сегодня нам уже встречаются завалы. Иногда приходится обносить, но пока немного. Пару раз видели деревья, искусно подточенные бобрами. Непонятно, как такие стволы не падают, ведь держатся они лишь на тоненькой перемычке, толщина её не более нескольких сантиметров.






ж/д мост: узкоколейка Бакшеево-Шатура



Встаём на ночлег опять на правом берегу, чуть не доходя притока - речки Воймега, на этот раз в смешанном лесу.







7 мая. День третий.

Взглянув на карту, я подумал, что до Собинки нашими темпами плыть ещё два с половиной дня, и настроился на отъезд не восьмого мая, как планировалось, а девятого. Завтракая, я вспомнил, что вчера мимо нас проплыла байдарка, и что после этого мы уже никого не встречали. Стоило мне только огласить вчерашнее наблюдение, как на воде показалась "Таймень"-трёшка. А затем ещё одна... А затем "Таймень"-двушка. У Иры тут же родилась идея их всех догнать, и следующие два дня мы играли в чехарду вплоть до самой Собинки.
Вчерашний эксперимент по модернизации весла был признан успешным, поэтому, завершив сборы, я усовершенствовал и второе весло. Выходим где-то в 11.30. Примерно через час, на очередном завале догоняем группу из трёх "Тайменей". Надо сказать, что сделали мы это вовремя, поскольку завал был совсем не ерундовый, пришлось обносить метров 70, и ребята нам в этом помогли, ускорив всю процедуру. Сами они остались обедать, а мы поплыли дальше. Через пять минут следующий завал, но поменьше. Сначала была идея обносить. После разведки было решено распилить дерево и протащить байдарку, но ножовка не выдержала и сломалась. Ничего, обнесли.



Очередной завал






Сегодня совсем не было заливных лугов, а были дремучие леса, заводи, деревья, торчащие из воды, разноцветные птицы, полное отсутствие населёнки и многочисленные завалы.
Пока обедали, мимо прошёл уже знакомый нам народ на трёх "Тайменях".
- Вы до Ундола или Владимира? - спросили они.
До Владимира?.. У нас появилась новая тема для размышлений.



Последние заводи на Поле


А это уже на Клязьме...



А после обеда нас опять ждали красоты Мещёры, и мы не жалели время на заходы во всякие заводи, любуясь прямо-таки сказочным лесом. Тем не менее, уже к половине седьмого речка Поля закончилась - теперь нам плыть по Клязьме. К половине девятого мы прошли примерно треть пути по Клязьме до Собинки, встав на ночлег на правом берегу в маленьком островке хвойного леса, а до этого места хороших стоянок не наблюдалось. Неподалёку мы обнаружили уже знакомую нам группу на трёх "Тайменях". Сегодня мы прошли сильно больше, чем планировали, на завтра оставалось уже совсем немного, а на послезавтра вообще ничего, и по расчёту нам плыть до Собинки не более 4-5 часов. Стали подумывать о том, что не поплыть ли нам во Владимир?
Карта у нас была только до Собинки, и я пошёл за информацией к ребятам на "Тайменях". Они тоже подумывали о Владимире, однако, карты у них не было. Удалось только выяснить, что вокзал во Владимире прямо на берегу реки, церковь и мост - ориентиры. Что ж, уже хорошо.

8 мая. День четвёртый.

Утром я решил сделать парус, ведь теперь завалы и низко нависающие ветки нам не грозили. Материал для мачты и поперечной рейки быстро нашёлся под ногами, тесаком я подогнал их размеры, карабин заблаговременно взял из дома, парусом послужил тент от палатки, а верёвок у нас было достаточно, так что и с управлением проблем не возникло. Вышли где-то в 12 часов дня.









