Это вторая часть поста про Абидос, начало читать тут:
https://bfish.livejournal.com/268241.htmlИтак в прошлый раз я закончил на том, что, потеряв нашего проводника и водителя, мы отправились вслед за полицейским куда-то в пустыню.
Полицейского звали Мухаммед. По дороге он рассказал нам, что очень любит Россию и все русские его друзья. Поэтому раз наш гид пропал, то теперь нашим гидом будет он. Мы в общем не возражали. Тем более, что всю доступную для туристов часть археологической зоны мы уже осмотрели, а он явно вел нас куда-то дальше.
Вскоре из-за небольшой песчаной гряды показались руины еще одного египетского храма, который охраняли несколько “бедуинов”. Вообще, конечно, никакие они не бедуины. Одежда вида “джеллаба + платок на голове” в культурном смысле примерно соответствует нашему “ушанка - ватник - кирзачи”. То есть это такой костюм сельского жителя, не боящегося выглядеть не очень современным.
Руины при ближайшем рассмотрении оказались храмом Рамсеса II. Вход в храм был закрыт металлическими воротами, но Мухаммед велел бедуинам притащить ключи, потому что мы его гости и он будет проводить экскурсию.
Это была, пожалуй, самая странная экскурсия в моем опыте. Мухаммед водил нас по храму и показывал какие-то рандомные его части. Поскольку в руках у него был автомат, то он использовал его ствол в качестве указки.
- Это Рамсес, - говорит Мухаммед, указывая дулом автомата на полустертое изображение, смутно напоминающее Амона.
- Хорошо, пусть будет Рамсес, - думаю я, общая логика говорит мне, что не стоит подвергать сомнению слова человека, вооруженного автоматическим оружием )
Храму Рамсеса II повезло гораздо меньше, чем храму его отца Сети I. Здание сильно разрушено и его почти не затронули реставрацией. Фактически просто раскопали и расчистили. В одной из комнат нам показали гранитную скульптуру, изображающую Сети I, Рамсеса II, Осириса, Иcиду и Гора. Впрочем, она тоже очень сильно повреждена.
Пока мы блуждали по храму в компании бравого полицейского и уныло плетущихся позади “бедуинов”, мне-таки удалось вызвонить нашего водителя. Оказалось, что он не потерялся в таинственных лабиринтах древних египтян, а просто решил подремать на парковке. Это доброе известие подняло наш боевой дух (изрядно пошатнувшийся от жары) и подтолкнуло к дальнейшим действиям.
Собрав вместе полицейского и водителя, я на смеси английского и пантомимы объяснил им, что приехал сюда не ради храмов Нового Царства, а вообще-то меня интересует некрополь и руины древнего города первых династий. В процессе этого к нам подтянулось еще некоторое количество бедуинов, все стали о чем-то спорить по-арабски, бурно жестикулируя.
В итоге Мухаммед (единственный кто там плюс-минус нормально говорил по-английски) изложил мне следующий план: идти до древнего некрополя пешком в такую жару - полное безумие, но так как у нас есть внедорожник, то сейчас он отберет у “бедуинов” ключи от служебных ворот и мы поедем туда на машине. Так мы и сделали: вернулись на парковку у входа и набились всей толпой в нашу мицубиси. Служебные ворота были несколько в стороне от входа для посетителей, поэтому нам пришлось некоторое время ехать какими-то кривыми переулками через местный поселок.
Открыв ворота, мы въехали в некрополь. Визуально это больше всего похоже на пустыню, из которой периодически торчат какие-то каменные конструкции. По большей части древние здания возводились из кирпича-сырца и прошедшие тысячелетия обошлись с ними весьма сурово. Каменные остовы, торчащие из песка, выглядели как будто оплавленными, что в сочетании с сильной жарой вызывало ощущение некоторой нереальности происходящего. В этом месте Ольга сдалась и осталась в машине. В пустыню мы пошли с Мухаммедом и бедуинами.
Было очень жарко. Никаких навесов или построек тут нет. Единственный встреченный информационный щит выцвел настолько, что понять что на нем было написано не представлялось возможным. Мухаммед тоже с трудом понимал, что тут находится, поэтому ориентироваться пришлось по gps и викимапии.
Дальнейшие описания весьма примерны, так как я где-то мог и ошибиться с координатами.
Если я правильно понимаю, то это руины Храма Осириса времен первых династий (точнее, его часть, перестроенная Рамсесом II). Того самого, куда со всей страны стекались паломники, чтобы поклониться богу вечной жизни.
