Руины Хампи - самая известная достопримечательность штата Карнатака. Более правильно называть их руины Виджаянагар, так как Хампи - это всего лишь деревня, которая расположена в этих местах.
Империя Виджаяна́гар была образована в 1336 году в ходе борьбы индусов Южной Индии с мусульманами Делийского султаната. В те времена юг Индии был раздроблен и управлялся большим количеством разных индуистских княжеств. Точные обстоятельства образования империи Виджаянагар неизвестны, но, по всей видимости, она возникла как ответ на угрозу со стороны мусульман. Столица империи, город Виджаянагара, был основан совсем недалеко от южных границ мусульманских территорий в горах, которые фактически служили естественной крепостью. Довольно быстро под власть империи попала вся южная Индия. На севере граница с мусульманами проходила по реке Кришна. Основным противником империи был исламский Биджапурский Султанат. Хотя оба противоборствующих государства были довольно обширны, расстояние между их столицами всего 183 километра. Название обоих городов Биджапур (Виджапура) и Виджаянагара означают “Город Победы”. Война между ними длилась почти 300 лет. Такие вот “две крепости”.
Постройки в Хампи относятся к классической индуистской архитектуре, их стиль восходит к архитектуре династии Чалукья, которая правила в этих местах почти за тысячу лет до империи Виджаянагар.
Индуистская архитектура, хотя в целом имеет массу общих архитектурных элементов и встречается на обширных территориях от Индии на западе и до Вьетнама на востоке, выглядит очень непривычно и экзотично для европейца. Наши представления об архитектуре во многом восходят к архитектуре античности и Древнего Египта, через византийскую и романскую архитектуру. Как европейская, так и исламская архитектура (в той же Индии) растут из этого корня. Архитектура индуизма же не имеет с ним ничего общего и просто совсем другая.
Самым, на мой взгляд, красивым храмом Хампи является храм Виттала. Он знаменит прежде всего своими резными каменным колоннами. Гранит - очень прочный камень, поэтому резьба и другие украшения храма хорошо сохранились. В храме есть несколько колонных залов: зал бракосочетаний, зал ста колонн, главный зал храма и так далее. Раньше в них танцевали танцовщицы, проводились свадьбы и религиозные церемонии.
Храм Виттала:
Наиболее известная из построек храма Виттала - каменная колесница Гаруды. Гаруда, царь птиц, сам является транспортом Вишну, зачем ему колесница не очень понятно. Возможно, он возит в ней по небу Вишну.
Резные колонны:
Кошка и магнолия:
Внутри храма:
Рядом с храмом Виттала расположен старый храм Шивы. В отличии от своего знаменитого соседа, этот храм практически не посещается туристами. Он немного заросший и несет кое-где следы вялотекущей реставрации в виде строительных лесов, но зато по нему можно бродить в полном одиночестве в компании ящериц и бурундуков. В нем тоже есть резные колонны.
Дорога к храму Виттала проходит через длинную рыночную улицу, с обеих сторон обрамленную колоннадами. Где-то на полпути рядом с улицей расположен водоем для омовений - “пушкарани”. Отличное место, где можно посидеть в тени и отдохнуть.
Поскольку Виджаянагар столетиями сосуществовал рядом с мусульманами, то, несмотря на военное противостояние, между ними шел определенный культурный обмен, что отразилось в том числе на архитектуре. Часть поздних построек в Хампи представляют собой причудливое сочетание индуистской и мусульманской архитектуры.
Наиболее яркие представители такого смешанного стиля - павильон Лотус Махал и Купальни Царицы.
Купальни Царицы:
Лотус Махал - павильон, расположенный в так называемом Дворце Царицы.