дер. Перебор

С ветром нам сначала повезло. Хотя он был неравномерный, всё же на некоторых участках он нам хорошо помогал. Правда и вёслами поработать приходилось: река петляет и часто меняет направление. К трём-четырём часам дня мы доплыли до Собинки, увидели команду трёх "Тайменей" на левом берегу, размахивающую нам руками. Обменялись приветствиями и поплыли дальше. А они остались. В начале Собинки был сильный встречный ветер, волны, и нам пришлось выгребать. Обнаружив человека, моющего машину на берегу, решили причалить, и я пошёл общаться: просить карту и выяснять прочую полезную информацию. Карта, к счастью, у водителя была; был на ней и Владимир. Но карта эта оказалась автодорожная, масштаб 1см:5км, и деревни вдоль речки обозначены не были. Единственным ориентиром служил ж/д мост примерно в 15-20 км перед вокзалом Владимира. Я перерисовал примерный план изгибов реки. В принципе, это было лучше, чем ничего.
За мостом причалились с целью посещения магазина и закупки продуктов, а также пополнения запасов воды. У берега я обнаружил пиявку, а поскольку пиявки в плохой воде не живут, то можно предположить, что вода в данном месте Клязьмы не такая уж и грязная, а в кипяченом виде и вообще пригодная для питья. Но всё же запаслись водой из колонки. Поход в магазин занял долгое время, и отплыли мы толи в половине шестого, толи в половине седьмого.
Дальше всё как в песне: "на это место уж нету карты, идём вперёд по абрису..."
С ветром стало совсем не везти: он почти всегда был встречный, а на широких и открытых пространствах вдобавок довольно сильный. Парус после Собинки не поднимали ни разу. Набежали тучи, но дождя не было. Река сильно петляла: церковь в деревне Устье (см. карту) мы проплывали минут 40. Сначала она была справа, и вот вроде бы мы её проплыли, как через некоторое время она оказалась слева, и мы проплыли её ещё раз.
Стало темнеть, а ж/д мост так и не показывался. Пришлось в срочном порядке искать место для стоянки, так как ещё чуть-чуть, и нам придётся это делать на ощупь. Как назло, удобного для причаливания берега не наблюдалось - он был высокий, а склон не твёрдый. С трудом нашли место на левом берегу, повытаскивали вещи, а байдарку оставили на воде, привязав в нескольких местах к деревьями и корням. Только начали ставить палатку (уже стемнело) - пошёл дождь. Ужин готовили в палатке на горелке. По телефону узнали, что в Москве уже весь день поливает.
Перспектива успеть на московскую электричку в 14.46 была не ясна. Да и погода не предвещала ничего хорошего. Будильник мы поставили часов на семь.

9 мая. День пятый.

Утром дождь не только прекратился, но и выглянуло солнце. Вышли в 9.10 - это был самый ранний выход за все дни похода (не считая выезда из Москвы). Через час показался долгожданный мост. После этого моста, через 20 минут - новый автомобильный мост (объездная на Муром), часто не показанный на картах. За ним - 2 ЛЭП. Отсюда город был уже хорошо виден, но плыть нам было ещё 3 часа.



ж/д Владимир - Гусь-Хруст.



Ветер иногда становился попутным, и нам опять удалось воспользоваться парусом. Руки освободились, и мы взялись за фотоаппараты. Вплывать в город оказалось интереснее, чем въезжать. Река петляла, и Владимир открывался нам, показывая свои красоты с разных сторон и в разных ракурсах. Ещё мы умудрились застрять мачтой в ветвях, пытаясь сделать техническую остановку. Мы наткнулись на единственное дерево, растущее на берегу и свешивающееся в воду. В округе не было ни одного дерева на этом берегу на протяжении километра.









