Около середины XIV века на рубеже степных необжитых земель возникло Одоевское княжество. В течение двух веков оно подвергалось набегам то ордынских, то литовских захватчиков, пока в 1494 году не вошло в состав Московского государства. В Одоеве были построены укрепления - город стал одним из форпостов оборонительной системы. Со временем границы нашего государства отодвигались все дальше на юг, и Одоев год за годом терял свое значение города-крепости. Оборонительные сооружения ветшали, разрушались, и к концу XVIII века сохранился только земляной вал. Остатки вала и еле приметные следы рва можно, напрягая воображение, заметить и сегодня, они отделяют современный город от места расположения древних крепостных сооружений.
Что касается названия города, то по этому поводу существует весьма романтичная версия, согласно которой оно состоит из двух греческих слов: одос, что в переводе означает «дорога», и ев - «хорошо». Таким образом, в переводе название Одоев звучит, как «хорошая дорога».
По одной из таких дорог мы и приехали на реку Упа, которая голубой лентой прорезает Одоевский район и впадает в Оку. Вместе с засеками она служит границей двух зон - лесной и лесостепной. Места по этой реке холмистые, привольные и необыкновенно поэтичные. Но одном из холмов на южном берегу Упы и стоит древний Одоев.
Вчера в городе Одоеве состоялся первый фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки "Сказки деда Филимона".Городок встретил нас размеренностью и спокойствием глубинки тульского края,который нарушали лишь доносящиеся с площади песни фольклорного коллектива
biatrissa54Площадь была достаточно пустынна,жители не спешили на праздник,туристов приехало маловато,но думаю,что это поправимо и с каждым годом интерес к этому фестивалю будет нарастать,на него будут приезжать мастера с других регионов.Ведь глиняной игрушкой занимаются во многих регионах.
Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольлору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.
Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".
Игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены основные представления о природе и человеке крестьянина. Дети, помогавшие своим родителям лепить и красить игрушки, принимали систему ценностей от предков.
Широко известны такие народные промыслы как - Гжель, Скопин, Дымково, Филимоново, Каргополь, Абашево, Петровское, Сомово,Романовская игрушка. Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времён.
В XVIII-XIX вв.производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки- свистульки, Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.
Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.
Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным.
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.
Чтобы изготовить хорошо звучащую свистульку, необходима сноровка. Умелые движения рук создавали форму изделия, которое оставалось внутри полым, затем с задней его части делался срез, и палочкой протыкались три необходимые для издания звуков отверстия. После этого свистулька сушилась, обжигалась и раскрашивалась эмалиевыми красками в красный, зеленый, оранжевый, синий и желтый цвета
Всё это мы узнали посетив одоевский музей филимоновской игрушки.Приведенное снаружи в порядок и приглядный вид здание усилиями музейных работников,не столь приглядно внутри и требует капитального ремонта.Но, самое главное-это то,что возглавляет этот музей жизнерадостная,открытая,замечательная женщина,увлеченная своим делом,настоящий музейный работник Гирдюк Ольга Сергеевна
.
И чтобы поддержать ,обратить внимание на этот музей руководство минкультата и лично губернатора,я готова обращаться к ним лично.Таким людям как Ольга Сергеевна хочется и стоит помогать.
Музей в отличии многих других в ТО,в которых мне удалось побывать этим летом,очень тщательно подготовился к фестивалю.Встречал нас на входе дед Филимон
Во дворе была организована уникальная встреча с интересным человеком, музыкантом Сергеем Плотниковым, приехавшим из Воронежа,он привез свои экспонаты из "Музея забытой музыки"
И мы попали в интереснейшее путешествие в историю создания народных инструментов,при этом мастер сам их
демонстрировал их,рассказывал,отвечал на вопросы,играл на них и даже исполнял частушки.В это увлекательное путешествие очень быстро были вовлечены зрители-посетители музея,они смогли попробовать сыграть на народных инструментах и даже сыграть дуэтом с мастером,все получили огромное удовольствие.
