Если в Испании звучат даже тумбочки и коробки, то в Тринидаде и Тобаго кастрюля -- источник внеземных звуков. Великий полтергейст выбрал эту страну для рождения музыки регги, стиля калипсо
(родителя новых ритмических идиом самбы, румбы и мамбо) и поющей нефтяной бочки -- Стилпана (Steelpan -- анг., дословно - стальная кастрюля).
Стилпан относится к "идиофонической" семье инструментов и, теxнически, не является ударным (мембранофоническим) инструментом. Идиофоны -- музыкальные инструменты, источником звука которых служит их собственное тело: материал, способный звучать без дополнительного натяжения.
История рождения этого инструмента в 1938-1939 гг. (единственного акустического инструмента, появившегося в 20-м веке) -- мечта зеленых поборников вторичного использования продуктов жизнедеятельности цивилизации. На Антильских островах за несколько десятков лет существования не
фтяных перевозок скопилось множество 200-литровых железных бочек из-под американского машинного масла (нефти). Из этих бочек и стали делать национальная карибская гордость -- СтилПан. Причем, настоящие ценители и мастера предпочитают инструменты, сделанные из бочек производителей «Kastrol» и «BP».
Пустую канистру разрезают пополам и, для увеличения эластичности, нагревают на огне. Дну придают вогнутую форму и упругими резиновыми молоточками выбивают грани (фасеты). Инструмент имеет темперированный лад. Каждый сегмент настраивают на определенную ноту. Соседние ноты, располагающиеся на одной окружности, находятся в квартово-квинтовом отношении. Количество нот на одном инструменте варьируется от шести до нескольких десятков. в зависимости от назначения инструмента: бас, аккомпанемент, соло. Изобретатель сольного инструмента, тенорового пана, -- Энтони Вильямс (модификация Германа Джонса, СтилПан-паук. Ист.
http://tonyguppy.com/). За мировое распространение этого инструмента ответственен Жан-Мише
ль Жар, который использовал его во время открытого шоу в Париже. Стилпан породил целое семейство «ручных» последователей: Хенг Драм, Instrumento ARTesanal, Caisa, Spacedrum и прочие музыкальные летающие тарелки.
Строй СтилПана стал основой не только для нескольких разновидностей идиофонов, но и для ламеллофонов.
Такой строй подталкивает музыканта к графическому, аппликатурному восприятию гармонии. Визуально облегчает восприятие функциональных отношений аккордов. А благодаря инструменту, который нам одолжил Алексей Гузнаев (за что ему всяческие благодарности), мы в Jazzике с ним поем так:
Titikaka