В последнее время в жизни оказалось много, связанного с понятием «сталкер»: игра, фильм, книга-первоисточник, что заставило задуматься о том, как сильно, должно быть, разнится у многих понимание этого слова.
Кто такой сталкер в одноимённой игре? Воплощение агрессии, жажды добычи и познания, охотник с арсеналом военного, свободный от подчинения и моральных норм. Такой образ, безусловно, не мог не привлечь к себе лиц мужского пола абсолютно разных возрастов, ведь, помимо возможности убивать его руками, он позволил ещё и по-новому взглянуть на эстетику пост-апокалиптического мира, природы, поражённой катастрофой, но уже не слишком обременённой человеческим присутствием. Только многие ли стали на это смотреть?
On-side note: «Что вы здесь делаете?» - «Эммм. Ходим, фотографируем» - «Это закрытая территория, здесь нельзя ходить! Да и снимать тут нечего» - «Как нечего? Тот заброшенный цех очень даже неплох» - «Шли бы вы отсюда, а то я охрану позову. Знаем мы вас, мутантов тут никаких нет, валите...»
Трудно сказать, каково соотношение в среде urban-explorers таких людей, для которых толчком послужила игра и мир украинской Зоны, и тех, кто принял эстетику человеческих творений по иным причинам. Разница между ними не критична, но описанный выше - вполне реальный - диалог наталкивает на размышления и даже предвзятую неприязнь к таким «охотникам» и «исследователям».
Кто такой сталкер в одноимённом фильме? Пожалуй, наиболее отталкивающая версия этого образа, которую мне довелось встретить. Истеричный философствующий унтерменш, поглощённый и раздавленный тем миром, которому он себя посвятил. При чём это поглощение не принесло за собой ни понимания, ни какого-то заметного «чутья Зоны», которое за такой срок вполне способно выработаться. Блаженность этого существа сильно преувеличена - здесь бы больше подошло определение «юродивый»: чрезмерно болтливый, словно бы трусливый и чуждый миру Зоны, сколько бы он там не валялся на траве, прислушиваясь к птицам и дыханию ветра.
Если быть ещё более субъективной, то тот сталкер - явно не Рэдрик, скорее Слизняк, так верно служивший Стервятнику - философствующий декадент, согнувшийся под грузом своих мыслей и тяжести жизни, такой, которому повезло остаться в живых. Отталкивающий актёр с вызывавшим острую неприязнь тембром голоса и периодическое «да что за чушь он несёт?», глубоко-театральный, обременённый условностями, связанный по рукам и ногам харизмой режиссёра, образ которого чувствуется за каждой минутой этой почти трёхчасовой тягомотины (которая, несмотря на продолжительность, смотрелась бы вполне атмосферно и легко, если бы так не закрывались глаза), лично для меня наложившийся на воспоминания о К.С. - не самые лучшие, надо сказать.
Конечно, в итоге я так и не смогла решить: стоило ли просмотренное того или лучше было действительно потратить время на сон, при чём не столько на свой? Разве что для понимания сравнения с фотографией, а может и для изучения ещё одной грани названия, бывшего когда-то неологизмом. Единственное, что хотелось бы - не связывать ЭТО с книгой. Никогда. Совсем. Никак.
А что же книга? Не одноимённая, традиционно фантастичная и по-Стругацки хорошая (как для меня - Стругацкие близки к обожаемому мной Желязны, хотя и не вызывают соразмерной приязни). Здесь сталкер - постаревшая шпана, выросший из хармонтских дворов и по счастливой случайности получивший возможность исследовать другой огромный «двор», да ещё так, чтобы на это получалось кормить себя, а потом и семью. Человек, которому повезло выжить в начале, впоследствии изучивший этот мир до полного его восприятия. Любой звук, любое изменение температуры или влажности в окружающем его воздухе, любое мимолётное предчувствие - всё, ставшее залогом выживания. Сталкер изначальный - это в меру циничное, по-хорошему злое (sic!) существо, честное и поднявшееся лишь на собственных заслугах. Он внимателен к происходящему вокруг и внутри, безразличен к оружию - «зачем оно в Зоне?» - спасается алкоголем, но, как ни странно, так и не разрушен им, груб и ни капли не интеллигентен ( «Как, - говорю, - излагает?» - «Компетентно» - «Ладно, - говорю, - сэр. В следующий раз захвачу словарь, сэр» ) Тем не менее, у него любящие жена и дочь - впрочем, последняя больше «от Зоны», - семья, за которую он способен даже улыбаться соседям и строить для их отпрысков детский городок. Молчаливый и надёжный, Рэдрик воплотил очень много положительных мужских качеств. Хотя тогда, в 13-14 лет, когда я читала книгу в первый раз, меня несколько задевали его грубость и агрессивность, но сейчас, шесть лет спустя, они кажутся даже слишком мягкими, а его собственные комментарии «это же ругань, а не мысли...» - голосом «внутреннего аристократа», если вообще позволительно так описать.
В целом, в повести сталкер - такой положительный персонаж, который вполне мог бы быть злодеем при своей проработанности и неоднозначности. Именно он... впрочем, что его расхваливать. И так ясно.
Тот сталкер, который близок мне, не выжил бы в Чернобыльской Зоне - разве что приучив нескольких псов; никуда бы не повёл Писателя и Профессора - или скормил бы этих болтливых тварей мясорубкам. Что, тащем-та, не сделало бы его хуже.
Незатронутыми остаются разве что герои книг околоигровой серии, да urban-explorers как таковые: сталкер-готы, фотографы, диггеры, руферы... Но что с них взять.
Наиболее подходящий
музыкальный фон (via synthradio.ru):
Muzicons.com