Дворец Царицы - это отдельная крепость с массивными стенами и башнями. От самого здания дворца, правда, остался только фундамент:
Рядом с дворцом расположены впечатляющего размера конюшни для боевых слонов, или, по простому говоря, слоновник:
Помимо замечательной индийской архитектуры, Хампи славен еще своими горами. Город расположен в области
деканских траппов. Трапповый вулканизм - это процесс, когда большое количество магматических источников формирует огромные лавовые поля, которые заливают обширные территории. Самые известные области траппового вулканизма - это западно-сибирские траппы и деканские траппы. Горы (холмы, плоскогорья), сформированные таким образом, состоят преимущественно из вулканических пород - гранита и базальта. Эти породы гораздо более твердые, чем традиционные осадочные породы, такие как известняк и тем более песчаник. Поэтому они гораздо меньше подвержены эрозии, что порождает визуально очень необычный пейзаж.
Холмы Хампи в рассветных сумерках:
Визуально это выглядит как будто такой пенопласт из гранитных валунов, местами обточенных ветром и водой до полукруглого состояния.
Хампи ассоциируется с исторической областью Кишкиндха, царством ванаров (обезьяноподобных гуманоидов), которое упоминается в «Рамаяне». Рамаяна наряду с Махабратхой является главным индийским эпосом. Он посвящен битве Рамы (героя и аватары Вишну) с Ракшасом Раваной (демоническим царем Ланки). Некоторые историки считают, что это аллегорическое описание завоевания индусами Шри Ланки. В Рамаяне на стороне Рамы сражались обезьяны, возглавляемые их предводителем Хануманом. Считается, что царство этих обезьян располагалось как раз примерно в той местности, где позже возник город Виджаянагара. Поэтому культ Ханумана очень силен в этих местах. Есть множество храмов, посвященных этому божеству, как исторических так и современных. В соседнем городе Хоспет я видел флаги Ханумана на грузовиках и даже мотоциклах, не говоря уже о зданиях. Примечательно, что фигура Ханумана стала популярна за пределами Индии, попав в Китай, где он стал Сунь Укуном, царем обезьян, ключевым персонажем классического китайского романа “Путешествие на Запад”.
Мы тоже встретили Ханумана в местных горах:
Обезьяны там и правда повсюду:
Следующий на нашем пути храм Хазара Рама (Храм тысячи Рам). Храм весьма интересный, но, конечно, уступает по количеству резных колонн и изяществу храму Витталы.
Главная его особенность - четыре колонны из черного базальта в главном помещении храма. Базальт еще более прочный материал, чем гранит, и такая тонкая резьба по нему, должно быть, требовала больших усилий. Зато она почти не подвержена действию времени и сохранилась до наших дней со всеми тонкими деталями, которые вложили в нее мастера-резчики. Это довольно редкая ситуация, потому что большинство образцов древних скульптур и барельефов доходят до наших дней заметно обточенные ветром и водой.
В прямом свете колонны даже немного блестят:
Стены храма украшены сюжетами из Рамаяны:
Царский дворец правителей Виджаянагара почти полностью разрушен. От главного здания остался только ступенчатый фундамент, похожий на какую-то мезоамериканскую пирамиду.
Также сохранился традиционный индийский каменный ступенчатый колодец и система акведуков:
Вокруг всех этих руин дворцов и храмов буйные зеленые заросли тропической растительности. В том числе бананов и кокосовых пальм:
Самый большой храм Хампи, Вирупакши, посвящен Шиве. Он же является одновременно самым современным и самым древним. Первые его постройки датируются временами правления династии Чалукья, примерно IX веком. Но основные элементы храма - центральное святилище и 50-метровая девятиэтажная надвратная гопура - построены во времена правления Кришнадеварая, махараджахираджа Виджаянагара в XVI веке. (Титул махараджахираджа означает царь царей, точнее, раджа раджей, то есть примерно соответствует понятию “император”).
Даже после гибели империи Виджаянагар религиозная традиция в храме Вирупакши не прервалась. Поэтому, в отличие от большинства храмов столицы Виджаянагара, он не стал музеем и археологическим объектом, а остается и по сей день действующим храмом Шивы. Он находится непосредственно в черте деревни Хампи, снабжен парковкой, рынком и всеми прочими атрибутами действующего религиозного учреждения. Там проводятся ритуалы поклонения Шиве, содержится храмовый слон для процессий и так далее. Но большинство его посетителей - это не жители деревни, а туристы, прежде всего, конечно, внутренние.