Это, вероятно, ворота древнего города Абджу (Абидоса). Судя по всему, город (или только храм?) окружала крайне массивная крепостная стена.
Отсюда мы пошли дальше на запад к месту, где находятся захоронения Среднего и Древнего Царств. Эту территорию местные арабы называют Умм эль-Кааб, что означает “мать всех горшков”. Это название появилось из-за огромного количества черепков от сосудов с жертвенными подношениями, которые веками приносили сюда древние Египтяне. Абидос был центром поклонения и паломничества на протяжении более чем трех тысяч лет.
Песок под ногами усыпан какими-то мелким мусором не вполне понятного происхождения. Много костей каких-то животных и птиц. Периодически попадаются комки перьев и высушенные солнцем трупики каких-то тушканчиков.
Первое время кажется, что ты просто идешь по пустыне. Но если посмотреть внимательнее, то там то сям виднеются останки древних построек
Гробницы по большей части подземные, сильно занесены песком. Когда-то давно их раскопали археологи, изучили и отправили в музеи найденные там предметы. После этого пустыня вернула себе свою собственность.
Через некоторое время мы дошли до большой разрушенной структуры из кирпича сырца. Это самая большая постройка в этой части некрополя. Арабы называют ее Шунет эль-Зебиб - “склад изюма”.
На самом деле это погребальное сооружение фараона II династии
Хасехемуи датируется примерно 2700 годом до н. э, то есть на сто с лишним лет старше пирамиды Хеопса.
В то время египтяне еще не изобрели
ушебти, поэтому для службы фараону в загробном мире в гробнице оставляли его настоящих слуг и помощников. Вместе с фараоном во времена первых династий приносили в жертву и хоронили (или в обратном порядке?) более ста человек (например, 338 человек в гробнице Джера).
Постройка впечатляет своими размерами и ощущением заброшенности. Кроме нас вокруг не было ни души. Только песок и древние камни. Если бы не линии ЛЭП вдалеке, можно было бы вообще забыть о том, что мы в 21 веке и не так далеко от человеческого жилья.
На моих спутников это место, кажется, тоже произвело гнетущее впечатление (хотя, возможно, это просто была жара). По крайней мере дальше мы ходили в полном молчании.
Сооружение в древности имело двойные стены, пространство между которыми возможно было заполнено песком и камнями.
В литературе пишут, что эта погребальная постройка Хасехемуи имеет много общих конструктивных элементов с пирамидой Джосера в Саккаре (первой пирамидой древнего Египта). Проверить так ли это на самом деле я не мог, поскольку в Саккаре не был. Но в общем структуру иногда называют прото-пирамидой.
Неровности в центре - это следы раскопок, которые 1988 году проводил австралийский египтолог Дэвид О'Коннор. Он нашел верх какой-то ступенчатой конструкции из того же кирпича что и стены, но не смог раскопать ее до конца и определить ее назначение.
Камень сухой и горячий на ощупь.
Примерно в двух километрах к юго-западу от этой структуры, судя по карте, находятся гробницы первой династии и додинастического периода. Но, глядя на измученные лица остальных членов экспедиции, я понял что этот путь мы уже не осилим. Тем более что на карте была очерчена довольно большая область, а фотографий как это должно выглядеть не было. Не исключено, что там просто все занесено песком. Единственная фотография, которую я нашел в интернете выглядит так:
(Фото не мое)
Не уверен, что я бы смог опознать это место. Зато на ней хорошо видно те самые черепки. В той части некрополя где мы были, они тоже встречались, но не в таких количествах.
В общем стало понятно что пора сворачиваться. Тем более, что впереди была еще пятичасовая дорога обратно. Придется когда-нибудь вернуться сюда еще раз.
На обратном пути мы, кстати, проезжали местечко под названием
Наг-Хаммади. Где-то рядом с этими скалами маленький египетский мальчик в 1945 году нашел знаменитую библиотеку. Но это уже совсем другая история.
Впрочем, нет, не удержусь и приведу про нее одну цитату из Википедии:
“Scholars first became aware of the Nag Hammadi library in 1946. Making careful inquiries from 1947-1950, Jean Doresse discovered that a local farmer (boy) dug up the texts from a graveyard in the desert, located near tombs from the Sixth Dynasty of Egypt. In the 1970s, James Robinson sought out the local farmer in question, identifying him as Muhammad ‘Ali al-Samman. Al-Samman told Robinson a complex story involving a blood feud, cannibalism, digging for fresh soil for agricultural use, and superstitions about a jinn. His mother claimed that she burned some of the manuscripts... “
На этом про поездку в Абидос, пожалуй, все.