Зрителей собралось много
После встречи с мастером из Воронежа,мы отправились осматривать экспозицию музея ,встречали нас вот такие красавицы
.Эти девочки повели посетителей по залам музея,рассказывая о истории глиняной игрушки и музейных экспонатах вполне профессионально,были очень подготовлены,делали это рядом с директором музея Ольгой Сергеевной.Это очень порадовало,я увидела как передаются знания ребятам,вовлекают их в историю края,оказалось,что некоторые из них обучаются мастерству изготовления филимоновской игрушки.И предоставленная директором музея возможность поделиться своими познаниями посетителям музея просто окрылила этих девчонок,они водили экскурсии целый день.Естественно директор музея была рядом ,очень интересно рассказывала о своем музее-просто удивительная женщина-энтузиаст музейного дела,так организовать музейный день в рамках фестиваля в разваливающемся здании-дорогого стоит.А посмотрите какие у них представлены экспонаты
Все это работы мастеров филимоновской игрушки,их всего 24 человека,работы очень интересные и разнообразные, у каждого мастера свои особенности,главное что мастерство передается из поколения в поколение,технологии не потеряны и традиции не прерывались.Каждый мастер использует свою глину,как выяснилось,они пользуются только своими месторождениями.Кроме этого в музее представлены и другие игрушки тульского края,такие как "
тульская городская",эта игрушка удивительно прекрасна.Только посмотрите
, также янополянская керамика
,поразившая меня необычностью цвета, красотой скульптурной композиции
Очень понравились воронежские игрушки,они такие нежные
А вот другие работы
Музейные залы дополнены и вот такими экспонатами
.При выходе из музея на территолрии нас уже встречали детские и взрослые фольклорные коллективы и праздник продолжился
Потом вернулись на главную площадь праздника,где продолжался концерт народных коллективов,выступали очень калоритные артисты
.Встретила там и всем известного Витька(дядю Витю) из тульского ЖЖ и представителей тульской прессы
,которые после участия в мастер-классе по изготовлению филимоновской игрушки тоже пошли гулять по ярмарке.А в это время на площади продолжались мастер-классы по гончарному искусству,изготовлению филимоновской игрушки,изделий из оленого теста и.д
, в которых с удовольствием принимали участие ребятишки и взрослые
.
Ну,а я тоже не осталась в стороне и прикупила себе набор керамической посуды
.Были представлены и другие мастера и сувенирная продукция
.А это уже известный мне мастер,возродивший белевскую игрушку
.
Гуляя по Одоеву встретила @f_anton
.И я в очередной раз убедилась,что тульские блогеры люди активные и неравнодушные к истории края,я их часто встречаю на ярмарках и фестивалях.Вот и сейчас,кроме @f_anton,встретили всю семью Ольги @assol_new,которая не пропускает ни одно культурное событие в ТО.
Не забыли погулять по тихому Одоеву
Ну, и как водится символ России в глубинке тульского края
.
Вот и закончился праздник. Фото на память
А наш путь к храму-жемчужине тульской земли в Анастасов монастырь. На другом, правом, берегу Упы, напротив Одоевской крепости, в середине XVI века был построен Анастасов монастырь. Сначала деревянный, во второй половине XVII века он становится каменным. В 1669-1675 годах в монастыре строится жемчужина тульского зодчества - Богородице-Рождественская церковь. Монастырь просуществовал до второй половины XVIII века, поддерживаемый вкладами прихожан - и богатыми, и самыми простыми. Красавица-церковь стоит до наших дней. В 1971 году начали ее реставрировать, но скоро работы остановились. На сегодняшний день реставрационные работы идут очень активно, в чем Вы можете и сами убедиться.
.
Попали мы на вечернюю службу,церковь необыкновенной красоты восстанавливается,на колокольне установлены колокола,которые звучат божественно,имели счастье послучать их перезвон.
День близится к концу ,направляемся домой и еще пару фото о достопримечательностях Одоева и его окрестностей
.
До свидания дед Филимон,до свидания Одоев,до встречи в следующем году!