Гопура (гопурам) - важнейший элемент южной индуистской храмовой архитектуры. Это многоэтажные надвратные башни, богато украшенные каменной резьбой и скульптурами. В современных храмах они раскрашены в яркие цвета, но в исторических постройках краска, как правило, не сохранилась.
Храмовый слон:
Внутренний двор храма:
Центральное святилище:
На наш вопрос "зачем тут в центре с потолка свисает цепь?" наш гид лаконично ответил "используется в некоторых ритуалах".
Потолок, кстати, очень красивый, сохранилась (или была восстановлена) роспись:
В помещении с богами фотографировать нельзя, но зато можно поучаствовать в ритуале.
Отдельное удовольствие, которое обязательно включают во все экскурсионные программы в Хампи, это наблюдать закаты и рассветы. Гранитные холмы, похожие на кучи огромных валунов, создают весьма специфичный пейзаж. А с вершины этих холмов можно разглядывать разнообразные древние постройки, приобретающие в закатных лучах загадочный и мистический вид.
Кроме обычных храмов встречаются огромные каменные статуи богов, высеченные из цельного гранитного валуна, высотой несколько метров.
Вот, например, Ганеша:
А это Нарасимха, человек-лев, четвертая аватара Вишну:
Рассвет мы встречали на холме Маляванта в храме Рагхунатху. Считается, что этот холм упоминается аж в самой Рамаяне. По этому случаю тут расположен действующий храм Рамы (Вишну в образе Рамы), в котором брахманы круглосуточно читают Рамаяну на протяжении нескольких лет.
"Парковка" перед храмом:
You can watch this video on www.livejournal.com
В этом мероприятии можно немножко поучаствовать. Тем более, что мы приехали заранее и до рассвета еще оставалось время:
Брахман и его Боги:
А можно пошариться по темным коридорам за святилищем, которое вырублено в целиковой скале. Приключенцы мы или где? Как же не залезть в какую-нибудь темную дыру в Индии, да еще и ночью?
Когда начало светать мы полезли наверх, на нависающую над храмом скалу. С нее, собственно, и любовались рассветом. Наверху на скале тоже руины каких-то древних построек.
Храм Рагхунатху, вид сверху:
Когда рассвело мы слезли со скалы и двинулись на север, к пещерному храмовому городу Бадами. Но про это напишу в другой раз.
Баньян, растущий на камнях. Очень люблю баньяны:
Большая часть туристов в Хампи - это индусы, хотя русские тоже не редкость. В Индии как и в Китае очень развит внутренний туризм. Половина посетителей руин - это школьные экскурсии:
Еще немного резных колонн:
На этом пока все.
Технические моменты:
- Проще всего попасть в Хампи из Гоа. В Гоа есть огромное количество экскурсий в Хампи на любой вкус и цвет. Однако надо понимать, что все они с ночевкой, так как дорога от Гоа до Хампи занимает около 8 часов. Приличные гостиницы за вменяемые деньги есть в ближайшем городе в Хоспете. Какое-то жилье для туристов есть и в самой деревне Хампи, но бытовые условия там могут быть очень индийскими.
- Район основных археологических объектов это примерно квадрат со стороной в 3 км. Если вы никуда не торопитесь, то в теории можно ходить пешком. Но локации соединены проселочными дорогами с убитым асфальтом и без тротуаров, поэтому ходить между ними будет очень пыльно и не очень приятно. Хотя, возможно, есть какие-то тропинки через заросли в обход дорог. Мы в общем перемещались в основном на машине.
- Около ключевых локаций есть лотки, где можно купить воду/газировку/шоколадку/кокос/карту местности и книжку о Хампи на любом языке включая русский )
- С едой аккуратно. В руинах и зарослях полно обезьян, которые считают вашу еду своей законной добычей.
- Мы провели в Хампи полный день и еще кусочек следующего. Но вообще там есть что посмотреть и на 2-3 дня. Храмов, дворцов и живописных холмов там очень много.
Ссылки: