Я уже много раз писал о тупике, в которой упирается почти любая группа политически активных граждан.
Либо денег нет - и тогда это клуб пикейных жилетов, которые сидят по углам, пьют чай, вспоминают молодость и готовят планы по захвату вселенной (построению экологически чистого общества или еще чего).
Либо деньги добываются у олигархов - но тогда это политические проститутки. Причем даже до устойчивой проституции многие партии не доживают, а играют коротко - в политическое МММ (день выборов - это день краха, после чего они впадают в кому).
А что тогда делать? Политическая деятельность вообще, а уж профессиональная в частности - жутко дорогие вещи. Так что если берем реальную политику - либо ею занимаются чиновники, либо политики на государственном/олигархическом содержании.
Путей выход из этого тупика много, и одним пошел Кургинян.
Click to view
Коротко пересказываю: куплен заброшенный завод и территория вокруг. Есть вымирающий населенный пункт, жители которого будут рады хоть какому-то оживлению. По "Сути времени" кинут клич - желающие могу переселить в поселок Александровское, Костромской области. Там можно будет жить без рекламы на улицах, кредитов, сетевого маркетинга и множества других прелестей (от слова "прельщать") современного города. Ставится двуединая задача: сделать там общину (катакомбу) и университет.
Что плохого скажут об этом проекте?
1. Кургинян прикупил себе производство и теперь члены его структуры, как рабы, будут вкалывать у бумагоделательных машин.
2. Это маньяки-сектанты, которые решили так ждать конца света мировой революции.
3. Это будет летний лагерь и показуха для выбивания бабок из кургиняновских спонсоров.
Ответ тут простой - в конечно итоге только реальные дела что-то смогут показать. Я разговаривал с людьми, которые ездили на эту школу и даже с человеком, который захотел поселиться в новой общине. Много энтузиазма, веры в свои силы и желания сделать ну хоть что-то самостоятельное и незапятнанное на фоне разложения, которое царит в обществе.
Но замысел и хотя бы попытка выйти из тупика - понятен. Попытаюсь объяснить свое понимание.
За образец явно взяты попытки Оуэна и многочисленные эксперименты по созданию локальных коммунистических общин, которые проводились в мире. То есть создается фактически фирма, которая должна за счет общей хозяйственной деятельности кормить своих членов и воспроизводить идеологическую матрицу самим своим существованием. Колхоз/кибуц/монастырь - каждый выбирает по вкусу.
Но! Университет - как объяснить его?
Если кто вспомнит историю революционного движения 1860-1920-х,, кто припомнит переписку основоположников - тогда и сейчас есть серьезная проблема. Ожидание революции.
Вот, очередной кризис капитализма, вот, сейчас все завалится. И есть кризис. Вот временное выправление, но скоро будет новый кризис, еще более жестокий. И правда, наступает новый кризис. На успеешь оглянуться, а прошло десять лет. Те молодые люди, которые стояли на баррикадах парижской коммуны - они поседели к революции даже 1905-го, не говоря уже о 1917-м.
Если кто забыл - то действительно серьезный кризис, в котором мы живем сейчас, начался в 2008-м и тогда многим виделся крах в ближайшие месяцы. Но вот кризис залили деньгами, вот каким-то грециям с болгариями которых год все хуже и хуже - а революции нет. Что творится в исламском мире - трудно назвать социалистической революцией, это сомализация. Да, с 2008-го прошло пять лет...
А люди ведь не могут ждать десять-двадцать-тридцать лет, сохраняя прежний романтический энтузиазм. Наступает разочарование, никуда не девается быт, семейные дела. Есть рассказ Акутагавы Рюноскэ "Некий социалист" - там эта проблема раскрыта на сто процентов.
Но когда приходит новый кризис, новая революционная ситуация - нельзя же всю эволюцию левых партий проходить заново, повторять хрестоматийные ошибки?
Само движение "суть времени", которое его создатели стремятся представить как сеть, структуру, грибницу и т.п. - нуждается в центре. Только ролики Кургиняна в сети исчерпали свой пропагандистский потенциал. Нужна площадка/центр/ядро, где люди будут становиться профессиональными революционерами (в рамках закона, как не устают подчеркивать) где будут отдыхать и, возможно, уходить на пенсию. То есть: платить "агитаторам" по принципу современной политики не то, что дорого, а разорительно (без крупного капитала за спиной). Кормить их обещаниями невозможно, да и бесчестно. Проще создать маленький вариант того образа жизни, к которому стремятся люди. Хотите СССР 2.0 - вот он. В локальном варианте. Отдохнули, научились - вперед, "в мир".
Сама структура эта опробована в истории десятки раз. Первое, что приходит на ум - скиты раскольников. Если "колхоз" удается наладить экономически, то система может поддерживать себя очень долгое время и проявлять замечательную устойчивость.
И в этой структуре я вижу как возможности, так и опасности для "Сути времени".
Возможности понятны: создание сети таких общин, в которых (дальняя перспектива) смогут жить тысячи людей, позволит воспитывать и поддерживать сотни "профессиональных революционеров". Костяк политической силы, которая реализует свой потенциал в момент кризиса. Когда люди будут управленцами, уже наработавшими какой-то опыт. такая община снимает еще одну большую проблему, характерную для левых движений: ты либо революционер (но в периоды экономического подъема ты портишь жизнь людям и просто малоадекватен), либо кивала-охранитель (который поддерживает абсолютно все), либо болтун (Зюганов, Симоненко...). Община позволяет сохранять оппозиционность к государству, но не работать на его разрушение.
Но опастности тоже присутствуют. Даже не говоря об элементарном экономическом провале. Сам С.Е. Кургинян не оставит политическую деятельность - для него она давно образ жизни. Равно как и для большого количества его сторонников. Но успешно создание хотя бы одного (или нескольких, если дело пойдет) поселений - создаст изоляционистские настроения в движении. Закрыться, уйти от мира, спастись малым стадом и т.п. Если движение не выдвинет такого же харизматичного деятельного лидера (люди смертны), потенциально кризис возможен.
Но что можно сказать уже сейчас - Кургинян отошел от чистых рассуждений. Он действительно что-то сделал.