за мостом - антистапель

Ближе к центру города у людей на берегу спросили, где лучше причаливаться, чтобы было близко к вокзалу. Затем встретили судно с лавировочным парусом, а рядом двое мужиков праздновали 9 мая и открытие водного сезона. Нам, проплывающим, они обрадовались и пригласили "за стол", но мы поблагодарили их и отказались - нам ещё байдарку разбирать и домой ехать. Спустя 4,5 часов с момента выхода, проплываем мост, с которого люди тычут на нас пальцем и радуются чему-то. Хорошие места для антистапеля проскочили, причалили кое-где, и Ира пошла на разведку. Нашла вокзал и место, удобное для разбора байдарки. Пришлось выгребать 200 метров назад против течения. Ира была не уверена (течение приличное), но выгребли легко.







Московская электричка ушла во время активного процесса демонтажа узлов судна, но на петушинский бичевоз мы вполне успевали. Тем временем сгустились тучи, и хлынул ливень с грозой, первой в этом году. Процесс укладки частей байдарки затянулся.










После дождя мы вылавливали из байдарочной шкуры лягушку и фотографировали её, а Ира вдобавок нашла пару улиток и увлечённо фотографировала их в разных ракурсах. Дождь пошёл снова, а время приближалось к пяти. Я был уверен, что бичевоз (пригородный поезд с тётками до Петушков) идёт где-то в шесть с чем-то, но решил, что на станцию надо прийти пораньше. Мы наскоро сложили рюкзаки, а то, что не влезло (шпангоуты), несли в руке.
Поезд уже стоял. Более того, у проводницы мы выяснили, что отправляется он в 17.37, а не в "18 с чем-то" (это из Ундола он уходит в 18.12), и что у нас всего лишь 7 минут, чтобы сбегать за билетами (внутри нас обилечивать не захотели). Зато в честь праздника всем продавали льготные билеты за полцены (до Петушков - 18 р.).
Погрузившись в поезд, мы даже обрадовались, что не поехали на прямой московской электричке. В общем вагоне было натоплено; на столике стали готовить салат из оставшихся у нас помидоров и огурцов, а на полки разложили всякие шмотки сушиться. Можно было бы и поспать, да вот ехать до Петушков всего лишь полтора часа. Ближе к Петушкам в титане нагрелась вода, и мы заварили карпюр.
В 19.05 сытые и подсохшие вышли на платформу в Петушках. В 19.24 - электричка на Москву, но в 20.35 вылезли во Фрязево, так как нам ехать в Королёв. Дождя во Фрязево не было, даже платформа была сухая. Электричку на Москву Ярославскую нам нужно было ждать 40 минут. Я знал расписание, и предусмотрительно не убирал горелку и баллон далеко. Расположившись на скамейке на платформе, приготовили чай, затем, правда, пришлось с кружкой в руке переходить по переходу на другую платформу - мы не угадали, куда придёт электричка. Чаёвничая и обсуждая дальнейшие планы, доехали до Подлипок, где нас уже встречали (Ира по телефону сообщила о времени нашего прибытия).

Ну а теперь чуть-чуть полезной информации.
О Поле в интернете есть много всего, лоция есть здесь.
О Клязьме: сложнее найти место для стоянки, после устья Поли первые 12-15 км хороших стоянок нет. Далее вполне можно стоять (правый берег). Между деревнями Спасское и Крутояк тоже есть места, также неплохие места после турбаз за деревней Крутояк. В Собинке можно встать на левом берегу (на правом - город). Далее хороших стоянок немного.
Некоторые ориентиры после Собинки (время дано приблизительно):
Церковь на возвышении - 2 часа
Железнодорожный мост - 4 ч 30 мин
Новый автодорожный мост - 4 ч 50 мин
2 большие ЛЭП - 5 ч
Мост во Владимире, вокзал - 7 ч 30 мин.
Ночевать можно немного не доходя ж.д. моста на левом берегу, но надо иметь в запасе время - встать можно далеко не везде. Если надо ночевать поближе к Владимиру - можно встать после ЛЭП.
Антистапель во Владимире - через 200 м после моста. Надо не проскочить, а то дальше причалить будет трудно, не то, что разбирать байдарку. До вокзала отсюда менее 10 минут пешком вдоль путей.
Previous post Next post
Up