Оригинал взят у
maxim_akimov в
Русское советское. Советское русское В последнее время, то и дело, разгораются споры, вокруг вопроса: «Можно ли считать СССР продолжением Русского проекта, Русской империей, насколько советская держава была русской, по сути своей?»
Нельзя сказать, что ответ на вопрос может быть совершенно однозначным, да и не таков он, чтоб дать на него одномерный ответ, но сегодня, вместо того, чтоб приводить цифры, цитаты, и сухие факты, я предлагаю обратиться к артефактам, то есть взглянуть на некоторые образцы плакатного и живописного искусства, которые составляли заметный пласт в советскости, формировали мировосприятие людей.
Так вот, пожалуй, можно утверждать, что в советском проекте пропагандировалось уважение к русскости и даже восхищение ею, признание уникальности русской нации, создание условий для её развития (чего, как-то не заметно сейчас, во времена, когда кричат о негодном, нерусском коммунизме, разрушавшим русский проект).
Итак, начну, разумеется с этого, знаменитого плаката:
Сколько в нём позитивной энергетики, уважения к моему народу, насколько определенный стимул и положительные смыслы он транслирует.
А вот плакат посвященный преемственности исторических русских героев и современных русских людей.
Когда я смотрю на него, сомнений в преемственности Российской империи и Советского государства, у меня не возникает.
А это, любимый многими, послевоенный плакат. Вглядитесь в эти лица, сколько в них достоинства и русской, искренней простоты.
Разумеется, мне могут возразить, сказав, что официальной идеологией, да и реальной практикой советского проекта был интернационализм, русских не выпячивали как высшую касту, не декларировали их исключительный статус, а ратовали за равенство, но ведь тем-то советскость и отличается от американизма, с его сегрегациями, и фашизма с его теорией высшей расы, что советский проект не стремился унижать народы, потому-то нынче нашим "партнёрам" никак и не удается приравнять его к гитлеризму и прочим человекоедским проектам, хотя и пытаются, изо всех сил, приравнять-то, а не выходит!
Но, при всём при этом, роль народа-лидера, роль ведущего, цивилизаторского народа, который имеет большего всего заслуг, принадлежала русским. Мы могли ощущать чувство самоуважения, и потому качество жизни, рождаемость, продолжительность жизни, и прочие параметры, котрые можно измерить статистически, были намного выше, чем в постсоветскую пору.
* * *
Теперь я бы хотел сказать, буквально пару слов, о живописи и изобразительном искусстве вообще.
На мой взгляд стилистика соцреализма (разумеется, коль брать лучшие образцы), очень органично продолжала русский стиль, и развивала его. Советская школа живописи создала артефакты, которые не устревают, к которым, волей-неволей притягиваются взгляды людей. Выставки советского искусства (особенно за границей) бывают битком набиты народом, у касс стоят очереди.
Порой мне кажется, что советский слишь зафиксировал какую-то важную позицию русского мировосприятия, причём сделал это чётко и умело, как эллинистическая античность зафиксировала то лучшее, что было у греков.
Архитектура советского модерна, его скульптура, его живопись, как, скажем, и поэзия Маяковского - это классика, которая не способна быть размытой временем (как отказываются, причём весьма быстро, размыты почти все нынешние артефакты и проекты), советский стиль ярок, энергетичен, подчеркнуто гуманистичен, честен со зрителем, и главное - он уникален своей способностью отпечатываться в сознании и закреплять что-то важное. И всё это, на мой взгляд, является прямым и органичным продолжением русской традиции, именно её смыслов и энергетики.
А вот несколько живописных работ, где отображена славянская стать.
К примеру, картина А. Самохвалова "На стадионе"
Полотно Дейнеки "В Севастополе".
Гармония телесности здоровых детей, очертания фигур, напоминающие "русских венер" Кустодиева, а ещё - столько свободы!
Моя любимая картина Дейнеки "Никитка - первый русский летун"
Советская живопись, на традиционный русский сюжет. Здесь русская традиция проявляется в полной мере.
А такой образ русского человека создавало советское киноисскуство.
Любава - невеста Садко.
А какой рисуется русскость сейчас? Как отображают её нынешние художники, сумевшие пробиться к видным позициям, занимающие наше внимание, вручающие, друг дружке, статуэтки на фестивалях? Боюсь, что всё, чего можно вспомнить, и в качестве карикатур не годится.
С фильмом же "Садко" случилась любопытная история! В Испании, буквально пару лет назад, проходила ретроспектива советского кино, и этот фильм был в числе демонстрируемых лент. И он, совершенно неожиданно для организаторов, собрал большие кассы, успех оказался гораздо более внушительным, чем случается обычно, при показах старых кинолент.
Русскость нужна миру, она востребована, её ждут, её хотят видеть. Настоящая русскость, несущая свою свободу и свою красоту. Не любят русских лишь англо-американские, да немецкие товарищи, вернее господа, причём, по понятным причинам, одни, за то что проиграли нам мировую войну, другие за то, что проиграли нам космическую гонку.
Советское же искусство создало свой образ русскости, и этот образ был шагом к воплощению нового человека, имеющего гармоничный облик, сохранаяющий историческую преемственность, но наполнение его должно было быть развитием, вся логика была направлена на развитие, на создание нового человека. А ведь сейчас именно это и нужно, в нынешний момент, когда развитие технологий идёт очень быстро, а человеческая способность выработать отношение к ним, и даже наполнить их уникальным контентом, пока не поспевает в своём развитии, потому, в интернете, скажем, около 80% занимает мусор, порнография, дешевые игры, а не новое искусство и запоминающаяся живопись. К тому же, нынешний человек не может совладать с моральными аспектами проблемы клонирования, эвтаназии, со многими другими непростыми вещами, которые могли бы быть доступны человеку, шагнувшему в новый гуманитарный этап развития, на который был направлен советский проект.
Но конечно же я люблю советскость именно за то, что она является продолжением руссости, я уверен в этом, я подтверждаю это.
Сейчас же нам нужен новый прорыв, новые горизонты. Осмысление советскости должно происходить лишь с позиций позитивности и уважения к её достижениям, с позиций преемственности и умения набрать новый темп и держать его, несмотря ни на что.